Куда деваются жены и откуда берутся деньги? Загадки деклараций депутатов Госдумы

Самые богатые депутаты Госдумы стали беднее, а некоторые до того бедные неожиданно разбогатели: такой вывод можно сделать, ознакомившись с декларациями за 2012 год. Нервозно-скандальная обстановка, в которой проходила ежегодная кампания «по сдаче», и необходимость учитывать новые правила игры вроде контроля за расходами подтолкнули некоторых народных избранников к экстравагантным поступкам вроде декларирования «кладовой комнаты» площадью 5,7 кв.м.

 Этот необычный объект недвижимости приобретен был мужем депутата Альфии Когогиной – гендиректором КАМАЗа Сергеем Когогиным…

Не лишним будет ещё раз напомнить, с каким исходным материалом мы имеем дело, говоря о декларациях депутатов и чиновников: гласности предаются лишь самые общие сведения, максимально обезличенные, и потому не всегда дающие возможность делать правильные выводы. Денежные доходы почему-то публикуются в виде одной общей цифры, а из чего она складывается (дивиденды, гонорары, доходы от вкладов, продажа недвижимости или транспорта) — не понятно.

Пакеты акций вообще не заявляются. О месте расположения недвижимости сообщается лишь страна, дата покупки неизвестна – как и год рождения автомобилей. И, наконец, вместе с депутатами «сдаются» только супруги и несовершеннолетние дети. В этом году пока опубликованы сведения лишь о 447 депутатов из 450 – трое не успели, потому что только-только пришли взамен ушедших (один из которых, Владимир Пехтин, пал жертвой декларационного скандала).

Рисунок Алексея Меринова

Рисунок Алексея Меринова

Кризис ударил по семьям?

Каждый год мы вычисляем самые богатые депутатские семьи с доходом больше 100 млн. рублей в год. В 2010 году таких было 17. В 2011 – 23. «Ого, кризис действительно закончился!» – хотелось воскликнуть тогда, узнав о росте благосостояния депутатского корпуса. Но кризис опять наступает: иначе почему число самых богатых депутатских семей в 2012 году сократилось до 20? 17 из них – семьи единороссов, две – справороссов (Сергея Петрова и Алексея Чепы) и одна – коммуниста (Сергея Муравленко).

Опять же традиционно среди богатеев выделяем семьи сверхбогатеев, членов нашего клуба «Для тех, у кого за 800 млн.»…

Ужасный ужас! В 2011 году набралось четыре, а в 2012 – ВСЕГО ДВЕ! Самая богатая семья, Николая Борцова («ЕР»), получила 1 млрд. 116 млн. рублей, следом за ней идет семья Григория Аникеева («ЕР»), короля империи полуфабрикатов с годовым доходом 1 млрд. 100 млн. рублей… Но и в абсолютных цифрах самые богатые-2012 беднее самых богатых-2011: годом ранее на первом месте был тот же г-н Аникеев, но с 2,7 млрд. рублей, а на втором – семья создателя группы компаний «Рольф», справоросса Сергея Петрова с 1,4 млрд. рублей (сейчас заявили всего 649 млн. рублей).

Фамилии глав пяти из двадцати самых богатых семей Госдумы украшают рейтинги журнала «Форбс»: Николай Борцов, Сергей Петров, Андрей Скоч, Михаил Слипенчук, Леонид Симановский. Но не всегда данные экспертов совпадают с данными деклараций. Судите сами: Николай Борцов, наш лидер – 138-й из 200 богатейших россиян, в мировом рейтинге журнала не виден. Зато Андрей Скоч, обладатель капитала в 7,9 млрд. долларов согласно данным «Форбс», в Госдуме всего лишь на 10 месте с относительно скромными 286 млн. рублей годового дохода…

 

фото: Наталия Губернаторова  Скачки состояний

фото: Наталия Губернаторова  

Скачки состояний

Тут мы подходим к еще одной особенности нынешней кампании по декларированию: не реагировать на изменившуюся обстановку небедные, скажем так, депутаты Госдумы не могли. Тем более что некоторым из них уже пришлось пройти через неприятную процедуру обсуждения личных дел в прессе и на заседании Комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах и имуществе (Андрей Скоч, Григорий Аникеев, Леонид Симановский, Николай Борцов, Айрат Хайруллин, и другие, дело Сергея Петрова еще «в работе»). А реагировать можно двумя способами: или стараться вдруг показать всё по максимуму или хотя бы что-то (зависит от исходного уровня), или стараться всё по максимуму спрятать. И то, и другое производит странное впечатление, но тут уж ничего не поделаешь.

