Четвертая годовщина «Фаины»: никаких уроков из трагедии

За последние три года пираты напали на 42 судна со 196 украинцами в составе экипажей. Украина не может защитить своих моряков в международных водах – нужны изменения в законодательстве. Украина не может даже гарантировать безопасность судоходства в своих территориальных водах – нужна политическая воля.

В сентябре 2008 года во время рейса из Николаева до Момбасы украинское грузовое судно «Фаина» (MV Faina) захватили сомалийские пираты. На борту корабля был груз танков Т-72, передвижных ракетных установок BM-1 GRAD, огнестрельного оружия и прочего военного оборудования, официально предназначенного для Кении. На борту судна был 21 человек — из них 17 граждан Украины, трое граждан России и один гражданин Латвии. Только в феврале следующего года пираты отпустили корабль, и экипаж смог вернуться домой.

Когда захватили «Фаину», начались разговоры о том, как украинское государство может защитить своих моряков и может ли в принципе? Впрочем, этот вопрос и сегодня остается открытым.

Ежегодно десятки судовладельцев разных стран несут убытки, выплачивая выкуп за захваченные судна и экипажи пресловутым сомалийским пиратам. Морские торговые пути, пролегающие мимо берегов Сомали, соединяют Индийский океан и Красное море, которое через Суэцкий канал связано со Средиземноморским бассейном и далее — с Атлантикой. Нужно либо рисковать, либо огибать Африку, что и дольше, и дороже. Хотя желающих отправлять свои корабли в обход мыса Доброй Надежды тоже хватает.

Каждый восемнадцатый моряк в мире – украинец. Однако высокие зарплаты не покрывают всех рисков профессии, слишком часто мореходы становятся заложниками недобросовестных судовладельцев и критических обстоятельств.

Украинские моряки – заложники безответственности власти

По подсчетам американского фонда One Earth Future, в прошлом году мировая экономика потеряла из-за сомалийских пиратов 7 миллиардов долларов. Сами пираты получили около 160 миллионов, остальное — это расходы судовладельцев на охрану, страховку, большую затрату топлива из-за необходимости увеличить скорость кораблей и тому подобное. Отдельные эксперты считают, что общий убыток преувеличен, но судовладельцам, на чьи плечи ложится основная часть расходов, от этого не легче.

Разгул пиратов стал возможным в первую очередь благодаря практически полному отсутствию в стране власти. После того, как в 1991 году был свергнут диктатор Сиад Баре, правящий с 1969 года, между собой стали воевать кланы и группировки, царит анархия. Признанное международным сообществом Федеральное переходное правительство контролирует практически только город Могадишо и его окрестности. Вот пираты и могут безнаказанно приводить захваченные корабли в бухты вдоль побережья страны, что они и делают с 2004 года.

Собственно, в убогой стране пиратство является одним из немногих способов заработать на жизнь. Как отмечает британский аналитический центр Chatham House, оно обеспечивает работой большое количество людей, которые либо занимаются непосредственно захватом и грабежом судов, охраной заложников или обслуживанием пиратов, либо находят себе место в тех городах, в которые идут вырученные деньги. Да и зарплаты повышаются там, где пираты тратят деньги.

 

Действия украинских политиков и представителей власти во время освобождения экипажа «Фаины» повысили вероятность будущих захватов пиратами украинских моряков.  

Украинские моряки стали более выгодной мишенью для пиратов?

 

Безусловно, морские пути в этом регионе патрулируют теперь боевые корабли ведущих морских государств, которые стремятся противостоять разбойникам. Международное морское бюро даже отметило, что за первое полугодие этого года преступники захватили или пытались захватить в три раза меньше кораблей, чем за тот же период года прошлого — около 70. Но искоренить пиратство в Сомали это не может: еще в 2008 году Министерство обороны США признавало, что даже военно-морские силы всех стран мира этого не достигнут, и международному сообществу следует попытаться решить некоторые экономические и политические проблемы Сомали, способствующие пиратству.

