МАЯК УКРАИНСКОЙ АВИАЦИИ: КРИМИНАЛЬНЫЙ ПОЛЕТ.

«УК» продолжает собственное расследование процесса растаскивания имущества Вооруженных сил Украины. Сегодня мы ознакомим читателей с поистине детективной историей – создания и разворовывания госпредприятия Министерства обороны “Украинская авиационная транспортная компания”.

Идея коммерческой эксплуатации самолетов военно-транспортной авиации МО овладела генеральскими умами в 1997-м году, с приходом к на должность министра оборонного ведомства Александра Кузьмука. Сведущие люди приписывают авторство дикого для цивилизованных стран “ноу-хау”, бывшему руководителю “УАТК” Маяку Н.М. и его покровителю – внештатному советнику Кузьмука бизнесмену Михаилу Гриншпону.

Огромный самолетный парк военно-транспортной авиации, доставшийся Украине в наследство от СССР, простаивал. Самолеты почти не летали, техника старела, но требовала постоянной дорогостоящей профилактики, высококвалифицированные летчики на земле теряли класс. Поэтому идея генералитета и Гриншпона – о коммерциализации военно- транспортной авиации, нашла самую горячую поддержку как в президентской администрации, так и в Кабмине. И в 1997 году постановлением Кабмина (от 3 ноября, № 1197) была создана “Украинская авиационная транспортная компания” (“УАТК”) при Министерстве обороны.

Компании – монстру были щедро переданы 113 самолетов, отработавших установленный ресурс (среди них 73 самолета Ил-76МД), 27 самолетов с остатком ресурсов до очередного ремонта 2-3 года (15 самолетов Ил-76МД), 20 вертолетов, отработавших установленный ресурс (10 вертолетов – Ми-8), 15 вертолетов с остатком ресурса до очередного ремонта 2-3 года (среди них 5 вертолетов Ми-8). А также более 500 авиадвигателей, которые отработали установленный ресурс. В придачу компания получила в собственность аэродромно-технические комплексы в Запорожье, Стрые и Узине.

В ходе “исторического” заседания Кабмина Иван Бижан, замминистра обороны, отметил, что “создание компании позволит…решить ряд финансово-экономических и социальных проблем, которые накопились в военно-воздушных силах Украины”. По словам генерала, для ремонта тех же самолетов необходимо $260-300 миллионов (Ист. “Киевские ведомости”, Александр Ильченко, 03.12.97г.). Учитывая это, “УАТК” получила право пополнять оборотные средства за счет “комплексной утилизации авиационной техники”.

Возглавил “УАТК”, по неофициальной информации, при живейшем содействии Гриншпона, г-н Маяк Николай Михайлович, фигура в авиации знаковая. Именно ему – одному из первых – стало понятно, что из военной авиации, при соответствующем подходе к делу, можно извлечь немалую выгоду.

Еще в далеком 1995-м году на стол вице-премьер-министра В.Шмарова легло письмо за подписью президента “Укравиапрома” Солдатенко (№ 1 от 13 января) с просьбой о передаче 20 военно-транспортных самолотов АН-12 “Международной авиакомпании “Антонов Аэротрек”. Конечно же , по остаточной стоимости. Что и было санкционировано. “Антонов Аэротрек”, спустя некоторое время, была почти доведена до банкротства. Дальнейшая судьба некогда государственных самолетов так и не стала достоянием общественности. Одним из инициаторов создания “Аэротрека” и был Николай Маяк.

Как “крыльям родины” “приделали ноги”

Скажем сразу – чуда не случилось. Первые пять лет вместо прибыли “УАТК” стабильно приносила одни убытки. Например, только в 2000-м году валовые убытки от авиаперевозок составили 9 млн. 470 тыс. гривен. Задекларированный в уставных документах компании вид деятельности – авиаперевозки – увы, таковым остался на бумаге. Бывший руководитель “УАТК” Н.Маяк, сосредоточил свои бизнес-усилия на распродаже доверенной военной техники и запчастей к ней. За первую “пятилетку” были распроданы 24 самолета и планера – причем, наиболее ликвидные, в хорошем техническом состоянии. Убыли в чужие руки и многие исправные вертолеты (точное число источники “УК” назвать затрудняются – по причине изрядной запутанности учетной документации компании).

