«Мясник» разделает Минтранс как тушу. Часть 2

…Представитель американской корпорации «Sigma Bleyzer» был посвящен во все секреты сотрудничества украинских предприятий авиапрома с российскими. А также планами экспансии современнейших Ан-148 и Ан-225 «Мрия» на рынке международных авиаперевозок. Но ведь это – вопросы национальной безопасности и обороны! Впрочем, к СБУ – просьба: не беспокоить… «Мясник»

«Донецкий мясокомбинат» (Донецк, пр. Ильича, 105, ОКПО 05507040). Продукция: мясо, мясопродукты, колбасные изделия, жиры, паштеты, медицинские препараты, сувениры из рога и кости. Это предприятие, ранее принадлежавшее братьям Блайзерам, В.Бондарь возглавил в 1999-м году, после «обкатки» своей кандидатуры на менее значимых объектах коммерческих интересов «Sigma Bleyzer». Напомним: и тогда же поменял персональный идентификационный код. Давили «грехи молодости»? Хотел замести следы былой бурной коммерческой деятельности перед вступлением на новую ответственную должность? Как бы там ни было, «мясная» веха в биографии В.Бондаря – одна из самых темных в его карьере.

Недавно Донецкая городская прокуратура закончила производство по обвинению бывшего директора, некоего гражданина N. в злоупотреблении служебным положением. Фабула дела.

В марте 2001 года в адрес Донецкого мясокомбината поступило письмо от предприятия «Азовская продовольственная компания» — с предложением к мясокомбинату акцептовать (принять к оплате) выписанный ЗАО «АПК» вексель на 14 миллионов гривен. Якобы за зерно, которое «Азовская продовольственная компания» якобы планирует приобрести у ООО «Колос». С «АПК» у мясокомбината каких-либо финансово-хозяйственных контактов у прежде не было. Как и финансовой возможности акцептовать подобный вексель — все имущество мясокомбината не стоило четырнадцати миллионов. Тем не менее обвиняемый N. согласился выступить поручителем по чужим долгам. И после подписания им соответствующих договоров разорительный вексель обернулся для членов трудового коллектива потерей прав собственности на сумму около 8,6 миллиона гривен.

В октябре 2001 года хозяйственный суд Донецкой области признал за «Колосом» все права на мясокомбинат, чье имущество послужило залогом заведомо невыгодной сделки. При этом пострадали не только первые акционеры, но и государство. Когда в 1992 году произошло акционирование мясокомбината, в уставный фонд приватизированного предприятия не вошли десять объектов недвижимости, включая две столовые, общежитие, детский сад и конференц-зал, оставшиеся на его балансе. Все они с той же легкостью перешли к «Колосу», из-за чего ущерб Фонду госимущества составил 731 тысячу гривен.

Интересы государства пострадали дважды. Ибо уже на момент избрания N. на должность председателя правления ОАО Донецкий мясокомбинат его имущество уже находилось в налоговом залоге — из-за задолженности перед Калининской налоговой администрацией в сумме 721 тысячи гривен.

После вступления «Колоса» в права в результате ряда последующих операций ООО трансформировалось в ООО «Донецкий мясокомбинат» с новым составом собственников. По проверенным сведениям, за обеими фирмами — ЗАО «Азовская продовольственная компания» и ООО «Колос» — стоит один и тот же бизнесмен — народный депутат Александр Лещинский. Чье имя многократно звучало в разоблачительных передачах покойного журналиста Игоря Александрова.

Уголовные дела в отношении руководства «Азовской продовольственной компании» и «Колоса» сегодня выделены в отдельные производства. Так же, как и уголовное дело в отношении судьи хозяйственного суда, сыгравшего в этой истории свою роль.

Обвиняемый N. в своем кресле продержался менее года. Вскоре после подписания ставших роковыми для него писем он лишился места — кадровые перемены с приходом нового владельца коснулись всей верхушки комбината.

На следствии N. показал, что ему «просто сказали»: мол, принято решение о том, что комбинат, который был на тот момент убыточным, должен перейти в другие руки, и велели поставить подписи в нужных местах. За умышленное превышение служебных полномочий ему грозит от семи до десяти лет. Об этом своим читателям рассказала газета «Донбасс» (№ 133 (20992), 22 июля 2005г.).