Надежду на определенную стабильность должны принести первые за полстолетия выборы президента Сомали. Их планировали провести 20 августа, но теперь они откладываются на неопределенный срок — выбирать главу государства должен новый парламент из 275 депутатов, а их только 215, чего недостаточно. Остальные кандидатуры из-за разногласий между кланами отклонил технический комитет, который утверждает избранных старейшинами кандидатов в депутаты. Помешали также высокий уровень коррупции и большое количество нарушений.

Противников перемен в Сомали вряд ли меньше, нежели тех, кто их желает — как самих сомалийцев, так и иностранцев. Стабильность нужна нескольким миллионам голодных местных жителей и не нужна тем, кто причастен к распределению гуманитарной помощи и ее разворовывает. Она нужна судовладельцам и не нужна пиратам и страховщикам, существенно увеличившим стоимость страховки для кораблей, идущих мимо этой страны. Она нужна рыбакам Сомали и не нужна браконьерам, промышляющим в местных водах. Как и тем, кто торгует на этом крупном черном рынке оружия.

Читатель будет смеяться: иные осужденные Трибуналом для Руанды пираты отправляются отбывать наказание в комфортабельные европейские тюрьмы, за примерное поведение им могут скостить срок и после выхода на свободу их нужно будет пристроить на жительство в той же Европе – не отправлять же их в Руанду, где им грозит множество опасностей!
Пираты Сомали: на рею или на скамью подсудимых?

В конце концов, на уровне государства она нужна Сомали и сомнительно, что нужна соседним Эфиопии, Джибути и Кении, где проживает много сомалийцев. Ведь установление контроля над всеми территориями, населенными сомалийцами, эта страна провозгласила своей целью еще в 1960 году. С Эфиопией она воевала в 1977—1978 годах, потом там нашли пристанище повстанцы, воевавшие с режимом Сиада Баре. В 2006 году Эфиопия при поддержке США вторглась в Сомали для борьбы с фундаментальным исламизмом из движения «Аш-Шабаб» (ислам здесь глубоко укоренен), с прошлого года эфиопские войска опять борются с ним, поддерживая признанное ООН переходное правительство. Войска же ООН покинули Сомали еще в 1995 году.

Да и крупным мировым игрокам, которые и пытаются навести здесь порядок, наличие в этом регионе очага нестабильности дает дополнительные возможности для давления на другие страны. Вспомним захват в 2008 году пиратами иранского балкера Iran Deyanat. Тогда по СМИ пошла информация о том, что он перевозил химическое оружие для исламистских повстанцев в Эритрее. После чего США ввели санкции против главного национального морского перевозчика Ирана компании IRISL и ее 18 дочерних компаний, обвиняя их в противозаконных перевозках оружия в интересах Министерства обороны Ирана.

О сомалийском пиратстве слышали все, но правды о нем не знает почти никто — вроде бы все известно, но знание это находится в полном противоречии с действительностью. Понять суть этой проблемы и ее масштабы — значит понять, как в современном мире создаются мифы и глобальные фальсификации, перед которыми бледнеют разоблачения Викиликс. Собственно, зачем нужны викиликсы, если средства массовой информации и общественность ухитряются не замечать столь крупномасштабных афер?

На кого работают сомалийские пираты

Учитывая разнообразие противников порядка в Сомали, рычаги влияния у них тоже различные — от политических до терактов. Но даже если президента таки выберут в обозримом будущем, это еще не значит, что бандитские группировки в стране быстро исчезнут. Она хронически расколота годами, здесь уже образовалось несколько государств, и возобновиться внезапно не сможет.

Итак, очевидно, что пока все — от владельцев судоходных компаний до стран, борющихся с пиратами — и в дальнейшем будут нести дополнительные расходы. А для Украины это означает, что ее граждане по-прежнему будут подвержены риску: в 2008—2011 годах пираты напали на 42 судна со 196 украинцами в составе экипажей, из них 31 иностранное судно со 155 украинцами было в плену. Она заняла второе место в мире после Филиппин по количеству нападений пиратов на судна с ее гражданами.

И если сначала экипажи просто испытывали неудобства (плохая еда и тому подобное), жестокости пираты не проявляли, то сейчас риски выросли, в том числе и для жизни. Это связано с тем, что военные часто беспощадно убивают пиратов, тем самым делая только хуже. И пираты становятся более жестокими, и случайных жертв, попадающих под огонь, не избежать.

