Три самых знаменитых сыщика советского УгРо

Владимир Павлович Арапов начал служить в милиции в 19 лет, с 1945 года. Невысокий, рост всего 142 сантиметра, щуплый, с девичьей внешностью он совсем не походил на героя советской пропаганды. Вместе с тем, такое телосложение позволило ему раскрыть одно из первых дел. Переодевшись в девушку, Арапов выследил и задержал похитительницу детских пальто из школ. С 1951 года Владимир Павлович работает на Петровке.

Владимир Арапов

Владимир Павлович Арапов
Владимир Павлович Арапов

С 1963 — начальник отдела по раскрытию убийств, грабежей, разбоев и половых преступлений. На столь ответственный пост Арапов был назначен не случайно. Именно он смог раскрыть кровавую банду Митина. На счету этих душегубов — 11 убийств и 28 ограблений.

Кровавый отсчет банды начался 1 февраля 1950 года. Двое неизвестных в Химках в продуктовом магазине застрелили сотрудника милиции. Больше в этом году убийств не было, ограбили 3 промтоварных магазина в разных частях Москвы.

11 марта 1951 года о загадочных бандитах услышали вновь. На Ленинградском шоссе произошел вооруженный налет на пивную «Голубой Дунай». Двое посетителей, молодой милиционер и заводской рабочий, попытались оказать сопротивление, это стоило им жизней. Еще двое человек получили ранения. Поднявшаяся паника не позволила совершить ограбление, поэтому всего 16 дней спустя бандиты напали на Кунцевский торг. Директор магазина был убит, преступники похитили крупную сумму денег.

После этой истории в МГБ началась паника. Ограбленный магазин находился всего в нескольких километрах от дачи Сталина. Но попытки милиции установить личности убийц оставались безуспешными. Агенты не могли дать о неизвестных никакой информации, ничего не знали о грабителях и «короли» преступного мира.

На след таинственных душегубов помогла выйти интуиция Владимира Арапова. В январе 1953 года банда решила ограбить сберкассу в Мытищах на площади Дзержинского. Во время налета кассирша успела нажать на тревожную кнопку. В сберкассу позвонил дежурный отделения милиции. «Это сберкасса?» — спросил милиционер. «Нет, стадион», — замявшись ответил бандит. На эту оговорку и обратил внимание московский сыщик.

Сопоставив точки налета, Арапов выяснил, что все преступления произошли в непосредственной близости от разных стадионов: «Динамо», «Мытищи», «Тушино» и т.д. и т.п. Сыщик решил обратить внимание на местных спортсменов и болельщиков, и начал посещать спортивные мероприятия. Удача Арапову улыбнулась быстро. Как обычно, преступников подвела тяга к красивой жизни. Возле Красногорского стадиона один из преступников, Лукин, выкупил бочку пива и начал угощать всех желающих. С готовностью попробовал пенного напитка и Арапов, крутившийся в это время рядом.

На следующий день он вернулся в Красногорск и начал проверять информацию. Никакого компромата не нашел. Лишь одно обстоятельство внушало подозрение, Лукин выезжал на стадион «Мытищи» накануне ограбления сберкассы. След, найденный у учреждения, совпал со следом обуви Лукина. Потом у него нашли деньги из ограбленной сберкассы и вышли на всех остальных членов банды: обычных заводских ребят, спортсменов.

Всем нам образ Арапова известен по фильму «Место встречи изменить нельзя». Георгий Вайнер был лично знаком с Владимиром Павловичем, вместе работали в милиции. Позднее, уволившись из органов, писатель использовал своего товарища в качестве прототипа сыщика Шарапова из книги «Эра милосердия». В фильме его роль блистательно исполнил Владимир Конкин.

Игорь Скорин

Кадр с фильма «Приступить к ликвидации».

Игорь Дмитриевич Скорин начал свою службу в милиции еще до войны, в 1936. Два года спустя 21-летний парень совершает настоящий подвиг. Под видом читинского вора он сумел внедриться в одну из самых опасных банд. Войдя в доверие, Скорин сумел захватить главаря живьем.

Во время войны сыщик продолжил службу в милиции, налаживал работы УгРо в районах, освобожденных от фашистов. После войны отправился в Латвию. Там оказалось, что война 9 мая 1945 года закончилась не для всех. В республике не сдавалось националистическое подполье, лес был полон бывших полицаев и немцев, оставшихся после ликвидации Курляндского котла. К тому же, в Прибалтику «мигрировали» банды дезертиров из России, пытались сбежать на Запад.

В послевоенные годы продовольствие было одной из главных ценностей, поэтому после серии нападений на латвийские маслозаводы местные руководители стояли на ушах. На одном из предприятий устроили засаду из бойцов истребительного батальона.