Пренебрегая законодательством – без проведения аукциона – в 1999-м году “УАТК” продала весьма Демократической республике Конго три самолета АН-26. По смехотворно демократической цене – $ 600 тыс. за всю партию! Такая дружественная предрасположенность к пониманию нужд конголезских демократов, возможно, объясняется, новой ипостасью г-на Маяка. Который, к тому времени, сменил кресло руководителя компании на вице-президентское, и курировал реализацию программ сотрудничества с министерством обороны Конго (вплоть до своей отставки 17 октября 2003 года).

Таким же, противозаконным, образом “УАТК” реализовала 4 планера самолетов ИЛ-76 и 4 авиадвигателя Д-ЗОКП (сумма контракта – $ 8 млн. 183 тыс.). Плюс 12 двигателей той же марки (за $ 3млн. 762 тыс.). Насколько цены на проданное армейское имущество соответствовали его реальной стоимости, теперь, пожалуй, и не узнать. Таковую цену могла определить аукционная продажа, но ее-то, повторюсь, и не было.

Особо доверительные отношения с вечно воюющей Конго у армейских авиаторов Украины постоянно выливались в грубое попрание отечественного законодательства. Например, подписывается контракт с МО Конго на фрахт самолетов “УАТК”. Документация полетных заданий по этому контракту в период с октября 2002-го по июнь 2003-го свидетельствует: самолеты провели в небе 521 час, стоимость оказанных услуг составила $394 300. Но акты выполнения работ не составлялись, фрахтователь не платил “украинским друзьям” ни цента на протяжении года, фактическая задолженность составила более $ 1 млн.! И плевать гражданину Маяку на Закон Украины “О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине”.

Если верить документации, только при реализации контракта с Конго “УАТК” ежегодно наносился ущерб не менее, чем в $ 1 млн. Но контракт никто не расторгал, тупо имитируя работу «себе в убыток»!

При такой “организации” дела можно только гадать, что, куда, как долго перевозила военно-транспортная авиация Родины. А также о том, «сколько капусты» осело в карманах организаторов лихих авиаперевозок. Без возбуждения уголовного дела – не разобраться.

Неудивительно, что при ТАКОМ подходе к ведению бизнеса только официальные убытки ”УАТК” составили с 1998-го по 2002-й годы около 29 млн. гривен. Но с большой степенью вероятности можно предположить, что эта цифра – явная липа. Из года в год спокойно работать себе в убыток, наплевав на бухучет и вышестоящее начальство в лице того же министра обороны – вы в это верите? Я – нет…

А обороты – даже официальные – у “УАТК” были немалые. За указанный период только валовая прибыль составила около 426 млн. гривен.

Только теперь, в 2004-м, среди отечественных авиаперевозчиков пошел слушок, что правоохранительные органы заинтересовались рядом коммерческих структур (в том числе, и зарубежных), через которые г-н Маяк и & Ко проводили контракты и взаиморасчеты клиентов с “УАТК”. Может, именно на их счетах сыщутся суммы, недополученные государством?

Справка «УК»: Гриншпон Михаил Петрович, бывший советник экс-министра обороны А .Кузьмука по экономике, бывший руководитель секретариата комиссии МО по вопросам обеспечения поступлений внебюджетных средств. Один из создателей банка “Надра”, одноименных акционерного товарищества и бизнес-центра “Киев – Донбасс” (Киев, площадь Льва Толстого). Известен как крупный предприниматель, делавший бизнес в угольной и энергетической отраслях. В настоящее время, по неподтвержденным данным, проживает в США. В 1995-97 гг. в его приемной часами просиживали министры, поскольку считалось, что все вопросы обеспечения армии продовольствием, нефтепродуктами и т. д. единолично решает Гриншпон. Не чужда ему была и оружейная тема. Красноречивым свидетельством тому – участие Гриншпона на пару с Кузьмуком в переговорах с будущим королем Иордании принцем Абдуллой в ходе визита последнего в Киев 22-23 октября 1997-го года. Украинские источники утверждают, что эта встреча оказалась результативной, и Украина подбросила Иордании толику своего складского оружия”.

В следующей части нашего расследования мы расскажем вам не только о других коммерческих аферах господина Маяка, но и том, кто собственно сейчас «летает» президента Кучму.

(продолжение следует)

Георгий Киквидзе, специально для «УК».

You may also like...