Мифы о мажоритарщиках: «тушки»-оборотни или Деды Морозы с гречкой

Мажоритарный кандидат – это Дед Мороз, который приходит за полгода до выборов, чинит дороги и подъезды, строит детские площадки и раздает продуктовые наборы.

Автор: Автор: Виктория Чирва, Контракты 

 Миф №1. Мажоритарный кандидат – это Дед Мороз, который приходит за полгода до выборов, чинит дороги и подъезды, строит детские площадки и раздает продуктовые наборы.

Действительно, у большинства избирателей – чисто потребительский подход к такому депутату. Неслучайно по данным социологических исследований, которые проводил Комитет избирателей Украины, на вопрос – что бы вы хотели, чтобы ваш кандидат для вас делал, ответ – «писал законы» находится в конце первой десятки.

Александр Черненко: «Мотивация избирателя, который выбирает депутата по округу, отличается от той, которая была на предыдущих выборах. Даже идейный избиратель все свои политические пожелания высказывает кандидатам по партийным спискам. А в мажоритарщике видят барина, который проехал, деньгами посыпал, дороги заасфальтировал. Мотивация избирателя потребительская: кандидат по округу нужен для того, чтобы помогать людям, выбивать деньги для округа и т.д.».

Миф №2. Партийность мажоритарщика неважна: главное, чтобы носил гречку и умел хорошо говорить.

На самом деле, политтехнологи констатируют обратную тенденцию: партбилет способен добавить кандидату до десяти процентов рейтинга, даже если его никто не знает. КИУ провел эксперимент: включил в список для исследования по Восточной Украине несуществующего кандидата от Компартии. Выяснилось, что за него готовы проголосовать 7%, а 3% даже отметили, что знают, кто он такой.

Александр Черненко: «Бывает, что некоторые люди голосуют за кандидатов только потому, что они принадлежат к той или иной партии. На Западе – это «Свобода», на Юге или Востоке – Партия регионов или КПУ. Хотя, безусловно, кроме партийной принадлежности, будут играть роль и другие составляющие. Например, админресурс, материальный ресурс и технологии. В каждом из округов одна из этих составляющих будет играть либо доминирующее, либо вспомогательное значение».

Миф №3. Мажоритарщик – это потенциальная «тушка». Он не обязан прохождением в парламент никакой партии, поэтому может легко и непринужденно бегать из фракции во фракцию.

На самом деле, мажоритарный кандидат не так уж независим, как может показаться. И у него не меньше финансовых и политических обязательств, чем у списочника. Плюс – обязательства перед реальными избирателями. Кроме того, мажоритарный кандидат – как правило, личность состоявшаяся и состоятельная. На которую можно воздействовать и пряником, и кнутом. Либо пообещать льготы и налоговые послабления, зеленый свет в лоббировании нужных законов, либо – пригрозить налоговой, санэпидстанцией и прочими карательными структурами.

Александр Черненко: «Да, мажоритарщиков можно загнать в большинство, поскольку все они, как правило, уязвимые бизнесмены. Но голосовать по указке они не станут. Их сложнее контролировать в самом парламенте. И можно дать голову на отсечение, что мажоритарщики не позволят власти провести ни одного решения, требующего конституционного большинства – будь то изменение статуса русского языка или вопросы внешнеполитического вектора».

Миф №4. Мажоритарному кандидату легче пройти в парламент, потому что ему достаточно «купить» округ.

На самом деле, даже пара-тройка миллионов долларов не гарантирует кандидату по мажоритарке победы на выборах. Да, «купить» округ куда дешевле, нежели место в проходной части избирательного списка. И на это и делают ставку многие кандидаты. Однако эксперты признают, что деньги давно перестали быть ключевым фактором победы на выборах. Не менее важны личностные качества кандидата: его прошлые заслуги, черты характера, харизма и так далее.

Александр Черненко: «Люди, которые идут на округа, не совсем представляют, с чем им придется столкнуться. Они думают так: сейчас я вбухаю в округ деньги (а кампания стоит от миллиона долларов до трех, в некоторых округах доходит и до пяти), договорюсь с губернатором или мэром, наобещаю людям с три короба, и меня изберут. На самом деле, не все так просто.

Потому что велика вероятность, что появится кто-то еще, кто наобещает еще больше. На данный момент, из 225 округов только в 20-30 более ли менее ясная ситуация с явным лидером – как от власти, так и от оппозиции. Остается надеяться, что в следующую Верховную Раду попадет хотя бы небольшой процент реальных региональных лидеров, популярных среди людей и готовых работать на людей. Тогда можно будет говорить о новом качестве парламента и о том, что он снова вернулся к избирателям».

Миф №5. Победив по округу, мажоритарщик исчезает на всю каденцию и появляется непосредственно перед новыми выборами.

Такое тоже бывает. Практика показывает, что многие кандидаты, которые избирались по мажоритарным округам, получив мандат, тут же забывали дорогу на округ. Особенно – после официально отмены мажоритарки. Есть депутаты, которые ни разу не появлялись на округе после того, как проходили в парламент. Есть и такие, которые продолжали работать с округом не только после отмены мажоритарки, но даже и после того, как лишились мандатов.

Александр Черненко: «Несмотря на то, что в пленарном расписании народных депутатов в месяц присутствует неделя «работа в округах», лишь немногие понимают это буквально. Большинство народных избранников используют это время для отдыха (часто, за рубежом). Часть депутатов под работой в округах понимает посиделки в ресторане с местным губернатором или директором градообразующего предприятия. Разумеется, простым избирателям от такой «работы» ни холодно, ни жарко. Единственное, что меня радует – у нас появляется реальный шанс восстановить связь между депутатом и избирателем, которая была надолго разорвана пропорциональной системой с закрытыми партийными списками». 

You may also like...