Нельсон Мандела: хулиган, террорист, президент

В прошлом году американская телекомпания Би-би-си опросила 15 тысяч граждан разных стран мира. Вопрос был сформулирован так: «Кого бы вы хотели видеть во всемирном правительстве?». Результаты этого опроса были неожиданными — большинство отдало предпочтение бывшему президенту ЮАР Нельсону Манделе. По заслугам? Автор: Михаил Володин, Первая Крымская

В отчете известной правозащитной организации Human Rights Watch о положении в Африке утверждается, что там почти везде происходят вооруженные конфликты, в ходе которых грубо нарушаются права человека. Одно из немногих светлых пятен на континенте — Южно-Африканская Республика, где, несмотря на все прогнозы, никто ни с кем не воюет. Более того, год назад Кейптаун был признан международным центром туризма с самым высоким уровнем обслуживания. И в мыслях никто не мог себе представить, что ЮАР, охваченная кровавыми конфликтами на расовой почве, через каких-то два десятка лет будет строить для туристов пятизвездочные отели. Благодаря чему эта страна совершила такой рывок? Заслуга эта принадлежит лауреату Нобелевской премии мира Нельсону Манделе.

«Срывающий ветви с деревьев»

Ролихлахла Мандела родился 18 июля 1918 года в семье вождя племени телебу, имевшего три жены и полтора десятка детей. Имя мальчика на местном диалекте означало «срывающий ветви с деревьев». Племенные имена африканцев исключительно точно соответствовали характеру младенцев — юный сын вождя рос редкостным сорванцом, доставлявшим родителям и всему племени немало неприятностей. В школе учитель присвоил этому сорванцу имя Нельсон. Понятно, что он имел в виду знаменитого адмирала, которого от всех прочих офицеров королевского флота Великобритании отличали два качества — несокрушимая воля и полное отсутствие свойственного человеку чувства самосохранения. Известно, например, что адмирал Нельсон, будучи молодым лейтенантом, сошел с корабля на льдину с одним кортиком, чтобы поближе познакомиться с белым медведем весом в три центнера. Между прочим, взглянув в глаза Нельсона, медведь поспешил убраться восвояси.

Видимо, Мандела с юности принадлежал к породе именно таких людей, как Нельсон. Из них, как известно, получаются великие военачальники, акулы бизнеса вроде Джона Рокфеллера и непререкаемые авторитеты преступного мира, именуемые «ворами в законе». В ЮАР сыну вождя племени телебу было уготовано последнее. В 1940 году его отчислили из колледжа. Считается, что за участие в какой-то акции протеста, но это не так, поскольку никаких акций в те времена не было и быть не могло. Двухметровый Нельсон, демонстрировавший замечательные успехи в боксе, вместе со своим братом просто-напросто терроризировал всю округу. Пришлось ему отправиться работать в шахты Йоханнесбурга. Не горняком, конечно, а полицейским. Эта работенка ему явно не понравилась. Во всяком случае, Нельсон, продемонстрировав незаурядные способности, в хорошем темпе окончил не только колледж, но и университет, получив специальность юриста.

Пожизненное заключение и еще пять лет

Но это был не тот человек, который согласился бы всю жизнь сидеть в офисе и перебирать бумаги. Нельсон ринулся в политику, вступив вместе со своими приятелями в Африканский национальный конгресс (АНК). Эта партия, основанная в 1912 году, отстаивала права местного населения исключительно с помощью вежливых петиций и апелляции к властям. Так бы она действовала и дальше, если бы почтенные члены этой организации не поспешили принять в свои ряды человека, «срывающего ветви с деревьев». Нельсон Мандела немедленно сформировал «Молодежную лигу АМК» и принялся организовывать шумные пикеты, демонстрации и забастовки. Но на это нужны были деньги. Откуда же он их брал?

Режим апартеида (от apartheid, что по-голландски означает «разделение») был не совсем таким, каким его представляли за пределами ЮАР. Черное население действительно жило в так называемых бантустанах, откуда без разрешения властей не имело права выехать, но при этом уровень жизни этих аборигенов был гораздо выше, чем в соседних африканских государствах. Более того, многие из них, получая образование, работали юристами, врачами, предпринимателями, имея при этом неплохой доход. И разве они могли выдержать проникновенный взгляд Нельсона Манделы и не внести скромную лепту в дело освобождения коренного африканского населения от апартеида?

