Вычислять убийц, приезжаюших на Донбасс как на сафари, как нацистов

Советник министра внутренних дел Авакова и 21-й номер в избирательном списке «Народного фронта» отвечает в МВД за информационную политику. И, надо сказать, делает это вдохновенно. Мы поговорили с Антоном Геращенко обо всем, что сегодня на слуху – расстреле милиционеров у блок-поста Быковня, охоте на отщепенцев с помощью сайта «Миротворец», убийстве Алексея Мозгового. И, разумеется, о правках к закону «О безопасности дорожного движения».

– Антон Юрьевич, в комитете Верховной Раде по вопросам обеспечения правоохранительной деятельности вы с коллегами довольно жарко что-то обсуждали. Расскажете, о чем был спор?

– Обсуждали правки к Закону «О безопасности дорожного движения». Есть спорные моменты. К примеру, как быть, если собственник машины дал ее покататься товарищу, который нарушил Правила дорожного движения. Штраф-то придется платить собственнику машины. Сошлись на том, что дадим возможность собственнику и тому, кто был за рулем, самостоятельно заявить о нарушении. Если этого сделано не будет, штраф будет начислен на собственника.

– Введение видеофиксации – вопрос решенный? Но в Москве с ней научились бороться незаконными методами – с помощью металлических пластинок на магнитах, закрывающих номер и прочих хитростей.

– Эти уловки мы изучим. Подумаем над штрафом, скажем, 10 000 грн. за обнаружение такой системы, дополним Административный кодекс…

Как людям оставаться людьми

– Админкодекс – дело нужное. Но в этом году произошел уже ряд резонансных преступлений по «убойным статьям» УК. Три громких убийства правоохранителей: у блок-поста «Быковня», расстрел милиционеров байкером, стрельба возле автозаправки в Киеве. Последний случай самый резонансный . Трое из подозреваемых были добровольцами в АТО. Буквально на днях мы узнали о захвате заложников харьковским стрелком. Это ведь не случайный всплеск насилия?

– Только один из трех подозреваемых был официально оформленным добровольцем… Но важнее, конечно, не это, а то, что в обществе сохраняется высокая степень напряжения, вызванного необъявленной войной. Как следствие, растет количество радикально настроенных граждан, недовольных тем, как наши правоохранительные органы и государство борются с сепаратистами, дают отпор российской агрессии. Некоторые из этих людей считают, что имеют право самостоятельно вершить правосудие. Если взять последний случай, то даже не один человек, а группа молодых людей наделили себя правом казнить…

– Как предотвратить такие преступления?

– Лучшая профилактика – выход из кризиса. У всех стран бывают тяжелые периоды. К примеру, в Италии экстремисты заявили о себе в конце 70-х. Люди постарше помнят теракты в этой стране, похищение и убийство итальянского премьера Альдо Моро. В той же России радикалы подняли головы во время первой и второй чеченской войны. У наших людей есть ненависть к тем, кто помогал России заграбастать Крым и Донбасс. Разумеется, эти «помощники» в зоне риска. Вот вы можете себе представить Олега Царева, спокойно разгуливающего по Крещатику? Я бы тоже за его здоровье не поручился… Конечно, предупредить преступления можно, изымая из оборота незарегистрированное оружие. Но стреляет ведь не пистолет или автомат, стреляет человек. Как заставить людей оставаться людьми? Вопрос…

«Миротворец» против террористов

– У нашего государства, есть еще одна проблема: как заставить граждан оставаться гражданами. На удивление эффективным в деле выявления отщепенцев оказался сайт «Миротворец». Правда, что он создавался по вашей инициативе?

– Нет, идея создания сайта, на котором публиковались бы данные о террористах и их пособниках, была коллективной. Он и функционирует на основе краудсорсинга, то есть использования ресурсов общества. Сайт помогают наполнять данными добровольцы. Я взял на себя функцию публичного PR этого ресурса, чтобы найти новых помощников из числа патриотов, создать действенный инструмент борьбы с сепаратистами и террористами.

Чтобы негодяи понимали: легко совершать преступления и похваляться ими в интернете у них не получится. Сейчас можно сказать: цель путинской пропаганды в социальных сетях – создать впечатление, что чуть ли не каждый второй в Украине за Донбасс – провалилась. В украинском сегменте сети практически 95% аккаунтов лиц, открыто призывавших к сепаратизму и терроризму, закрыты.

