Пан атаман «Грициан Таврический»! Гуляй, банда!

В Генпрокуратуре гниет уже не только “голова”. Смрад распространился на многие сотни километров от Киева и жителям Херсонщины скоро потребуются противогазы. В области действует хорошо организованная группировка, вырезавшая более шести тысяч тонн труб оросительной системы. Ущерб государству нанесен на миллионы гривен. Но областная прокуратура во главе с Андреем Кузьменко и его первым замом Виктором Матвийчуком на факты расхищения народного добра закрывают глаза. По словам бывшего прокурора Новотроицкого района Херсонской области Владимира Панкива, Кузьменко и Матвийчук “покровительствуют” этой группе. Пискун о беспределе тоже знает. И, похоже, сам “прикрывает” областных “надзирателей”. Предисловие

О прокуроре Херсонской области Андрее Кузьменко “УК” писала несколько раз. В материала “Хождение по мукам” жительница Херсонщины рассказала о злоключениях, которых она натерпелась, когда пыталась через прокуратуру области найти виновных в избиении ее сына. В 2002 году женщина ходила жаловаться к тогда еще заместителю областного прокурора Кузьменко на бездействия районной прокуратуры. Мать принесла фотографии избитого сына. Прошло немного времени, и снимки из дела исчезли. Спустя несколько месяцев и вовсе написали: “состав преступления отсутствует”.

Второй раз фамилия Андрея Кузьменко всплыла в заметке “Прокуроры проснулись?”. Статья была посвящена планам Херсонской прокуратуры на 2005 год. Андрей Дмитриевич поведал об основных направлениях работы прокуратуры в текущем году. Среди которых – расследование преступлений в сфере землепользования. Журналист тогда резонно заметил: “Херсонской областной прокуратуре в настоящее время приходится “расхлебывать” дела, которые ранее совершались при ее же молчаливом “одобрямсе”… Неужели наша доблестная прокуратура, во главе со своим начальником господином Кузьменко (работавшего в 2002-2003 годах заместителем областного прокурора), наконец-то проснулась и у нее внезапно открылись глаза? Одним словом: “О род лукавый и развращенный”.

“Подвигов” у Андрея Кузьменко на Херсонщине с 2002 года накопилось более чем предостаточно. Сегодня его деятельность (или бездействие) попали в поле зрения СБУ. Не в восторге от Кузьменко и глава Херсонской облгосадминистрации Борис Силенков. По его словам, за полгода работы он получил изрядное количество жалоб от жителей Херсонщины на прокурора области (“5 канал”, 8.06.2005).

Жаловаться, как оказалось, есть на что…

Война херсонских прокуроров

Одним из первых, кто дал бой прокурорскому беспределу, был прокурор Новотроицкого района Херсонской области Владимир Алексеевич Панькив. 4 февраля 2005 года, вооружившись революционным лозунгом “Бандитам – тюрьмы!”, он собрал пресс-конференцию. На ней Панькив обвинил областного прокурора Кузьменко и его первого зама Виктора Матвийчука в злоупотреблении должностными полномочиями, повлекшим тяжкие последствия (ч.2 ст. 364 УКУ).

“Что я имел под тяжкими последствиями? Первое: освобождение из-под стражи участника организованной преступной группировки, у которого был изъят арсенал оружия: гранатомет, маски, автомат и патроны. Второе: в облпрокуратуре незаконно закрыли уголовное дело, возбужденное по материалам СБУ в отношении сотрудника правоохранительных органов, который занимался вымогательством. Третье: уничтожение мелиоративных систем. Группа фирмачей, которая вырезала трубы, заявляла многим руководителям из района: “Мы все вопросы решаем на уровне прокуратуры области. Вы для нас – никто”. Трубы шли как металлолом, а износ этих труб всего 15%”, – рассказал Владимир Панькив журналисту “УК”.

По каждому случаю у райпрокурора имеются доказательства.

Как прокуратура отпускала бандитов

25 января 2002 года в результате оперативно-розыскных мероприятий в Херсона в доме по адресу переулок Каменный, 9 милицией было выявлено целый арсенал оружия. В тайнике обнаружили ручной гранатомет, два автомата АКСУ и патроны к ним, гранату Ф-1. Там же лежали черные маски, которыми пользуются сотрудники спецподразделений, парик, накладные усы и борода. Найденный арсенал указывал на то, что кто-то явно готовился к разбойному нападению.

На другой день, 26 января, в дежурную часть Днепровского райотдела Херсона поступило сообщение, что по адресу ул. Сакко и Ванцетти, 20 неизвестный палит из обреза. Приехавшие на место происшествия оперативники “стрелка” не обнаружили. Однако в доме была найдена граната Ф-1 и запал к ней. В ходе дальнейшей проверки было установлено, что по данному адресу проживал Сонич Антон Федорович, 1952 года рождения, который был одним из членов местной ОПГ “Мастера”.

Позже установили, что опасный арсенал, обнаруженный днем раньше, также принадлежал бывшему прапорщику Соничу. Против него было возбуждено уголовно дело № 01078-02 по статье 263 ч.1 УКУ (ношение и хранение огнестрельного оружия). Кроме того, начальник Днепровского райотдела разослал ориентировку “на задержание преступника”.

Узнав о возбуждении уголовного дела, А. Сонич покидает пределы Украины и выезжает в Беларусь. Там его и задержали.

1 августа 2003 года херсонского “рембо” ждал приятный сюрприз. Его отпускают под подписку о невыезде. Посодействовал Соничу тогда в этом… первый заместитель областного прокурора Андрей Кузьменко, подписавший соответствующее представление следователя. А 22 декабря 2003 года уголовное дело против бывшего прапорщика Сонича и вовсе закрыли. Из-за отсутствия состава преступления. Есть сведения, что подсудимый имел тесные контакты с народным депутатом прошлого созыва Сергеем Кириченко, который избирался по 183 избирательному округу Херсонской области. А о “деловых” связях между “местными” нардепами и областной прокуратурой не нам вам рассказывать…

Рука руку моет?

По словам Владимира Панькива, Кузьменко приложил руку и к закрытию уголовного дела относительно оперуполномоченного Голопристанского отделения налоговой милиции ДПИ в Херсоне Лупы О.О. Обвиняли налоговика по суровой 368 статье ч. 2 УКУ – “получение взятки в особо крупном размере должностным лицом”. Такое преступление карается лишением воли на срок от пяти до десяти лет!

Согласно материалам дела, Лупа получил взятку в виде 10 тонн пшеницы и 10 тонн овса общей суммой в 8000 гривен. “Отблагодарил” налоговика руководитель ПСП “Роксолана”. Лупа пообещал последнему не возбуждать уголовного дела относительно служебных лиц СВК “Берегиня” и ПСП “Роксолана” по результатам проверки налоговой их деятельности.

Уголовное дело против Лупы было закрыто в декабре 2004 года. Именно тогда, когда Святослав Пискун праздновал свое возвращение в Генпрокуратуру. Говорят, что цена закрытия дела была 20 тысяч долларов США. По некоторым сведениям, деньги привез адвокат Лупы. Акт “купли-продажи” состоялся в одном из херсонских кафе. Кто “срубил капусту”? Сегодня СБУ пытается ответить на этот вопрос.

Расхитители будущего

Так херсонские журналисты окрестили хорошо организованную группировку, которая под прикрытием областного прокурора Кузьменко безнаказанно вырезала на Херсонщине более шести тысяч тонн труб оросительной системы. Ущерб оценивается в миллионы гривен. Причем нелишне будет напомнить, что система орошения и мелиорации является стратегическим объектом землепользования и охраняется Указом Президента!

Отслеживая ряд “деловых” связей лиц данной группы, удалось установить, что она контролирует так называемый Ново-Каховский “пятачок” – в первую очередь торговые точки в Казацком. По данным газеты “Киевский регион”, именно с “пятачком” были связаны многочисленные кровавые разборки с применением оружия. И не мудрено: “пятачок” представляет собой мощное “предприятие” с миллионными оборотами по продаже соленой и копченой рыбы, поддельных коньяков а-ля “Таврия” и даже широкой сети сексуслуг. О проверках соблюдения законности на этом “пятачке” речь пока не идет: ни “опера”, ни налоговая милиция туда и нос не кажут – боятся попасть в какой-либо “капкан”…

Эта группа действовала и в Новотроицком районе. Остановить преступное уничтожение оросительной системы тут пытался до недавнего времени прокурор района Владимир Панькив. Однако он сразу же столкнулся с неистовым сопротивлением со стороны областной прокуратуры. Райпрокурор выдавал предписания, которыми запрещал вырезать трубы, а областная прокуратура их отменяла. Панькив обращался в Генеральную прокуратуру – докладные возвращались в… областную прокуратуру “на расследование”.

По словам Владимира Панькива, эпопея с трубами началась еще в 2002 году. Уничтожать оросительную систему начала фирма “Компаньон”. Фирмы менялись, но за ними “стояли” одни и те же люди. В 2004 году трубы вырезало предприятия “Агроинвест” и “Маяк”. Когда райпрокурор попытался воспрепятствовать преступной деятельности фирмы, те обратились в областную прокуратуру. И получили разрешение на “реконструкцию” оросительной системы. А, по сути, – ее полное уничтожение.

В мае 2004 года состоялась внеочередная сессия депутатов Новотроицкого района, посвященная вопросу разрушения системы орошения на территории Чкаловского сельсовета. Владимир Панькив выступил на ней и обвинил руководство в “покровительстве” фирм, которые вырезают трубы. За день до сессии ему на мобильный телефон позвонил Кузьменко, чего ранее никогда не делал, и сказал: “Что вы себе позволяете? Вы организовали сессию. Мне звонит замгубернатора, спрашивает, что это там за прокурор-беспредельщик, организовал сессию, подбил депутатов… Я запрещаю вам выступать на сессии. Приезжайте завтра с материалами ко мне”.