Бандиты убили всех до одного. На ликвидацию опасной банды Скорину дали месяц. На следующий день Игорь Дмитриевич уже мог точно сказать, что во всех 5 случаях действовала одна банда, а на каждом заводе знали одного из преступников, ворота открывали изнутри. Вскоре происходит нападение на грузовик. Грабители остановили «ЗИС-5», избили шофера, привязали к дереву его и экспедитора, похитили полторы тонны сахара и скрылись в неизвестном направлении. Следы на месте преступления оказались идентичны оставленным на заводах.

Избитый водитель Серегин рассказал, что бандиты с немецкими автоматами нападали впятером. Экспедитор латыш Римша от страха ничего не помнил, хотя преступники его и пальцем не тронули. Проверив его документы, Скорин увидел, что Римша по работе бывал на всех ограбленных предприятиях. На то, чтобы мастерски расколоть латыша на допросе у сыщика ушло 10 минут. На обыске у экспедитора милиционеры нашли 400 тысяч рублей, золотые украшения и прочие ценности, 6 автоматов и 10 пистолетов. Район оцепили, сам Скорин возглавил засаду дома у Римши.

Ночью подъехали две машины. Неожиданно для милиционеров, бандиты приехали в гости к другу в полном составе, 6 человек. Начался бой. Один оперативник ранен, один преступник убит. Так Скорин задержал банду Валдомса. В ходе следствия выяснилось, что главарь — известный в прошлом латвийский налетчик. В сороковые он сбежал в Швецию, там его завербовала британская разведка. За год до поимки его выбросили в Латвию для организации подполья. Шпионская жизнь Валдомса совсем не прельщала. Рацию он продал, сколотил шайку из бывших приятелей и занялся разбоем.

В пятидесятых Скорин принимает самое непосредственное участие в задержании банды Митина.

Игорь Скорин послужил прототипом полковника Данилова, романы про которого писал Эдуард Хруцкий. На основе его произведения был снят фильм «Приступить к ликвидации». Роль Данилова исполнил Олег Стриженов, он был внешне очень похож на прототип своего героя. Сам Игорь Скорин так же поучаствовал в съемочном процессе, в качестве консультанта. Дань памяти легендарному сыщику отдали и создатели сериала «Ну углу у Патриарших». Во 2 — 3 сезонах действует персонаж — полный тезка милиционера: пенсионер МВД Игорь Дмитриевич Скорин. Его роль сыграл Юрий Назаров.

Давид Курлянд

Давид Михайлович Курлянд

Давид Михайлович Курлянд

Давид Михайлович Курлянд родился в Одессе 1 февраля 1913 года. В милиции начал служить в 1934. В 1988 году Давид Михайлович подробно описал свою работу в мемуарах. Двухсотстраничный дневник хранится теперь в Одесском музее милиции. В 1941 Курлянда отправили бороться с бандитизмом в Узбекистан. В родной город Давид Михайлович вернулся лишь 10 апреля 1944, въехал на танке вместе с освободителями. Обстановка — такая же, как и в остальных освобожденных городах: бывшие полицаи, националисты, грабежи, разбои, налеты. Руку закона преступники почувствовали очень быстро.

За пару месяцев Давид Курлянд сумел обезвредить несколько очень громких банд, в числе которых была «Черная кошка». Надо отметить, что к знаменитой банде из фильма эта группировка никакого отношения не имеет. В то время в стране действовало около 2000 «кружков по интересам» с таким названием. Одесская «Черная кошка» за очень короткий срок совершила 12 убийств, грабежей и налетов. «Лакомым куском» для бандитов были милиционеры и офицеры.

Их убивали, прятали в катакомбы, а оружие, форму и документы использовали для ограблений. Впрочем, долго гулять на свободе душегубам не удалось. Агентурная сеть сработала, устроили засаду. Бандиты устроили настоящий бой, сдаваться никто не хотел. Главаря, Марущака, живьем взять так и не удалось, он успел раскусить ампулу с ядом.

Давид Курлянд лично принимал участие в каждой опасной операции. В коллективе его уважительно называли «профессором по борьбе с бандитами, фальшивомонетчиками, мошенниками». При этом, Давид Михайлович был настоящим честным «сыскарем», не пользовался ни особыми льготами, ни взяток не брал. До самой смерти в 1993 году знаменитый сыщик прожил в коммунальной квартире в доме Либмана. Личное дело Курлянда засекречено и по сей день. Давид Михайлович, кроме всего прочего, был одним из лучших специалистов по агентуре, у него был десяток явочных квартир. Быть может, некоторые его агенты живы до сих пор.

Нам образ Давида Курлянда знаком по сериалу «Ликвидация». Впрочем, общего с настоящим милиционером у героя Машкова немного: лишь внешность, да «сеттинг» — послевоенная Одесса. Создатели фильма дневников Курлянда не читали, реальные уголовные дела, которые вел Давид Михайлович, в сценарии не отображены.

Источник: Ридус 

You may also like...