Вот единоросс Андрей Скоч. Из года в год он упрямо «впаривал» нам про доход в одну депутатскую зарплату (в 2011 году – 1,9 млн. рублей) и практически полное отсутствие недвижимости: квартирка в Белгородской области в 65 с небольшим кв.м не в счет. При этом у него не было жены, но были семеро малолетних детей! Как выкручивался – непонятно, но в 2012 году, если верить легенде и декларации, вдруг случилось ему счастье. Доход депутата Скоча вырос аж до 286 млн. рублей, и еще появилось 6 земельных участков, два дома, и даже Мерседес-Бенц S500 4Matic! И квартирка в Белгородской области осталась… Жены по-прежнему нет, но детей малолетних стало трое. Откуда эти 286 млн. и недвижимость и почему именно 286 млн.?

Вопрос повисает в воздухе.

Точно так же он повисает при чтении декларации единоросса Владимира Кононова (хозяин многопрофильного холдинга «Конкор»). В прошлом году он заявил о доходе, равном депутатской зарплате, и даже супруга с 247 тысячами рублей не спасла ситуацию. Кроме двух квартир, находящихся в безвозмездном пользовании, ничего у семьи не было. А нынче – 475 млн. семейного дохода, пятое место в нашем рейтинге. Может, продал имущество? Нет. И даже единственное задекларированное в прошлом году транспортное средство, вертолет Robinson R-44, никуда не делся!

Лицом повернулась судьба и к семье Елены Паниной («ЕР»). В 2011 году она задекларировала лишь депутатскую зарплату, ее муж – 1,1 млн. рублей дохода. А в этом году супругу сильно повезло: его доход вырос до 160 млн. рублей, и семья вышла на 15 место в нашем рейтинге. Попытки догадаться, откуда деньги, опираясь только на сведения декларации, приводят нас в тупик: недвижимости и автомобилей у Паниных не убавилось, наоборот – в плюсе квартира в 203,9 кв.м, а супруг даже поменял автомобиль, и теперь у него Ягуар XJ (от 3,7 до 7,3 млн., если новенький)…

 

 

фото: Иван Скрипалев

фото: Иван Скрипалев

 

Внезапно обедневшие

На другом имущественном полюсе живет Ирина Яровая («ЕР»): супруг, который, говорят, бизнесмен, ей не помощник. В 2011 году его доход составил 419 тысяч рублей, а в 2012-м – всего 276 тысяч. Машин в семье нет, своего жилья – тоже: живут в казенной депутатской квартире на депутатскую зарплату жены около 2 млн. рублей в год.

Но супруг г-жи Яровой обеднел хотя неприятно, но «всего» в 1,5 раза. Есть куда более яркие примеры. Денежные доходы Михаила Слипенчука («ЕР»), входящего в список богатейших людей России по версии журнала «Форбс», уменьшились за год с 897 млн. рублей до 154 млн. Казалось бы, ответ на вопрос «что случилось?» можно найти, увидев внушительнейший список объектов недвижимости, принадлежащей хозяину строительной компании «Метрополь»: было 147 земельных участков, стало – 396 (голова кругом!), в основном под дачное строительство. Но откуда мы знаем, сколько стоили эти новые участки, и все ли они были куплены в течение 2012 года?