Интересно, что пользуются «Миротворцем» не только у нас. Мы знаем, что при въезде в Крым российские пограничники на планшетах «пробивают» по нашему сайту – не приехал ли к ним кто-то из гостей с Донбасса, чтобы ухудшить криминогенную ситуацию.

Сейчас мы с товарищами работаем над еще одним важным проектом: создаем базу данных, которая нет позволит скрываться от ответственности преступникам в погонах и коррупционерам, всем, кто совершает резонансные преступления. Не дадим их замолчать!

– Аналог «Миротвореца», сайт «Трибунал», существует и на «той стороне»…

– К сожалению, находятся предатели, которые сливают террористам информацию о бойцах тех или иных подразделений. Известен случай передачи секретных данных из архива МВД по личному составу батальона «Торнадо». Когда меня спрашивают – достаточна ли существующая в Украине система защиты информации – могу сказать: ни одна сторона не может считать себя защищенной на 100%. В США, тратящих миллиарды долларов на свою информационную безопасность, и то нашелся Сноуден, сдавший коды доступа к секретным материалам. Ясно, что должна быть уголовная ответственность для тех, кто сдает секретную или служебную информацию, влияющую на жизни многих людей.

Вычислять убийц, как нацистов

– Не является ли перебором указание на сайте адресов сепаратистов и их родственников?

– Все адреса, опубликованные на сайте «Миротворец», взяты из открытых источников. На самом деле социальные сети дают огромный объем информации о человеке. Но есть у этого вопроса и другая сторона. Если ты убиваешь или ранишь наших солдат и при этом фотографируешься на их трупах, то сам виноват, что попал в наши сети. Отвечай теперь за содеянное. Примерно так же, к слову, думал и гражданин Австрии Симон Визенталь, чей опыт мы использовали, создавая сайт.

Он потерял в фашистских концлагерях своих родственников и по окончание войны создал группу по отслеживанию нацистских преступников. Поскольку интернета тогда не было, Симон рассылал письма в газеты – с просьбой опубликовать бесплатно фотографии нацистов.

Информацию собирал буквально по крупицам годами — но узнал, в каких городах Аргентины, Бразилии, или Уругвая жили сбежавшие из Германии фашисты. Центру Симона Визенталя (http://www.wiesenthal.com/ – Прим. ред.) удалось вычислить сотни нацистских преступников. И мы вычислим. Убийцы, приезжавшие на Донбасс как на сафари – пострелять в свое удовольствие, не будут ощущать себя в безопасности. Каждый, кто совершил в Донбассе преступление, ответит за это.

– Вы первый отреагировали в Фэйсбуке на убийство Алексея Мозгового, командира бригады «Призрак» из ЛНР. У вас точные источники информации?

– Я уверен в своих источниках информации. Алексея Мозгового убрали «кураторы» из России. Готовили к ликвидации около месяца. Он единственный, кто отказался подписывать некий договор о сотрудничестве с ЛНР. Мозговой пытался использовать свои контакты в Москве, чтобы подорвать позиции господина Плотницкого, самопровозглашенного главы ЛНР.

За это и поплатился:России не нужны чересчур самостоятельные вожди. К слову, по той же причине 1-го января ликвидировали Бэтмена, но Мозгового это ничему не научило. В ЛНР остался всего один своенравный лидер – Леший. Если повезет, то его вывезут, как раньше это сделали с «донским атаманом» Николаем Козицыным, небезызвестными Стрелковым-Гиркиным и Бесом, в Россию. Там уже осознали, что ситуацию на Донбассе следует выравнивать. Пытаются влиять на нее через своих советников – военных и экономических. Идут четкие инструкции. Тех, кто не хочет повиноваться – в утиль. Нет человека, нет проблемы.

Путин пытается снять санкции

– Иначе говоря, Путин дальше Донбасса не пойдет?

– На сегодняшний день Путин не заинтересован в дальнейших полномасштабных действиях против Украины по одной простой причине. Он не ожидал год назад, что европейское сообщество и весь мир нас так поддержит. На сегодняшний день его цель – снять санкции, потому что в долгосрочной перспективе 3-5-10 лет в России ожидается Иран. То есть остановка экономического развития при полной невозможности развивать высокотехнологичные отрасли, осуществлять международные платежи с помощью системы SWIFT. 30 крупнейших российских компаний уже заморозили свои проекты. Это серьезно.

Поэтому Путин ведет переговоры о том, как вернуть нам украденный Донбасс. И заодно соображает как удержать Крым. Украина, естественно, требует, чтобы ей вернули все. Я со своей стороны предлагал вариант, при котором Путин нам возвращает все, кроме Севастополя, «города русских моряков». Этот город мы можем отдать в аренду России, скажем, на 49 лет. Не исключено, что так оно в конце концов и будет. Почему нет? Гонконг 100 лет был в аренде у Британской империи, Панамский канал – 100 лет в аренде США…

– Вы верите, что Путин добровольно вернет нам Крым?

– В историческом промежутке 10-20-30 лет Крым все равно вернется в состав Украины. Смотрите, что было с Литвой, Латвией, Эстонией. 50 лет под эгидой СССР там насаждали коммунистическую идеологию, ковали партийные кадры, учили русский язык. А в итоге эти страны вступили в ЕС. Другое дело, что вернуться крымчане захотят только в процветающую страну. Украине необходимо как можно быстрее проводить эффективные экономические реформы.

Чудо здравомыслия

– У вас, как у экономиста, есть рецепт выздоровления для нашей экономики, экономического чуда?

– Мне близка модель экономического чуда, которая называется «здравый смысл». На мой взгляд, государство должно снять контроль в сферахдеятельности, где его участие не обязательно. Потому что, где у нас государство, там и воровство. В Америке даже атомные бомбы производятся частными компаниями. У нас же, куда не плюнь, везде – «Энергоатом», «Укрзализныця»… госпредприятия, давно ставшие символами коррупции.

Не будет у нас пути Китая, пути Сингапура, а будет свой украинский. И суть его – максимальная открытость рынка. Плюс тотальная борьба с коррупцией, со всеми, кто мешает предпринимателям работать. Один замгенпрокурора рассказал мне историю, связанную с компанией Michelin. В ней уволили главного бухгалтера, и та в отместку накатала заявление, что директор проводит какие-то сомнительные транзакции, отправляет деньги за рубеж и т.д. Против компании возбудили уголовное дело, провели обыск в офисе. Все документы оказались в порядке. Но уголовное дело против иностранных инвесторов не закрывали несколько лет, кошмарили иностранцев по полной. Лишь после победы Майдана дело закрыли в числе других абсолютно абсурдных.

– А ведь простым предпринимателям еще труднее…

– Правила для всех одни. Никто не вправе нарушать права предпринимателей. Когда у нас одна известная партия и группа депутатов регистрирует закон о национализации сети супермаркетов, это вообще «полный алес» (судя по всему, речь о сети супермаркетов «АТБ» принадлежащей экс-регионалам. – Прим. ред.) Иностранные инвесторы крутят пальцем у виска: «Вы хотите, чтобы мы пришли сюда и что-то здесь построили? Так вы же нас потом объявите террористами и все отнимите!» Один из секретов «Сингапурского чуда», как раз в железном соблюдении прав иностранных инвесторов. То же самое в Китае. Там с них пылинки сдувают. У нас же иностранный инвестор существует для того, чтобы его доить.

Круговая порука власти

– Пока люди не замечают сдвигов к лучшему в стране. Вы верно заметили в Фэйсбуке: сначала Врадиевка, затем смерть от побоев студента Игоря Индило, Майдан. Казалось бы, милицейский произвол не должен повториться. Но недавно мы узнаем, что милиционер Богдан Цехмистро забил в Харькове насмерть гражданина…

– Насилие полиции, столкновение с гражданами бывает в любой стране. Иногда полицейских признают виновными, иногда нет. К примеру, в США недавно оправдали полицейского Даррена Уилсона, застрелившего темнокожего подростка. А помните массовые волнения во Франции в 2005 году, с переворачиванием тысяч машин, поджогами домов? Их вызвала гибель двух подростков в пригороде Парижа – они скончались от удара электротоком, спрятавшись от преследовавшей их полиции в трансформаторной будке.

