Тендерная палата Украины: как «покупают» государство

Тендерная палата Украины основана семейным кланом бизнесменов Антона Яценко и Владимира Врублевского, представляет монопольные коммерческие интересы их компаний, ряда народных депутатов и чиновников. И уже в силу этого не имеет ни малейшего права осуществлять общественный контроль над государственными закупками Украины. Навязчивые попытки «приватизировать» госзокупки этими господами СБУ пресекала еще при Л.Кучме. История проекта «Яценко, Врублевский & Cо» уходит в далекий 2002-й год. В 2003-м году псевдогосударственническая деятельность этих предприимчивых граждан даже стала предметом освещения в оппозиционной газете «Грани +», издававшейся нынешним министром внутренних дел Юрием Луценко. Статья – увы — не утратила актуальность и сегодня. Яценко и Врублевский таки нашли «подход» к «закромам Родины» — уже при новой власти.

Аксиома: бюджет государства был, есть и будет вожделенным «корытом», влекущим к себе крысятничающих сограждан. Но резвость и наглость отдельных «крыс», их воровские «ноу-хау» способны расчувствовать, пожалуй, даже такого знатока и ценителя процесса, каким в свое время был Павел Иванович Лазаренко. Предлагаем вниманию читателя еще один образчик, так сказать, антинародного «творчества», которое уже обошлось государству (нам с вами) в копеечку.

Как покупает государство

В такой интимной сфере, какой являются украинские государственные закупки долгие годы царил бардак. С самого момента обретения Украиной независимости и до 2000 года министерские чиновники сами решали, что, где и по какой цене им приобрести для нужд государства. Как это получается у чиновников — читатель и сам догадается. Злые языки утверждают, что в середине 90-х только в Министерстве обороны десятки генералов сделали себе состояние (и карьеру!), приобретая ГСМ, имущество и продовольствие для армии по завышенным ценам у фирм — посредников, зарегистрированных, к тому же, на родственников.

Конец безобразиям должен был положить Закон «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства», принятый парламентом 22 февраля 2000 года. Революционность этого документа в условиях украинской действительности состояла в прозрачности самого процесса закупок. Предполагалось, что чиновник теперь уже не сможет, закрывшись в кабинете с кумом, «обхрюкать вопрос» в свою пользу, а будет вынужден приобретать все необходимое на тендере (аукционе). А поставщики, конкурируя друг с другом в цене, качестве и в сроках поставок, будут предлагать государству необходимые ресурсы (работы, услуги) на оптимальных условиях. Казалось бы, десятилетие спекуляций на госзакупках завершилось. Но — увы…

Как «покупают» государство

Три письма одинакового содержания и почти одновременно — в конце прошлого года — получили вице-премьер-министр Дмитрий Табачник, первый вице-премьер Николай Азаров и премьер-министр Виктор Янукович. Некая общественная организация «Центр тендерных процедур и бизнеспланирования» уведомила членов правительства, что она и только является обладателем авторских прав на тендерную документацию, которая должна использоваться в процессе закупок за государственные деньги. Якобы эта уникальная технология, разработанная некими Яценко А.В. и Врублевским В.С. (они же учредители и руководители Центра), позволит государству сэкономить при проведении закупок 1 (один) миллиард гривен в год! А осуществление закупок без использования научных разработок вышеназванных господ не только нанесет ущерб государству, но и ущемит их законные авторские права. Скандал!

Автору резонно захотелось побольше узнать о радетелях государственных миллиардов и поборниках строжайшего соблюдения авторских прав. Начнем с последнего — с прав.

Да, действительно, патент и авторские свидетельства за господами Яценко и Врублевским числятся: «Образцы тендерной документации» (свидетельство ПА № 5086 от 17.01.2002г.); «Методика оценки тендерных предложений» (свидетельство № 6443 от22.10.2002г.); «Методика проведения проверки соблюдения заказчиками требований действующего законодательства при закупке товаров, работ и услуг за государственный счет» (свидетельство № 6443 от 14.08.2002г.).

