Приговорим народных депутатов. Пока – условно

Если бы ни депутатская неприкосновенность, о необходимости отмены которой говорят уже не первый год, многие политики расплачивались бы за свои выходки высокими административными штрафами и многочасовыми исправительными работами. А некоторые из них на несколько лет отправились бы в места не столь отдаленные. Ведь, по справедливости, закон один для всех, и бандиты должны сидеть в тюрьме.

Закон один для всех! Журналисты вооружилась Уголовным кодексом и «намотали» парламентариям внушительные сроки. От тюрьмы и штрафов их пока оберегает депутатская неприкосновенность. Ссоры, перебранки, мордобои и порчи госимущества в Верховной Раде являются, пожалуй, одними из самых занимательных событий в Украине. Однако все имеет свой предел. Рано или поздно этот бойцовский клуб все же надоедает и понимаешь, что парламентарии занимаются черт знает чем, только не своими прямыми обязанностями — законодательной работой. Более того, народные избранники ведут себя так, будто им все дозволено и отвечать за свои, порой чуть ли не преступные выходки, никто не собирается.

Вмешиваться в депутатские потасовки и пресекать их неправомерные действия побаиваются даже сотрудники охраны правопорядка. Иногда в беспорядочной мешанине от парламентариев достается милиционерам, работникам СБУ и Госохраны. В одностороннем порядке. Давать сдачи те боятся. При этом сами народные избранники всегда выходят сухими из воды, прикрываясь, как индульгенцией, депутатской неприкосновенностью.

Такая безнаказанность дает повод депутатам для дальнейшего беспредела. Ни в выражениях, ни в каких-либо действиях они себя нисколечко не сдерживают. А хронический политический кризис в нашей стране одарил депутатов весьма благодатной почвой для усовершенствования техники боя. Вместо мирных переговоров стала использоваться силовая атака. Политический диалог скатился до изысканной матерщины. Самый веский аргумент теперь — крепкий депутатский кулак.

Не брезгуют народные избранники кражей у своих коллег карточек для голосования, ломанием многострадальной системы «Рада» и даже штурмом и захватом госучреждений. А их излюбленный метод ведения политики — блокирование парламентской трибуны.

Если бы ни депутатская неприкосновенность, о необходимости отмены которой говорят уже не первый год, многие политики расплачивались бы за свои выходки высокими административными штрафами и многочасовыми исправительными работами. А некоторые из них на несколько лет отправились бы в места не столь отдаленные. Ведь, по справедливости, закон один для всех, и бандиты должны сидеть в тюрьме.

Мордобой

Первыми из списка депутатов-драчунов могли бы потянуть сроки бютовец Олег Ляшко и регионалы Владислав Лукьянов и Нестор Шуфрич. Именно эти политики отличились наибольшей активностью в данном контексте.

Год назад в парламенте произошло столкновение между Ляшко и Лукьяновым. Несколько депутатов фракций БЮТ и Партии регионов буквально растащили дерущихся парламентариев.

В прошлом месяце экс-министр транспорта Николай Рудьковский подал заявление в милицию об инциденте, произошедшем между ним и Нестором Шуфричем. В заявлении Рудьковский указал, что Шуфрич ударил его рукой по лицу. Материалы переданы для расследования в Генеральную прокуратуру Украины.

Действия вышеназванных депутатов подпадают под статью 126 Уголовного кодекса «Умышленное нанесение удара, побоев или совершение других насильнических действий, которые причинили физическую боль и не вызвали телесных повреждений». За это предусмотрено наказание штрафом до пятидесяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (850 грн) или общественными работами на срок до двухсот часов, или исправительными работами на срок до одного года.

По этой же статье понесли бы ответственность Юрий Луценко, Виктор Янукович и Евгений Червоненко. Министра МВД, например, привлекли бы за тумаки, нанесенные им мэру Киева Леониду Черновецкому. И хотя были-таки призывы подвергнуть Луценко наказанию, но дело так ничем и не закончилось.