Стражей порядка обвиняли в том, что они не оказали помощь. Так вот, полицейских «преследовавших» детей оправдали. И граждане Франции приняли это решение, потому что суд вник во все детали (разбирательство длилось 9 лет!). Я не пытаюсь оправдать Богдана Цихмистро, ясно, что свои 8 лет он заслужил. Но в определенной мере он – жертва системы. В других странах люди уверены, что полицейский понесет показание, если преступил закон. У нас же существовала круговая порука. Возникали ситуации, при которых милиционеры или не несли ответственность за свои поступки или отделывались незначительным наказанием…

– Круговая порука существует во многих органах власти, в том числе и в судах. Большие надежды у нас возлагали на суд присяжных, они оправдываются?

– Вы знаете, я посылал неделю назад помощника на суд по делу об убийстве трех милиционеров в Быковне. Так вот, он не состоялся из-за того, что не пришли пятеро из семи присяжных. Просто побоялись! Потому что на первое судебное заседание явились друзья подсудимых, и дали понять: если будет что-то не так, присяжных прикончат. Для суда присяжных общество должно быть высочайшего качества. Моральные качества присяжных также не должны внушать сомнений. И, конечно, присяжные должны чувствовать, что защищены государством.

Не так страшен дефолт…

– Украина отказалась платить по внешним долгам до 2016 года. Означает ли это, что вскоре нас ждет настоящий и уже безоговорочный дефолт?

– По сравнению с аннексией Крыма и войной на Донбассе, дефолт – это мелкие неприятности. Он страшен для развитых стран, у которых «планов громадье»: строить мосты, трубопроводы, запускать в космос космические корабли. Мы же не слишком вовлечены в мировое разделение труда. Впрочем, приятного в дефолте мало, он ухудшает и без того низкую инвестиционную привлекательность нашей страны. Кроме финансовой есть и этическая сторона вопроса. Как будут называть украинцы того премьер-министра, президента и министра финансов, которые одобрят возврат 3 млрд. долларов России? Тех самых, которые Виктор Янукович одолжил во время Майдана? Я думаю так же, как у нас в народе называют Путина!

Спору нет, договорные обязательства надо соблюдать. Но возникают нюансы, когда деньги требуют оккупанты, отнявшие у нас Крым, наводнившие оружием Донбасс, нарушившие все возможные морально-этические нормы и причинившие гигантские убытки нашей экономике. Поэтому я считаю, что у Кабмина, министра финансов, премьера есть право заявлять кредиторам о частичных дефолтах.

Как завоевать сердца людей

– Помните, Жириновский в телефонном разговоре с вами сказал: «Никогда Украине не попасть в Европу». Вы ему жарко возражали. Но недавно в Риге нам опять сообщили: страны Евросоюза не готовы обсуждать вопрос членства Украины…

– Уверен, что мы попадем в Европу. Для этого просто нужно время. Обещания, что «через 2-3 года мы будем в Европе и НАТО», – это, конечно, глупости. На вступление в ЕС потребуется 10-15-20 лет. Почему? Необходимо достичь определенных экономических стандартов. Кроме того, нужно желание самой Европы принять Украину в свои ряды. Она все еще «переваривает» дюжину новых членов – строптивых, способных заблокировать решение Евросоюза.

– Недавно прочел невероятную цитату доктора Геббельса: «Может быть и хорошо обладать властью, основанной на диктатуре, но гораздо лучше завоевывать и не терять сердца людей». А можно ли сказать о нашей власти, что она завоевала сердца людей?

– Нет. И это объяснимо: если что-то обещаешь, надо выполнять. У нас первые лица государства заявляли, что у бойцов АТО будет определенный уровень зарплат, и что? Говорили об экономическом росте, безвизовом режиме «уже завтра». Ситуация осложняется тем, что Россия с помощью своей пропаганды, которой геббельсовская и в подметки не годится, пытается нас столкнуть лбами, ослабить изнутри. По-моему, у власти есть только один шанс «завоевать сердца» людей – беспощадно бороться со всеми, кто воевал против Майдана, поддерживал режим Януковича. Только конкретно: какую ответственность понес тот или иной милиционер, судья, прокурор. А еще – нужно показать рыночные успехи, дать свободу нашим предпринимателям и иностранным инвесторам.

Ну и самое главное, чтобы каждый понял: нужно меняться не только власти, но и каждому в отдельности. Вымогают взятку – не давайте. Тормозят дела бюрократы? Привлекайте их к ответу, добивайтесь справедливости в суде! Только так.

 

 Источник: metroplus.com.ua
 

You may also like...