ИСД опутал президента краденой коллекцией

До 14 сентября в Музее украинского народного декоративного искусства будет выставлена часть коллекции покойного Сергея Платонова. Правда, о Платонове речь больше не идет. Достоинства экспонатов комментирует совладелец ИСД, миллионер Сергей Тарута. При этом он тщательно скрывает, что по его совету и так не очень удачливый в бизнесе Сергей Платонов влез в заведомо проигрышный бизнес и загадочно умер. А большая часть его коллекции перешла к Таруте за долги и сыграла важную роль в его «придворной карьере», став пропуском к Виктору Ющенко…Добывать собственность с помощью долговой петли – фирменный «знак» ИСД. Даже «родной» для Сергей Таруты «Алчевский металлургический комбинат» взяли практически даром, за липовые долги. Сначала «Индустриальный союз…» эти долги организовал, потом скупил, стал единоличным кредитором, а под конец забрал акции «банкрота» за бесценок.

Точно по такой же схеме к бизнесменам из ИСД перешла коллекция покойного Сергея Платонова. Бывший золотодобытчик, Платонов, 14 лет проработавший на высокооплачиваемом Севере, начал скупать находки археологов еще в советские годы. Шире всего его бизнес развернулся в голодные 90-е. Вопреки распространенному мнению, основными поставщиками Платонова были не «черные археологи», а обычные научные работники, которые припрятывали особенно ценные находки экспедиций: иного выхода прокормить семьи у них тогда не было.

Платонов был вполне меркантильным человеком. От своей коллекции он хотел получить прибыль. Потому продвигал идею, чтобы государство самые ценные его экспонаты выкупило. С этой идеей он обращался ко многим влиятельным людям, в том числе – к Виктору Ющенко. С Ющенко он познакомился еще, когда тот был председателем Нацбанка, а Платонов входил в наблюдательный совет банка «Олимпийская Украина» и активно предлагал банкирам свои сокровища в качестве обеспечения кредитов. Кое-что из его коллекции побывало в залоге в банке «Украина», а самая ценная вещица – древний китайский сервиз он в годы премьерства Ющенко заложил в «Ощадбанк» за 5 млн. грн.

В 2004 году, когда становится очевидным, что у Ющенко есть все шансы стать президентом, Сергей Тарута использовал Платонова как мостик к будущему «папе». О чем прямо говорил в своих интервью. Дальше все банально: в конце 2004 года ИСД финансирует Всемирный конгресс «Трипольская цивилизация» и прочие аналогичные мероприятия. В то время судьба коллекционера Платонова уже была предрешена.

Мало, кто знал, что неудачливый в бизнесе Платонов был давно и плотно опутан долгами Таруты. Сначала тот одалживал ему деньги на приобретение предметов старины. Вещи, купленные на деньги Таруты, обозначались буквой «Т». Впоследствии совладелец ИСД заявит, что это его личная семейная коллекция, которую он объединил с коллекцией Платонова. Потом, когда бизнес по добыче гранита, лабрадорита и габбро пошел у Платонова «с перебоями», а основное подразделение ЗАО «Петроимпекс» – ООО «Горнодобывающее предприятие «Петроимпекс» – оказалось на грани банкротства, Сергей Алексеевич предложил Платонову заняться строительным бизнесом.

Он даже великодушно помог «Петроимпексу» получить подряд на реконструкцию двухсекционного дома по ул. Лютеранская 32а и 32б, рядом с Секретариатом президента. Тем, кто следит за новостями этот адрес знаком: 14 мая 2008 года дом горел. Не в первый раз. Его так до сих пор и не реконструировали, хотя агентства недвижимости бойко торгуют квартирами в будущей многоэтажке. Автор прозвонил по объявлениям и узнал, что оба здания можно купить скопом за $60 млн. А поторговавшись – и того дешевле. Не удивлюсь, если переговоры придется вести с дочерними структурами ИСД.

То, что к домам уже не имеет отношение «Петроимпекс», думаю, понятно. Неопытный Платонов не сумел даже начать подготовительные работы к реконструкции здания. Все деньги он вложил в проектно-техническую документацию, разрешения и прочее «бумажное хозяйство». Более того, он оформляет на себя земельный участок на Подоле, по адресу Ольгинская, 2/1, где находится его дом, и вместе с земельным участком закладывает структурам Таруты. Все это делается во спасение катившегося в пропасть бизнеса. Забегая вперед, скажу, что через три месяца после смерти Платонова и перехода коллекции к Таруте ООО «Петроимпекс» было… обанкрочено.