Все шло неплохо, пока в 1961 году АМК не был запрещен как полукриминальная партия. Можно понять возмущение Манделы — все каналы финансирования были перекрыты, пошла череда арестов активных товарищей, собирающих добровольно-принудительные взносы в фонд организации, да и его самого посадили за решетку. Правда, ненадолго. Разъяренный Нельсон уехал в Алжир, где вместе с товарищами создал боевое крыло АМК под названием «Копье нации», прилежно изучив основы диверсионно-подрывной работы. Но в ЮАР боевиков этой организации ожидала неудача — в июне 1964 многие из них, в том числе Нельсон Мандела, были арестованы. Его судили по двум статьям. Одна — терроризм — предусматривала пожизненное заключение, а вторая — незаконный выезд за пределы страны — пять лет. Так Нельсону в приговоре и записали: пожизненно плюс пять лет. Очень либеральное, надо сказать, было в ЮАР законодательство. В большинстве стран мира Нельсона Манделу за такое преступление неминуемо ожидала бы смертная казнь.

Зверя выпустили из клетки

Отбывать срок 45-летнего Нельсона отправили в тюрьму на острове Роббен, расположенном на самом юге Африки. Зима там холоднее, чем в ЮАР, — примерно такая же, как на ЮБК, но зато лето менее засушливое. Курорт, одним словом. Правда, на первое время террориста №1 определили в одиночную камеру размером два на три метра. Но вскоре до руководства тюрьмы дошло, что держать такого человека в одиночке и заставлять его спать на бетонном полу — это только закалять его и без того стальную волю. Стремясь занять Нельсона общественно-полезным трудом (в каменоломнях он не желал работать ни под каким видом), администрация тюрьмы пошла на хитрость. Она пообещала освободить Манделу, как только он сделает подробную карту острова, который отличается сложным рельефом. Проштудировав учебник геодезии, Нельсон вооружился теодолитом и принялся за дело. Как только карта (по свидетельству специалистов, вполне профессиональная) была закончена, он действительно был освобожден из этой тюрьмы и… переведен в другую, неподалеку от Кейптауна.

Всего Нельсон Мандела пробыл в заключении 27 лет. Как же так получилось, что его имя за такое долгое время не только не забыли в ЮАР, но и узнали во всем мире? Заслуга в этом принадлежит его жене Винни. Каждый раз, возвращаясь после свидания, она оповещала всех и каждого о том, что сказал ее выдающийся муж, узник совести и неукротимый борец за свободу. Она часто выступала на митингах, давала интервью, вела обширную переписку. Злые языки даже утверждают, что в то время, когда Нельсон ругался с любознательными пингвинами, которые постоянно сбивали геодезическую рейку, его жена, дочь школьного учителя, написала за него книги «Нет легкого пути к свободе» и «Я готов умереть».

Как бы то ни было, но в феврале 1990 года под напором международной общественности Нельсон Мандела был освобожден из заключения. Президентом ЮАР к тому времени был Фредерик Деклерк, которого вовсе не напрасно называют южноафриканским Горбачевым. Как и его прототип в СССР, Деклерк намеревался лишь слегка ослабить вожжи, чтобы продемонстрировать всему миру, что в ЮАР полным ходом идет демонтаж системы апартеида. Освобождение Манделы, этакого престарелого, наивного диссидента наподобие советского академика Сахарова, было призвано продемонстрировать размах и как бы даже необратимость демократических преобразований в стране. Деклерк никак не ожидал того, что произошло в дальнейшем. Из клетки выпустили зверя, который ничем не напоминал советского академика. Вожжи, которые президент ЮАР уже с трудом удерживал в руках, Нельсон Мандела у него немедленно отобрал, предотвратив тем самым гражданскую войну и неминуемый развал экономики страны.

Свеча по-южноафрикански

То, что могло произойти в ЮАР, несопоставимо с тем, что произошло в СССР. В этой африканской стране было 28 миллионов чернокожих, испытывающих лютую ненависть к 5 миллионам белых. До поры до времени черных сдерживали армия и полиция, но стоило этой преграде исчезнуть, как белые были бы поголовно истреблены. В районах, населенных аборигенами, в ходу был лозунг: «Один белый — одна пуля». Вслед за этим началась бы резня между несколькими племенами, населяющими ЮАР. Нечто подобное произошло в соседней Зимбабве (бывшей Южной Родезии), которая до сих пор находится в состоянии гражданской войны и всеобщего хаоса.