Каким боком эта грязная история относится к Виктору Бондарю, ныне – министру? Ответ на этот вопрос дает отчет о деятельности Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку за март прошлого года. Согласно распоряжению уполномоченного лица Комиссии, начальника управления корпоративных финансов и соответственно предоставленным документам отменена регистрация выпуска акций ОАО «Донецкий мясокомбинат» в связи с ликвидацией общества. «Аннулировано свидетельство о регистрации выпуска акций № 309/05/1/98 от 07.10.98 г., выданное Донецким территориальным управлением Комиссии — распоряжение № 25-С от 09.03.05 г».

Как видим, мясокомбинат был фактически подготовлен к приватизации: накануне захвата его новыми собственниками, предприятие было в долгах, как в шелках. Схема, многократно апробированная при отчуждении государственной собственности. Сначала на предприятие «заводится» управленческая команда, которая изучает его активы, а также сильные и слабые места. Затем доверенные управленцы покидают обреченное предприятие, а на должность руководителя ставится этакий «Фунт». Этот «Фунт» и подписывает требуемую для отчуждения у прежних владельцев документацию.

Возможно, В.Бондарь и был тем «разведчиком» от «Sigma Bleyzer», который действовал в интересах третьих лиц на должности руководителя «Донецкого мясокомбината».

Справедливости ради, отметим и другую версию «мясокомбинатовских» событий. «Sigma Bleyzer» просто вышибли с предприятия конкуренты американцев – не в последнюю очередь, из-за откровенно слабого и безвольного менеджмента Виктора Бондаря.

Так или иначе, сам Виктор Васильевич не любит вспоминать свое «мясное» прошлое. Но кличка «Мясник» все же закрепилась за этим внешне приятным человеком.

Порочащие связи? Имеет!

Обилие этих связей у В.Бондаря – множество. Характернейшая из них — Душин Игорь Леонидович. Родился 7 июля 1961 года в Харькове. В 1983 году закончил Харьковский госуниверситет, радиофизический факультет, инженер-радиофизик. В 1985-1986 гг. – инструктор Ленинского РК ЛКСМУ Харькова. В 1987-1989 гг. – заместитель директора Харьковского центра научно-технической творчества молодежи «Практика». В 1989-1991 гг. – глава Союза научно-технических и производственных кооперативов. Стажировался в США и Германии по вопросам городского управления. В 1994-1998 гг. – руководитель секретариата советника Президента Украины по вопросам региональной политики, главный консультант группы обеспечения деятельности помощников, советников, научных консультантов, консультантов и референтов Администрации Президента Украины. Глава Либерально-демократической партии Украины.

Тот самый Игорь Душин – технический кандидат на президентских выборах, когда победил Кучма-2. Душин – технический кандидат, спонсируемый командой Леонида Даниловича. С 2000 г. – директор по вопросам развития ООО «Украинские коммуникации». Той самой коммерческой структуры, в которой — с 2000 года — занимал должность вице-президента (директора по вопросам развития) Виктор Васильевич Бондарь.

Эта телекоммуникационная компания так же была темой скандала.

Позволим себе пространное цитирование: «Временная следственная комиссия парламента по вопросам деятельности в сфере связи и информатизации… обнародовала результаты первых проверок. Вернее, по словам председателя комиссии Анатолия Хмелевого, проверками это назвать нельзя, так как операторы связи под всевозможнейшими причинами активно уклоняются от предоставления нужных документов. «Скорее были нанесены ознакомительные визиты, — сказал Хмелевой, — однако даже они помогли нам убедиться, что факты, изложенные в докладе депутата А.Яковенко на сессии ВР в начале июля текущего года, полностью соответствуют действительности». Напомним, что в упомянутом докладе шла речь о выдаче Госкомсвязи кому попадя лицензий на предоставление междугородней и международной телефонной связи, о невыполнении подавляющим большинством операторов своих инвестобязательств, о противозаконном выделении некоторым из них национального кода доступа, о коррупции чиновников от связи и сращении их приватных интересов с интересами международных телекоммуникационных компаний. Что же увидели депутаты, обивая пороги всевозможных СП, АО, ООО, которых в отрасли с благословения Госкомсвязи в последние годы расплодилось около двух сотен? По юридическим адресам многих зарегистрированных операторов находились квартиры, где просто невозможно осуществлять указанную в их лицензиях деятельность. Так, акционерное общество «Украинские коммуникации», которому в свое время было выдано Госкомсвязыо аж две лицензии на предоставление международной связи, ютилась в квартире жилого дома, на фасаде которого даже не было вывески. Хотя следственная комиссия парламента предварительно оповестила руководителей этого общества о своем посещении, депутатов даже не пригласили в помещение, кратко сообщив по «мобилке», что, мол, никого (т.е. руководителей) нет дома (Инна Богун, «У кого же зазвонит «Телеком»?»; «Правда Украины»).