Таким образом, коллекционер окончательно попадает в цепкие лапы ИСД. Однако помимо денег, Тарута добывает компромат на Платонова. Дело в том, что не все «сокровища» покойного действительно имеют историческую ценность и многовековой возраст. Большая часть (по некоторым подсчетам, до 80%) – это «пиратские копии», а так же предметы, не представляющие интереса для специалистов. Тарута это знал и тайно от Платонова делал экспертизы вещей, который покойник ему давал «напрокат». Экспертам говорили, что негативное заключение по ценности предметов – приветствуется. Посредник в переговорах с экспертами, известный украинский пиарщик, к слову, получил долю в благотворительном фонде «Платар», созданном в 2005 году Тарутой, его партнером Александром Пилипенко и наследниками Платонова – сыновьями Николаем и Владимиром. Кстати, в том, что братья без боя уступили коллекцию отца «мариупольскому рейдеру» и вынуждены во всем ему потакать большая «заслуга» этих экспертиз.

Развязка наступила после победы Ющенко на президентских выборах. Платонов стал лишним звеном в отношениях Таруты с президентом. Спецы из ИСД проделывают грамотную комбинацию для его устранения. В январе 2005-го Катерина Ющенко появляется на инаугурации в трипольской брошке из коллекции Сергея Платонова. Через несколько дней это «просачивается» в прессу. Слив делал тот же самый пиарщик, который стал учредителем «Платара». Возникает скандал. Ющенко крайне недоволен. 29 января Платонов (здоровый и веселый) по наущению своего друга делает последнюю глупость в своей жизни: подтверждает в интервью газете «Факты и комментарии», что брошке 2 тыс. лет и она одолжена в музее. Этим он навлекает на себя гнев Президента. 2 февраля ряд интернет-изданий сообщают об исчезновении Сергея Платонова. В частности, на сайте «Лента-Ua» появляется новость, что редакция в течение двух суток не может дозвониться коллекционеру. Что не удивительно: эти дни Тарута и Платонов провели в замкнутом, хорошо обставленном помещении, где между ними происходил мужской разговор. Через несколько дней, вернувшись домой на Ольгинскую из гостеприимного дома Таруты, Платонов, не страдавший сердечно-сосудистыми болезнями, умирает от странного инфаркта на 58 году жизни.

Президент о своем любимчике быстро забывает и даже не приходит на похороны. Зато на совещании 11 марта он поет панегирик Таруте, который оперативно выделяет деньги на реконструкцию Батурина и «Мыстецького арсенала». И обещает передать туда «общую с Платоновым» коллекцию «Платар» (Платонов-Тарута).

«Увлечение» древностью так сроднило президента и олигарха, что Виктор Андреевич, вопреки рекомендациям охраны, дал указание «послухати Таруту, що він там каже про зв’язок і телефони». В результате фирма Таруты и Гайдука «Седна» (бывшая «Фарлеп-2000») в 2005 году получает грандиозный заказ на установку телефонной сети специального назначения на базе цифровых коммутаторов “Ф-1500” во всех органах власти: Секретариате Президента, Кабинете министров, СНБО, Верховной Раде, Минобороне и т.д.

Уже сейчас, после прихода в СНБО команды Раисы Богатыревой, группа технарей, вняв советам нанятых Богатыревой для обеспечения безопасности спецслужбистов, обследовала кабинеты руководителей СНБО, и обнаружила массу забавных «игрушек». В частности, «телефонный столик» Порошенко имел приспособление для радиопередачи всех «кабинетных звуков» неведомым заказчикам. В общем, есть основания предполагать, что учредили ИСД вместе с госзаказом получили собственный канал съема информации в органах власти. А «шмон» по поиску жучков был проведен людьми Богатыревой не случайно: ее политические патроны должно быть имели представление о способах утечки информации из помещений, оборудованных «Седной», поскольку в свое время купили одну часть «Фарлепа» и отказались от другой. Именно та, другая часть «Фарлеп-2000» переименовался в «Седну».

Не удивительно, что стоит кому-то в Кабмине или Секретариате высунуться с проектом, противоречащим интересам ИСД, как Тарута тут же напрашивает к гаранту с новой «культурологической» инициативой, а выходит… ну, скажем, положительным для бизнеса ИСД решением. И, главное, сколько бы Виктору Андреевичу не намекали на необходимость поменять телефонную связь, он не слышит. Ведь Тарута – такой большой патриот Украины, он столько делает для возрождения истории и культуры. В общем, коллекция Платонова уже окупилась…

Сергей Константинов, специально для «УК»

You may also like...