Украина еще в ноябре 2010 года присоединилась к антипиратской операции ВМС стран Европейского Союза «Аталанта». В этом году в район проведения этой операции направят украинский самолет для осуществления наблюдательных полетов над акваторией.

Планируется, что в следующем году фрегат ВМС Украины «Гетман Сагайдачный» примет участие в международной операции «Океанский щит», которая, как ожидается, будет продолжаться до конца 2014-го. Возможно, в операции примет участие и большой десантный корабль «Константин Ольшанский» с подразделением морской пехоты.

Между тем, наиболее эффективным средством защиты судна от пиратов на сегодняшний день является охрана на нем. Владельцы давно уже нанимают для этого вооруженные группы. Ведь даже конвои, которые сопровождают военные корабли, не могут гарантировать безопасность — пираты умудряются захватить корабль даже в таком конвое, используя отвлекающие маневры. Тем более, что многим судовладельцам графики конвоев просто не подходят.

Украина уже намеревалась отправить к берегам Сомали свои спецподразделения. Впрочем, для этого нужны изменения в украинском законодательстве и международном морском праве, ведь пока спецподразделения СБУ и Министерства обороны могут для уничтожения и захвата пиратов размещаться только на боевых кораблях других стран.

Интересы пиратов и борцов с ними чудесным образом совпадают, ибо бороться с пиратами путем их отлова и посадки можно до скончания века.

Сомалийское пиратство превратилось в очередную фальшивку, в мошенничество всемирного масштаба

КОММЕНТАРИЙ

«ВСЕ ГИДРОНАВИГАЦИОННЫЕ ОБЪЕКТЫ, ФОРМАЛЬНО ПРИНАДЛЕЖАЩИЕ УКРАИНЕ, ФАКТИЧЕСКИ НАХОДЯТСЯ ПОД КОНТРОЛЕМ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА РФ»

Владимир ПРИТУЛА, эксперт проекта «Крымский политический диалог» (награжден Почетным знаком Командующего ВМС ВС Украины за содействие воссозданию украинского флота):

* * *

— Украина в последние несколько лет принимает определенные меры, чтобы улучшить институционные возможности спасения своих граждан в экстремальных ситуациях на море. Речь идет не только о нападениях пиратов, но и о стихийных бедствиях. Впрочем, не устраненным на сегодняшний день остается целый ряд ключевых препятствий. И все они лежат в сугубо политической плоскости. В частности, речь идет об отношениях Украины со США и Российской Федерацией.

В результате свертывания демократических процессов в стране отношения между Украиной и США значительно охладели. А следовательно, затянулся процесс включения украинских военных кораблей в систему антипиратской защиты. Известно, что украинский корабль в настоящий момент готовится к участию в международной антипиратской операции. Планируется, что выйдет он в следующем году. Впрочем, по предыдущему плану он должен был быть готов еще в 2011 году.

Но ввиду отсутствия политической воли «наверху» процесс подготовки затянулся. Поэтому на данный момент 2013 год — лишь формальное время, когда украинский корабль сможет выйти на антипиратскую операцию. Но вполне возможно, что и в 2013-м он не будет готов либо же его не возьмут. И произойдет это не столько по техническим причинам, сколько по политическим.

Не решенным остается сегодня вопрос безопасности судоходства в украинских территориальных водах. Все гидронавигационные объекты, формально принадлежащие Украине, фактически находятся под контролем Черноморского флота РФ. Можно сказать — в оккупации. Поскольку эти маяки не передавались в аренду, ЧФ фактически их захватил и удерживают силой. Все решения судей, которые были приняты в отношении украинских маяков, российская сторона отказывается выполнять.

А украинская сторона, очевидно, и не очень на этом настаивает. Украина сегодня не может в полной мере гарантировать безопасность судоходства в своих территориальных водах. Ответственность за захваченные корабли и несвоевременное спасение людей на море лежит, на мой взгляд, исключительно на правительстве, которое не способно контролировать свою же акваторию с точки зрения гидрологии и навигации.

Автор: Алла ДУБРОВЫК, «День»

You may also like...