И еще: «Не так давно в прессе широко освещался факт ареста в Ростовской области представителя американской фирмы «Квелком», который, по мнению представителей соответствующих российских органов, занимался шпионажем. В Украине фирма «Квелком» создала совместное предприятие «Телесистемы Украины». Обещались огромные инвестиции, поставки высокотехнологического оборудования… В результате, по словам народного депутата А.Яковенко, денежных инвестиций так и не дождались, поставленное оборудование, по мнению специалистов, оказалось устаревшим, не прошедшим сертификацию в Украине. И понадобилось целых шесть лет для того, чтобы сделать из этих фактов выводы и, наконец, поставить вопрос о разрыве договоров с «Квелкомом».

Фирма «Квелком», фигурировавшая в качестве примера на одной из сессий ВР, — далеко не одинока на украинском рынке связи. Так, из девяти операторов, получивших лицензии на международную и междугороднюю связь, работают только три. Но при этом, к примеру, ЗАО «Украинские коммуникации», получившее лицензию на услуги международной связи еще в 1996 году, так и не приступив к работе, успело изменить зарубежных учредителей, и в начале 1998 года получить лицензию повторно».

Вот в таких «сумеречных» структурах обретался, набирая опыт под покровительством старших (в том числе и американских) товарищей наш герой. Всегда на вторых и третьих ролях, сегодня он, волею случая и усилиями проталкивающих его «кукловодов», оказался во главе стратегически важного для государства министерства. И автоматически получил доступ к важнейшим государственным секретам.

Проходил ли он перед назначением в Минтранс на должность замминистра положенную в таких случаях спецпроверку? Наверняка, нет. Иначе даже той малой толики, что смогли «накопать» на В.В.Бондаря журналисты, хватило бы «проверяющим» для более детальной «разработки объекта». Сегодня же лишь отраслевые эксперты в области транспорта и связи гадают: какой интерес для американской «Sigma Bleyzer» представляет тот или иной шаг украинского министра транспорта, тот или иной подписанный им приказ по министерству или контракт?

P.S. Очевидно, бизнес-интересы братьев Блейзер весьма обширны, а серьезные кадровые победы в правительстве позволяют предположить, что у американских бизнесменов появились хорошие возможности доступа к государственным активам. А также государственным секретам. И, соответственно, расширению за счет этого собственного бизнеса. К примеру, совсем недавно, 13 октября 2005 года Секретариат Кабинета Министров Украины зарегистрировал проект Указа Президента Украины о ликвидации Государственной службы Украины по наблюдению за обеспечением безопасности авиации. И передачи ее функций — вместе с объектами государственной собственности — Минтранссвязи. В результате Минтранс получил дополнительный доступ к авиационным активам отрасли…

Вспомним и скандал с попыткой неудавшегося объединения авиастроительной отрасли Украины, которую активно лоббировал бывший министр промполитики Неустроев.

Тогда, напомним, в советниках Неустроева ходил В.Бадаев, руководитель киевского офиса «Sigma Bleyzer». Бадаев всегда присутствовал даже на закрытых совещаниях в министерстве, посвященных стратегическим вопросам развития авиастроительной отрасли Украины, что вызывало удивление и возмущение «генералов» отечественного авиапрома. Еще бы: представитель американской корпорации был в полном объеме посвящен во все секреты сотрудничества украинских предприятий с российскими, а также планами экспансии современнейших Ан-148 и Ан-225 «Мрия» на рынке международных авиаперевозок! Но ведь это – вопросы не только производственные, но и национальной безопасности и обороны.

Теперь – после скандала – Бадаев ушел в тень. Сейчас ему не к чему светиться – теперь всеми вопросами, и в гораздо большем объеме – владеет другой ставленник «Sigma Bleyzer» — министр транспорта В.Бондарь.

Ярослав Грушевский, «УК»

Читайте также: