Продажные партии Украины

Динамика последних трех лет иллюстрирует убыточность бизнеса по созданию новых партий. Последнее время они создавались преимущественно для перепродажи либо сдачи в аренду. Сам по себе процесс регистрации партструктур в Украине достаточно затратный. «У моего знакомого бесхозными «стоят» около тридцати партий, никак не может продать», — признается эксперт Владимир Золотарев. Почему партии в Украине – бизнес, бизнес, еще раз бизнес и никакой идеологии.

 Создать партию с чистого листа всего за полтора месяца — реально, если умело обходить требования законодательства. Успех этого предприятия при каждой власти обеспечивают посредники, близкие к Минюсту. Но с недавних пор действительно надежными считаются только фирмы, работающие напрямую с Банковой.

Вытаскивая из сумки стопку незаполненных регистрационных листов, журналист и общественный деятель Михаил Притула протягивает их активистам-соратникам. «Вооружившись» бланками, парень и девушка отправляются собирать подписи в поддержку регистрации партии Притулы «Право народа». Уже через минуту каждый из них отработанным приемом выхватывает из общего потока нескольких отдыхающих в столичном парке возле арки Дружбы народов.

Прохожие слушают партийные идеи вяло, но спешат поставить автограф, чтобы от них поскорее отвязались. Самое сложное в работе сборщиков подписей — уговорить подписавшихся сообщить домашний адрес. Лидер незарегистрированной партии все это время не теряет из виду молодых соратников, что, видимо, заставляет их находить убедительные аргументы. Сложно представить, но сбор подписей в поддержку регистрации партии Притулы длится уже… три года.

Подписалось около семи тысяч человек. Чтобы преодолеть установленный законом барьер, судя по темпам предыдущих лет, потребуется еще почти год. Впрочем, утруждаться «живым» сбором подписей ради того, чтобы обзавестись собственной политсилой, не обязательно. Ряд специализированных компаний оказывает весь спектр услуг регистрации партий «под ключ» в рекордно короткие сроки — полтора-два месяца. Но главный их козырь — не это. Некоторые такие посредники обещают не только провести все необходимые процедуры, но и за счет связей обеспечить положительное решение чиновников.

Автограф народа

Одна из ключевых преград на пути к созданию новой партии — требование о 10 тысячах подписей, собранных в ее поддержку. Юридические фирмы и PR-агентства, специализирующиеся на регистрации партий, готовы справиться с этой задачей за месяц. Чтобы сделать это без подтасовок в столь короткий срок, нужно обладать большой сетью интервьюеров в регионах. Ее практически ни у кого нет.

Поэтому зачастую некоторое количество подписей реальных людей, собранных в одном регионе, затем разбавляется фиктивными автографами от имени тех, чьи фамилии и адреса зафиксированы в базах данных избирателей Украины. «Это все проделывается с помощью баз данных граждан плюс часть подписей собирается за несколько вечеров в общежитиях столичных университетов», — утверждает Александр Черненко, председатель Комитета избирателей Украины. Кроме сбора подписей, такие компании проделают все необходимые процедуры, включая организацию учредительного съезда и областных конференций, а также юридическое сопровождение документов в Минюст.

В силу своей специфики рынок услуг по регистрации партий является закрытым. По оценкам опрошенных изданием «ВД» участников, реально работают на нем до пяти PR-агентств с политическим профилем и до десяти юридических фирм, специализирующихся на избирательном праве. Зачастую именно юрфирмы заявляют о наличии выходов на Минюст и Администрацию президента. Они либо напрямую работают с руководством профильного министерства, либо связаны отношениями собственности или контроля с его высоко­поставленными чинами.

Если в частной беседе с участниками этого рынка или политиками поставить вопрос о гарантиях регистрации новой партии, чаще всего можно услышать в ответ название компании «Лавринович и Партнеры». Сразу несколько собеседников в среде политиков, политтехнологов и игроков рынка регистрации партий заявили «ВД», что фирма сына министра юстиции считается едва ли не самым надежным и оперативным посредником в вопросах «узаконивания политсил».

Один из них утверждает, что его компания пересекалась с фирмой Лавриновича-младшего как раз на ниве регистрации партий. По его словам, у этой юрфирмы есть опыт работы в сфере создания региональных политических проектов. Каково же было наше удивление, когда в PR-отделе компании в ответ на официальное обращение «ВД» сообщили, что она регистрацией политических сил не занимается!

В списке направлений работы юрфирмы на ее сайте категории «Избирательное право» или «Регистрация партий» действительно отсутствуют. Но компания заявляет: «…мы способны сопровождать клиентов в любых ситуациях». Видимо, зачислить такую услугу в перечень, учитывая родство основателя компании с руководителем Минюста, означало бы обречь себя на постоянные обвинения в конфликте интересов.

Между тем ряд фирм активно рекламирует деятельность по регистрации партий. Благодаря интернет-поисковикам легко обнаружить, что этим занимается, например, адвокатская компания «Гончаров и Партнеры» или же консалтинг-юридическая компания «Лицензия-Сервис». А юридическая фирма «Акценты» на собственном сайте вообще делится опытом регистрации «под ключ» партий «Мост», «Новая жизнь» и «За справедливость и благополучие» — от сбора подписей до сопровождения процедуры регистрации политсил в департаменте легализации объединений граждан, государственной регистрации печатных средств массовой информации и информагентств Министерства юстиции Украины.

Стабильно дорого

«Создать партию с нуля стоит около $100 тысяч, — рассказывает Андрей Золотарев, политтехнолог, директор центра «Третий сектор». — Львиная доля расходов пойдет на сбор подпи­сей и «откат» Минюсту». Именно последний пункт, по признанию лидера одной из партий, пожелавшего остаться инкогнито, стал главным расходным и трудоемким пунктом в регистрации его партии.

$25 тыс. — таков минимальный объем аргументов, убеждающих профильное ведомство принять положительное решение о регистрации партии, по состоянию на конец прошлого года. Эту цифру изданию озвучили сразу несколько источников.

Не платить взятку, по мнению большинства собеседников «ВД», можно в случае, если лидер или владелец партии имеют достаточный авторитет и личные связи с Минюстом. При этом даже статус народного депутата не является автоматическим пропуском его структуры на партийный рынок. «Среди учредителей партий много депутатов, пытающихся на одной своей репутации протолкнуть политсилу в Минюсте, — констатирует Игорь Душин, лидер Либерально-демократической партии Украины. — Но не всегда это заканчивается успехом».

Одна из лидеров партии «Великая Украина» Ирина Самарина вспоминает, что в Минюсте удивились, когда они принесли на регистрацию мешки с подписями, а не с валютой: «Там, наверное, думали, что уже никто самостоятельно их не собирает». Официальные представители Министерства юстиции, впрочем, в беседах с прессой даже возможности дополнительной финансовой мотивации своих сотрудников при регистрации партий не допускают. «Эта информация не соответствует действительности», — категорично заявил Андрей Седов, заместитель министра юстиции.

В целом расценки на рынке создания новых партий сейчас — за год до парламентских выборов — не растут. А некоторые специалисты и вовсе сулят им снижение. «Причина в том, что создание партии сейчас невыгодно экономически, поскольку при смешанной (мажоритарно-пропорциональной) системе выборов их роль при формировании парламента и органов местного самоуправления существенно снижается», — убежден Павел Карайченцев, руководитель проекта Mestnye.com, политтехнолог.

Поток желающих зарегистрироваться в преддверии ожидаемого введения мажоритарных округов уменьшился, но не иссяк. Только с начала года профильное министерство зарегистрировало девять политических партий. Правда, часть из них, а именно Интернет партия Украины и Украинская партия респонсизма, «подавались» на регистрацию ранее, но Минюст по разным причинам отказывался давать им путевку в жизнь.

Оппозиционерам дороже

Неофициальным, но самым влиятельным участником процесса регистрации партий за последний год стала Администрация президента. Именно там в конечном счете решают, допускать нового игрока на партийный рынок или нет. Так «ВД» объяснили сразу в нескольких юридических фирмах, куда наш корреспондент обратился за полным пакетом услуг по регистрации партии, предварительно подготовив легенду.

Мы просили зарегистрировать новую политсилу — сателлит крупной партии оппозиционного толка. Наш вымышленный бюджет — $80 тыс. — заинтересовал посредников, раскрывших карты при личной встрече. «Не беспокойтесь, у нас есть лицо в Администрации президента, оно все решит с Минюстом», — заверил директор одной из таких юрфирм. Но оппозиционность создающейся структуры особенно заинтересовала нашего собеседника и даже заставила его отправиться на совещание с помощником. После чего нам было объявлено, что «это будет труднее и дороже».

В свою очередь в другой юридической фирме сообщили, что если в Администрации президента им откажут в регистрации нашей партии, они обязуются вернуть деньги. «При принятии решения по вашей партии немаловажно будет, кто ее члены и лидер. На прошлых местных выборах была команда собрать политическое досье по всем более-менее значимым личностям.

Поэтому можно напороться на политическую волю, где уже ни я, ни кто-то другой не сможет повлиять на их решение», — объяснил посредник. Он также сообщил, что за последний год Минюст стал более тщательно проверять подписи при регистрации партий. «Как раньше, проставить их одной левой и, чтобы это прошло, сейчас не выйдет», — подчеркнул он, аргументируя стоимость услуг.

Усложнение процедуры «проходимости» на политическую арену оппозиционных партий зафиксировали и политтехнологи. По словам директора GMT Group Анатолия Луценко, сейчас в Минюсте оппозиционные партии при регистрации проверяют с особой тщательностью: «Сразу несколько моих знакомых — активистов из недавно созданных партий — жаловались на всяческие притеснения при регистрации». Назвать их Анатолий Луценко отказался, мотивировав нежеланием создавать им еще бльшие проблемы с ведомством. По официальным данным, полученным «ВД» в Минюсте, за 2010-2011 гг. министерство отказало в регистрации 17 партиям.

Причуды законодателя

Причин для отказа у профильного министерства в избытке. Достаточно скрупулезно изучить документы — и зацепка наверняка будет найдена. Интернет партию Украины, по словам ее лидера Дмитрия Голубова, отказывались регистрировать дважды. «Первый раз на основании якобы неправильного устава, второй — якобы подделанных подписей. На самом деле это так по­считал эксперт Минюста, ведь самим «подписантам» никто не звонил и не проверял, ставили они их или нет», — заявляет г-н Голубов.

Решительное «нет» в ответ на просьбу о регистрации в 2010 году «услышала» Социалистическая партия регионов. Ее лидер Петр Петриченко поясняет, что ведомство отказало им под предлогом того, что название партии дублирует название Социалистической партии и Партии регионов. Заключение лингвистов о том, что в данном случае дублирование не имеет места, ситуацию не спасло. Минюст оказался несокрушимым. «В кулуарах мне сказали, что это был заказ сверху, так как на выборах мы якобы могли отбирать часть электората регионалов и социалистов», — поясняет г-н Петриченко.

Одна из зацепок для профильного министерства заложена в Законе «О политических партиях в Украине». Согласно причудливой формулировке народных депутатов, 10 тыс. подписей нужно собрать не менее чем в двух третях районов не менее чем двух третей областей, а также Киева, Севастополя и Крыма. В результате из перечня административных единиц, где возможен сбор подписей, выпали районы в городах областного значения.

Посему заручаться поддержкой граждан в Днепропетровске или Харькове — верный путь к отказу в регистрации новой партии. Впрочем, есть и политсилы, которым проторена зеленая дорога на политическую арену. «Я видел такие регистрационные документы партий, что даже при беглом знакомстве очевидны были явные огрехи, несоответствия Конституции и всяческие не предусмотренные законом вольности. Но это были приближенные к власти партии», — отметил Андрей Золотарев.

Динамика последних трех лет, по мнению опрошенных «ВД» экспертов, иллюстрирует убыточность бизнеса по созданию новых партий (последнее время они создавались преимущественно для перепродажи либо сдачи в аренду, подробнее — см. «Статус напрокат», «ВД» №14, апрель 2010 г.). Сам по себе процесс регистрации партструктур достаточно затратный.

К тому же анонсированный переход к смешанной системе выборов, когда лишь половину нардепов в парламенте будут представлять партии, дополнительно ударил по спросу на новые политсилы. «У моего знакомого бесхозными «стоят» около тридцати партий, никак не может продать», — признается г-н Золотарев. Очевидно, этот тренд повлияет и на рынок услуг по созданию партий. Удержаться на нем имеют шанс лишь несколько крупных игроков с прочными связями в ключевых властных структурах.

Авторы: Алиса Юрченко, Константин Ткаченко, ВЛАСТЬ ДЕНЕГ

You may also like...