Да, действительно, Центр является одним из множества субъектов рынка консалтинговых услуг, специализирующихся на подготовке тендерной документации для клиентов, желающих поставить государству свои товары и услуги.

Но… Проверка законности получения патентов, проведенная СБУ и Минюстом в декабре 2002 года, вскрыла полную научную несостоятельность так называемых авторских «изобретений». По сути они являлись… копиями отдельных положений уже упоминавшегося нами Закона от 22 февраля 2002 года, а также ряда нормативных актов министерства экономики! А согласно Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» объектами авторского права не могут быть официальные документы политического, законодательного и административного характера.

Как предприимчивым Яценко и Врублевскому удалось разжиться авторскими свидетельствами — только им и известно. Казалось бы, это и должно было заинтересовать правоохранителей (ведь получение фиктивных патентов вкупе со стремлением монополизировать процесс оформления госзакупок — явное мошенничество), но дальше констатации факта дело не пошло.

Увы, такое явление частенько наблюдается в Отчизне, когда пахнет большими деньгами и затрагиваются бизнес-интересы крупных политических фигур. Поэтому можно предположить, что у Яценко-Врублевского, официально представляющих Центр, есть покровители.

Последний тезис подтверждает и тот факт, что частная лавочка — Центр — буквально принуждает к сотрудничеству со своими дочерними структурами ООО «Центр тендерных процедур» и ООО «Европейские консалтинговые агентства» чиновников-распорядителей госсредств, предназначенных для закупок. Влияние этих коммерческих структур в Кабмине столь велико, что собеседник автора в ранге начальника управления одного из министерств на вопрос, кто же стоит за «тендерятами», лишь многозначительно приложил указательный палец к губам.

Сюда не едет ревизор…

Жалобы участников тендерных закупок на действия Центра идут и идут в Кабмин. Оказывается, набор документов и бланков толщиной с лежащий спичечный коробок может обойтись клиенту в… 10 000 гривен! Иначе не допустят к тендеру (только в первые 6 месяцев прошлого года состоялось 11 200 тендеров — почувствуйте размах!). Высокая стоимость «филькиной грамоты» отпугивает от торгов многих клиентов, что не способствует здоровой конкуренции.

А чего стоит оценка и выбор победителя тендера без участия членов тендерного комитета самого заказчика (жалоба Киевской городской организации работодателей)! Явный криминал. Но наши герои, видимо, плевать хотели на законы — средства (деньги) оправдают средства!

И возникают вполне небеспочвенные подозрения. Почему бы не предположить вероятность такого сценария: мелких участников тендера отсекают дороговизной документации, а на торгах остается необходимый по закону минимум конкурентов — две «родственные» фирмы, которые и разыгрывают спектакль под условным названием «кинь государство»?

Единственное, чего так и не смог понять автор: откуда возьмется миллиард экономии, если премьер-министр уважит граждан Яценко и Врублевского и дарует им монопольное право доить с помощью криминального «ноу-хау» госбюджет? Авторы посланий в Кабмин эту цифру не потрудились аргументировать.

Видно, нет нужды — все и так будет «тип-топ»?

Ярослав Грушевский

Опубликовано в газете Грани + 9 февраля 2003 года

Справка «УК»: Яценко Антон Владимирович, вице-президент Тендерной палаты Украины, кандидат экономических наук (2003 год, Киевский национальный университет им. Т.Шевченко). Родился 13 июля 1977 года; паспорт серии СН № 446612; персональный идентификационный код 2831809956; имеет право на ношение газового 9-миллиметрового пистолета «Победа» (серия LC, № 61922; разрешение 001065). Соучредитель следующих коммерческих структур: «Центр розвитку антимонопольного права та конкуренції» (ОКПО 26315343), ГО «Центр тендерних процедур та бізнеспланування» (ОКПО 21720307), ТОВ «Європейське консалтингове агенство» (ОКПО 31172276).

Читайте также: