«Свистун» может остаться на свободе

Бывший высокопоставленный сотрудник Агентства национальной безопасности (АНБ) США Томас Дрейк в суде города Балтимор, штат Мэриленд, признал свою вину в незаконном использовании служебного положения и извлечении конфиденциальной информации из баз данных агентства с целью ее передачи прессе.

 Об этом сообщилт 10 июня на своих сайтах Министерство юстиции СШАВ и ФБР.

ИСТОРИЯ ПРЕДАТЕЛЬСТВА

По словам Дрейка, его сегодняшние проблемы, как обвиняемого в криминальном преступлении, имеют долгую историю. Они начались 11 сентября 2001 года. В этот день он начал свою деятельность в качестве вольнонаемного сотрудника АНБ, одного из самых крупных, наиболее дорогих и в высшей степени технологически оснащенных разведывательных подразделений Америки. Дрейк, лингвист и специалист по программному обеспечению, имевший 12-летний опыт работы в области военной криптографии и работавший в качестве подрядчика агентства по программе с кодовым наименованием Jackpot, занимался защитой информации и выявлением уязвимых мест в программном обеспечении нанявшего его на работу разведывательного ведомства.

Даже сегодня, когда компьютеризация обрела всеохватывающий характер, возможности АНБ, по сравнению с другими разведывательными ведомствами, находятся на высочайшем уровне. По заявлениям специалистов, каждые шесть часов главный электронный шпион Америки собирает электронные данные, по своему объему эквивалентные всей информации, содержащейся в библиотеке Конгресса. По численности личного состава эта спецслужба в три раза превосходит ЦРУ и поглощает третью часть бюджета разведывательного сообщества Америки. Только за потребление электроэнергии она ежегодно платит более 70 млн. долл.

В то время когда Дрейк приступил к исполнению своих служебных обязанностей в АНБ, оно находилось в состоянии кризиса и, после окончания холодной войны, потеряло четкие ориентиры своей деятельности. АНБ не успевало идти в ногу с появлением сотовых телефонов, оптических средств связи и Интернета. В 1999 году в оценках деятельности агентства, проведенных по инициативе генерала Майка Хайдена (Michael Hayden), возглавившего эту структуру, было сделано два крайне нелицеприятных вывода. Было установлено, что ведомство «погрязло в трясине бюрократических конфликтов», а его руководство не способно эффективно управлять деятельностью своих сотрудников.

Дрейк, по роду своей деятельности, был осведомлен о программе ThinThread, предназначенной для создания инструмента контроля коммуникаций террористов во всех сферах их деятельности и интеллектуального анализа полученных данных с целью извлечения новых сведений о действиях боевиков и картографирования мест дислокации моджахедов. Но в 2000 году эта программа, на которую предполагалось израсходовать несколько миллионов долларов, хотя предварительные испытания по использованию созданных в ее рамках средств показали очень хорошие результаты, была закрыта.

Это было связано с изменением приоритетных направлений деятельности АНБ, попытками консолидировать усилия всех разведывательных ведомств США по борьбе с терроризмом, а также с тем, что в поле зрения главного электронного разведывательного ведомства попадали не только террористы и иностранные разведчики, но и слишком большое количество простых американцев. Специалисты АНБ получали исчерпывающие сведения об их частной жизни. А это являлось нарушением конституционных прав граждан США и противоречило федеральному законодательству.

Правда, вместо ThinThread АНБ была принята к реализации значительно более дорогостоящая программа Trailblazer, которая предназначалась для решения тех же задач, но на более высоком технологическом уровне и стоила уже несколько сотен миллионов долларов. Однако и она была чуть позднее закрыта. Ни та, ни другая программа не привели АНБ к желаемому результату. А в конечном итоге были впустую истрачены десятки миллионов долларов.

Совсем недавно один из разработчиков программы ThinThread Билл Бинни (Bill Binney) рассказал прессе, что выполнявшаяся под его руководством эта небольшая программа была направлена на то, чтобы дать возможность специалистам АНБ отслеживать врагов Америки за пределами территории США, но стала использоваться как для слежения за иностранными разведками, так и за американцами. Бинни, понимая, что такое применение этих средств нарушает права граждан Америки, выступил против руководства АНБ. На его сторону встал и Томас Дрейк. В связи с этим он и стал целью политических интриг лидеров агентства и в конечном итоге попал на скамью подсудимых.

Дрейк, работая в АНБ, тайно предоставлял конгрессменам сведения о деятельности своего ведомства. Он стал анонимным источником конфиденциальной информации для членов различных комитетов Конгресса, занимавшихся расследованием неэффективности действий разведслужб в связи с событиями 11 сентября. Он снабжал парламентариев совершенно секретными документами, содержащими сведения о недостатках в работе АНБ. Дрейк считал, что агентство не предоставило другим организациям разведывательного сообщества США информацию о готовящемся теракте, которую ему удалось получить до атаки боевиков на торговый центр и Пентагон.

В АНБ существуют строгие правила по информированию руководства о контактах его сотрудников с законодателями. В 2002 году начальница Дрейка Морин Бейгински (Maureen Baginski), возглавлявшая директорат электронной разведки, предупредила его о том, что служба внутренней безопасности ищет источники утечки информации, и предложила сменить место работы. Вскоре Дрейк перешел на менее заметный пост в АНБ.

В конце 2005 года вокруг деятельности АНБ, связанной со сбором персональных данных американцев, разразился очередной скандал. Он был вызван публикацией в прессе данных о том, что сотрудники агентства ведут слежку за своими согражданами. Возглавлявший тогда Белый дом Джордж Буш-младший назвал утечку этой информации «позорным актом» и распорядился найти источник утечки сведений.