После выступления на сессии Панькива лишили премии. Мотивируя это тем, что он поступил “нетактично”.

В тот же день депутаты приняли решение: обратиться в Генпрокуратуру с требованием проверить деятельность областной прокуратуры. Но все закончилось тем, что ГПУ направила это письмо для проверки в… прокуратуру Херсонской области. То есть Кузьменко.

Замкнутый круг прокурорских проверок

В феврале 2005 года В. Панькив обращается с соответствующим заявлением к Пискуну.

“Ответ” был неожиданным. Через несколько дней в кабинет райпрокурора, без уведомления, являются четыре сотрудника областной прокуратуры и устраивают “шмон”. Хотя, по словам Панькива, никто не имел права этого делать без него. Ведь он не был отстранен от исполнения обязанностей и не уволен. “Ревизоры” вскрыли сейф и прихватили с собой четыре уголовных дела, находившихся в производстве райпрокуратуры. Самое интересное то, что среди “изученных” бригадой из областной прокуратуры уголовных дел, одно касалось тех людей, которые вырезали около 60 километров труб в Новотроицком и Каховском районе.

Наконец, через пару недель приехала киевская бригада во главе с старшим прокурором второго отдела ГПУ В.М. Гудом. Столичные проверяющие с чем приехали, с тем и уехали. В постановлении указывалось: “Ваше заявление о преступлении рассмотрено, в возбуждении уголовного дела – отказано”. Столичная бригада в своих выводах утверждала, что никто ни на кого “не оказывал давления…”, подарков дорогих не было и вообще никаких “объективных доказательств” чего-либо противозаконного со стороны Андрея Кузьменко и его первого зама Виктора Матвийчука – нет. Почему-то из двух десятков указанных Панькивым потенциальных свидетелей проверяющие практически никого не опросили.

Не согласный с таким ответом Владимир Панькив еще раз обратился в Генпрокуратуру с жалобой и потребовал личной встречи со Святославом Пискуном. И вот 24 марта его вызывают в Киев. После нравоучительной беседы вроде “как же ты мог, покайся” с заместителем начальника отдела по работе с кадрами управления кадров ГПУ В.Козелецким и двухчасового ожидания приема у “генерального” он получает… приказ об увольнении, подписанный так и не увиденным Генпрокурором. На прощание ему сказали, что, мол, ты уволен с должности прокурора, но не из органов прокуратуры, и если хочешь, иди в помощники прокурора или следователи. В общем, “расслабься и попытайся получить удовольствие”.

После бесполезных обращений в Генпрокуратуру уже бывший прокурор Новотроицкого района обратился к Президенту – как Гаранту Конституции. В письме он просил Виктора Ющенко создать комиссию из независимых (!) специалистов и еще раз проверить деятельность руководства областной прокуратуры.

Из Секретариата Президента пришел ответ за подписью первого заместителя госсекретаря И. Васюника: ваше обращение переслано в… Генпрокуратуру. Которая и проинформирует о “принятом решении”.

Какое будет “решение” Генпрокуратуры – не трудно догадаться. Особенно, если принять во внимание следующую цитату из обращения В. Панькива к Президенту: “Я считаю, что С. Пискун сам совершил целый ряд коррупционных деяний, за что и был уволен с поста генпрокурора осенью 2003 года… С первых же дней возвращения на должность он стал декларировать непримиримую борьбу с коррупцией, в том числе и в органах прокуратуры, с этой целью якобы и создано соответствующее подразделение ГПУ. Но говорит Пискун одно, а делает – совсем другое… Я принял решение, что буду работать в органах прокуратуры только тогда, когда ее покинут такие аморальные личности как Пискун, Кузьменко, Матвийчук…”

Свое увольнение Владимир Панькив обжаловал в Печерском районном суде Киева. Также в суде прокурор обжаловал и незаконное, по его мнению, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении руководителей прокуратуры Херсонской области…

Похоже, получается парадоксальная картина: завязанная на одного человека – генпрокурора – система, наделенная огромными полномочиями, не способна к самоконтролю, и напротив – вполне способна к покрывательству “своих”. А если и суды, “поднявшие с колен” Пискуна, окажутся не способными ему перечить?

Правда, у Владимира Панькива есть один козырь, который может помочь ему выиграть дело в суде. Сегодня разграблением оросительной системы Херсонской области занимается СБУ. “Чекисты” в обход областной прокуратуры появилась прямо на складах, где хранились вырытые и порезанные для “реконструкции” трубы. Странно, но трубы оказались бесхозными! Все, кто разорял район, хвалясь покровительством областной прокуратуры, вдруг исчезли. Теперь сотрудники службы безопасности пытаются выяснить, кто и зачем километрами вырывал и резал трубы. Областной прокурор Кузьменко оперативно слег на больничный…

Владимир Абросимов, специально для “УК”

You may also like...