Самое удивительное заключается в том, что Нельсон Мандела, даже не будучи президентом (на этот пост он был избран в 1994 году, причем Деклерк довольствовался всего лишь должностью второго заместителя), действовал так, будто всю жизнь только тем и занимался, что управлял государством. Он непринужденно договаривался со всеми, включая бывших сотрудников южноамериканских спецслужб. Даже вождь самого многочисленного в ЮАР племени зулу, известный своей агрессивностью, после встречи с Нельсоном заметно сник и стал очень покладистым. Мандела буквально завораживал своих противников, как удав гипнотизирует кроликов. При этом Нельсон никогда никому не угрожал и не мстил. Однажды он даже пригласил на ужин того самого судью, который вынес ему пожизненный приговор, и они вдвоем долго и мирно беседовали о старых добрых временах.

Впрочем, все попытки сыграть на расовой или национальной розни Нельсон Мандела пресекал незамедлительно. Не пощадил он даже свою жену Винни, которая очень любила, когда ее называли «матерью нации». Однажды при большом стечении народа она под бурные аплодисменты заявила, что с белыми нужно покончить с помощью свечи и спички. «Свечой» в ЮАР называлась казнь — на человека натягивали автомобильные покрышки и поджигали. Узнав об этом заявлении, Нельсон Мандела немедленно развелся с женой, и ее популярность в народе резко пошла на убыль. Парадоксально, но этот борец против апартеида неизменно избегал деления людей по цвету кожи, по национальности, по вероисповеданию или политическим пристрастиям. «Нет рас и национальностей под огромным небом!» — убеждал он граждан ЮАР.

«Не звоните мне. Я позвоню сам»

В 1999 году, когда стало очевидно, что угроза гражданской войны устранена, Мандела заявил, что он покидает пост президента страны. В сущности, это ничего не меняло. Авторитет Манделы в ЮАР сравним разве что с авторитетом Кемаля Ататюрка в сегодняшней Турции. В народе Нельсона называют не иначе как Мадиба («учитель»). Покидая пост президента, он сказал: «Не звоните мне. Я позвоню сам». Никто в ЮАР не сомневается, что Нельсон Мандела продолжает контролировать действия правительства, причем делает это не менее эффективно, чем прежде.

В прошлом году в этой стране всерьез обсуждался проект переименования столицы страны Претории, названной так в честь основателя города Мартинуса Преториуса. Инициаторы проекта доказывали, что это своеобразный обряд очищения, который позволит ЮАР за короткий срок достичь всеобщего благоденствия. Они также ссылались на соседей — столица Мозамбика Лоренсу-Маркиш была переименована в Мапуту, а столица Зимбабве Солсбери — в Хараре. Правда, вопреки ожиданиям, эти переименования ни к чему не привели, но вдруг на этот раз случится чудо? Преторию предлагалось назвать Тшване («обезьянка») по имени одного из местных вождей, который замечательно лазил по деревьям. В ответ белое население вышло на демонстрацию с плакатами: «Тшване не мой предок!». На авторов проекта это не произвело никакого впечатления. Они даже стали обсуждать, не переименовать ли ЮАР в Азанию, как вдруг все затихло. Похоже, это Нельсон Мандела позвонил, убедительно попросив их не валять дурака.

А вот на настоятельное предложение встретиться с президентом США Джорджем Бушем-младшим, когда тот приехал в ЮАР с официальным визитом, Мандела никак не отреагировал, в результате чего визит был скомкан, и многие граждане страны даже не поняли, зачем Буш вообще приезжал. Может быть, экс-президент, которому на днях исполнилось 89 лет, плохо себя чувствует? Нет, по свидетельству врачей, он обладает отменным здоровьем. Видимо, сказываются годы, когда он сидел на строгой диете и жил по тюремному распорядку. Нельсон Мандела и сейчас встает ровно в полпятого утра, делает часовую зарядку. Его традиционный завтрак — тарелка овсянки и стакан молока. Чем же он так занят днем? Отказавшись тянуть второй срок в должности президента, он заверил всех, что будет «читать, спокойно размышлять и работать над воспоминаниями». Может быть, и так, но, кроме того, Нельсон Мандела возглавляет фирму ANC Mandela Surveying, которая занимается геодезическими работами. Говорят, если повезет, то его можно встретить в самых отдаленных районах страны. С теодолитом на плече.

You may also like...