Таких примеров много. Еще одно украшение рейтинга богатейших россиян, Борис Зубицкий («ЕР») с женой в прошлом году заявили о доходе в 680 млн. рублей, а сейчас – 90 млн., и добра у них больше не стало – наоборот, куда-то делся один земельный участок под жилищное строительство… Правда, у супруги появилась (или просто была наконец задекларирована) квартира в Швейцарии площадью 237,5 кв.м…

Заграница им поможет

Зарубежная недвижимость – больная тема. Блоггеры ищут, политические противники пишут заявления в Комиссию по контролю за достоверностью сведений о доходах и имуществе, журналисты задают вопросы… В 2012 году появились депутаты, которые впервые заявили дома, квартиры и земельные участки за пределами РФ. Но опять же надо иметь в виду – мы НЕ ЗНАЕМ из опубликованных сведений, это та недвижимость, о которой вдруг вспомнили, или та, которую в прошлом году купили.

В декларации появилась квартира в Латвии у супруги Ильи Пономарева («СР»), земельный участок на Украине у супруги главы Комитета по охране здоровья Сергея Калашникова (ЛДПР), земельный участок с немаленьким жилым домом в 228 кв.м на Кипре у Валерия Язева («ЕР»), у хоккеиста Владислава Третьяка («ЕР») теперь не одна, а две квартиры в Латвии… А у Умахана Умаханова («ЕР») приобретение дома в Испании для супруги (почти 312 кв.м) совпало с резким ростом доходов: в 2011 году они с супругой заработали чуть больше 7 млн. рублей, а в 2012 – 213 млн.!

Справоросс Алексей Чепа, которого блоггеры уличили в сокрытии купленной, по его словам, в кредит квартиры в США (342,8 кв.м), теперь ее указал – в графе «в безвозмездном пользовании по договору». А вот Андрей Исаев («ЕР») стоит на своем: земельный участок в Германии по-прежнему семьей задекларирован, а здание отеля для православных паломников, расположенного на этой земле – нет. Сам депутат утверждает, что в немецком праве земля и дом на ней – единый объект регистрационного учета, а отель как предприятие в этом году задекларирован, но сведения о нем содержатся в закрытой для публики части.

У 32 депутатов заявлена недвижимость за пределами РФ.

 

*  фото: Иван Скрипалев

фото: Иван Скрипалев

 

Скромность «форбсовских»

А ещё из года в год мы обращали внимание на богатейших людей России, призывающих нас поверить, что их денежный доход примерно равен депутатской зарплате (около 2 млн.рублей): Андрей Скоч, Александр Скоробогатько, Виталий Южилин, Владимир Гридин…

Андрей Скоч, как уже говорилось, встал на путь исправления. Первые робкие шаги по этому пути сделали еще двое: семья Гридиных задекларировала целых 65,5 млн. дохода за 2012 год вместо 2,5 млн. за 2011 год, а семья Скоробогатько – 31 млн. рублей вместо 1,9 млн.

Но на фоне предпринимающих какие-то телодвижения, мечущихся депутатов, то непонятным для широкой публики образом богатеющих, то столь же непонятным образом беднеющих выделяется группа упертых, которые продолжают, так сказать, «прикидываться шлангами». Виталий Южилин, еще один «форбсовский», стоит на своем и предлагает нам поверить, что живет он с тремя малыми детьми на одну депутатскую зарплату, 2,1 млн. рублей в год (в 2011 году жил на 1,9 млн. рублей), и не имеет в собственности ни одного объекта недвижимости – всё в наем, во временном пользовании. Но имеет Мерседес-Бенц лохматого 2005 года и два мотовездехода.

Где же ваши жены?

И, наконец, о грустном. В 2011 году у 77 народных избранников из 450, если верить декларациям, не было «второй половины». Законной «второй половины» – потому что гражданские жены, мужья и любовницы с любовниками «сдаваться» не обязаны. Так вот, ситуация усугубилась: официально одиноки уже 86 депутатов из 447, то есть почти каждый четвертый. Есть злопыхатели, которые обращают внимание на особенно большой процент официально одиноких среди относительно молодых, зажиточных и просто богатых депутатов-мужчин, и на то, о чем мы уже говорили – что гражданские жены и любовницы деклараций не сдают, и делают отсюда разные оскорбительные для репутации Госдумы предположения.

Мы этим слухам не верим.

Автор: : Марина Озерова, «Московский комсомолец»

You may also like...