Президент и высокопоставленные представители его администрации уверили американскую общественность, что программа наблюдения, реализуемая АНБ, юридически оправдана. Хотя все они оговаривались, что необходимо внесение новых поправок в действующие законы, поскольку существующие правила получения разрешений на контроль электронных коммуникаций не позволяли соответствующим спецслужбам быстро реагировать на возникающие угрозы со стороны международного терроризма. Они также объявили, что ведение электронного наблюдения на территории США осуществляется только в том случае, если один из связывающихся абонентов находится за пределами страны.

На фоне этого скандала Дрейк утверждал, что политики нагло врут американскому народу. Он посчитал, что, если сообщит прессе правдивую информацию об огрехах в деятельности своего ведомства, ни в коем случае не нарушит закон и рискует только потерять работу. А к этому, даже имея четырех детей, младший из которых был неизлечимо болен, разведчик был морально готов. Поэтому ныне обвиняемый Дрейк связался с Сайобхан Горман (Siobhan Gorman), журналисткой газеты «Балтимор сан», координаты которой ему в свое время дала член Комитета по разведке Платы представителей Диана Роурк (Diane Roark), отвечавшая за контроль АНБ.

ОБВИНЕНИЯ И СМЯГЧЕНИЕ ФЕМИДЫ

Первоначальное обвинение против Томаса Дрека, который в 2008 году под давлением начальства уволился из агентства и перешел на работу в один из торговых центров корпорации Apple, было выставлено балтиморским судом 10 апреля прошлого года и включало 10 пунктов. По пяти из них он обвинялся в нарушении закона о шпионаже. Четыре пункта предусматривали наказание за дачу ложных показаний и еще по одному ему ставилось в вину нежелание сотрудничать со следствием и оказание препятствий в изучении фактов его дела.

В течение всего хода следствия попавший под колеса американской Фемиды компьютерный эксперт утверждал, что он не передавал журналистке какою-либо секретную информацию, и категорически отказывался признавать свою вину в раскрытии секретных сведений о деятельности АНБ. В соответствии с изначально предъявленным обвинением за свой проступок Дрейк мог бы быть осужден на 35 лет тюрьмы и приговорен к уплате штрафа в 250 тыс. долл.

Очередные слушания по его делу были назначены на 13 июня этого года. Однако они состоялись на четыре дня раньше. Под давлением следователей, прокуроров и защищающих его адвокатов Дрейк согласился признать свою вину только в том, что он незаконно пользовался компьютерной сетью АНБ и, нарушая установленные правила режима секретности, хранил извлеченную информацию у себя дома.

В результате этой договоренности суд снял с него обвинения по остальным девяти пунктам и, как заявляет американская пресса, якобы согласился не требовать для Дрейка тюремного заключения. Теперь Дрейка уже не обвиняют в том, что он будто бы занимался шпионажем или нанес ущерб национальной безопасности страны. Американские правозащитники, напротив, утверждают, что на самом деле действия бывшего эксперта АНБ, который информировал политиков и общественность США о недостатках и упущениях в своем ведомстве, напрочь защищенном от контроля общественных организаций, только способствовали укреплению безопасности Америки.

Однако по действующему законодательству за подобное правонарушение бывший разведчик, которому исполнилось 54 года, все-таки может быть приговорен к году тюрьмы и к штрафу в размере 100 тыс. долл. Вынесение окончательного приговора запланировано на 15 июля этого года.

По утверждениям следователей, совершив свое преступление, Дрейк подверг опасности жизни многих военнослужащих. Высокопоставленные чиновники из Министерства юстиции США считают, что все подобные случаи разглашения закрытых сведений должны обязательно преследоваться в уголовном порядке. Как заявил помощник генерального прокурора Лэнни Бройер, «никто не имеет права нарушать закон и распространять закрытую информацию только потому, что ему так хочется». Он также отметил, что в таких случаях политика «не должна играть вообще никакой роли».

Волна борьбы с разглашением информации достигла своего пика еще во времена правления республиканской администрации Джорджа Буша. Буш лично уделял большое внимание этой проблеме. В те времена под суд попал даже его ближайший помощник – вице-президент США Ричард Чейни. Правда, тогда американские СМИ утверждали, что вице-президент допускал утечки сведений по политическим мотивам и делал это с разрешения Белого дома.

Новые демократические власти США во главе с занявшим президентское кресло Бараком Обамой провозгласили курс на максимальную открытость в работе правительства. Сам президент неоднократно заявлял, что раскрытие в прессе информации о неправомочных действиях разведывательных служб и других органов, обеспечивающих национальную безопасность Америки, только помогают правительству укреплять демократию во всех сферах жизни страны и бороться с бюрократизмом и коррупцией. Он даже говорил, что действия «свистунов», так в Америке называют людей, раскрывающих общественности конфиденциальную информацию о деятельности своих ведомств, являются актами «смелости и патриотизма». По словам Обамы, таких людей следует «не душить, а поощрять».

Но сегодня власти Вашингтона, следуя по стопам Буша, продолжают придерживаться его линии и считают, что все утечки необходимо пресекать различными мерами, включая уголовное преследование. Они утверждают, что в противном случае остановить этот процесс не удастся и разглашение закрытых сведений будет происходить всегда.

Вашингтонские правители настаивают на наказании таких граждан, как Дрейк, который выносил сор из избы АНБ еще во времена правления Буша. Правда, следует отметить, что последний в свое время не настаивал на наказании разведчика.

Как заявляют специалисты, судебная акция против Дрейка, видимо, по политическим соображениям, будет носить значительно более мягкий характер. Правда, по мнению американской прессы, если он будет осужден, то это может стать причиной очередного роста напряженности в отношениях между СМИ и правительством Америки.

Автор: Владимир Иванов,  Независимое военное обозрение  

You may also like...