Идею лишить депутатов неприкосновенности из года в год активно муссируют различные политические силы. Апогей наступает во время предвыборных кампаний. Но до конкретного воплощения в жизнь этих благовидных начинаний дело так и не доходит.

Главного регионала страны Виктора Януковича после проведения соответствующего расследования можно было бы привлечь за избиение им в 2004 г. тогдашнего министра транспорта — ныне покойного Георгия Кирпы. Также в СМИ фигурировала информация о якобы рукоприкладствах Януковича в отношении Евгения Кушнарева, Виктора Медведчука, Виктора Пинчука, Александра Лавриновича, Анатолия Толстоухова. Если бы они все подали иски, заявив о полученных травмах, а расследование признало его виновным, — Виктор Федорович вполне мог бы оказаться в знакомом ему по бурной молодости месте — за решеткой.

Штрафами или исправительными работами пришлось бы заглаживать свою вину Евгению Червоненко.

26 сентября 2006 г. сотрудник управления Госохраны не пропустил его (в то время — губернатора Запорожской области) в приемную тогдашнего премьер-министра Януковича. За это Червоненко ударил охранника. Два раза по лицу. Инцидент произошел, когда первый попытался прорваться к Януковичу, но был остановлен у рамки металлоискателя бдительным сотрудником управления Госохраны. Основание — фамилии губернатора не оказалось в списке приглашенных к премьеру. Итог — синяк под глазом сотрудника службы охраны, оставленный на память о встрече с мастером спорта по автогонкам.

Воровство

Упомянутый регионал Владислав Лукьянов проходит у нас еще по двум статьям — статье 185 Уголовного кодекса «Воровство» и статье 51 Административного кодекса «Мелкая кража чужого имущества».

Год назад Лукьянов «слямзил» у председателя ВР Арсения Яценюка карточку для голосования во время повторного голосования по кандидатуре премьер-министра. Напомним, для утверждения кандидатуры Тимошенко на пост премьера дважды подряд не хватило двух голосов. При повторном голосовании по ее кандидатуре не смог проголосовать и Яценюк, карточку которого украл Лукьянов.

За такое регионалу светили бы в лучшем случае штраф до пятидесяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан или общественные работы на срок от 80 до 240 часов, или исправительные работы на срок до двух лет. В худшем — арест на срок до шести месяцев или лишение свободы на срок до трех лет.

По Административному кодексу Лукьянов отделался бы за мелкую кражу штрафом до 255 грн или исправительными работами на срок от одного до двух месяцев с отчислением 20% заработка, или вообще отсидел бы под административным арестом срок до 15 суток.

Враги свободы слова

Олег Калашников за свое недолгое пребывание в депутатских рядах Партии регионов успел несколько раз отличиться на политическом фронте. И каждый раз — не с лучшей стороны. Только заполучив депутатский мандат, Калашников первым делом отметился рукоприкладством и стал врагом номер один украинских журналистов. В свое время он избил журналиста и оператора телеканала СТБ, пытаясь отобрать отснятую ими видеокассету. Эта выходка сошла Калашникову с рук, и народный избранник продолжил эпатировать публику.

Во время инцидента в Генпрокуратуре 24 мая 2007 г. депутаты от ПР избили сотрудников управления Госохраны. Начальник УГО Валерий Гелетей заявил, что был установлен факт избиения сотрудников Госохраны, в частности, и депутатом Олегом Калашниковым.

В высших законодательных органах многих стран успешно работают службы парламентских полицейских, которые следят за порядком. В Украине уже рассматривалась идея введения парламентских приставов. Однако «приставная» инициатива не нашла поддержки у законодателей.

За эти уголовные действия в совокупности (препятствование законной деятельности журналистов, а также — побои) депутату-драчуну грозило бы ограничение свободы сроком до пяти лет.

Мэр Киева Леонид Черновецкий также отличился пренебрежительным отношением к работникам СМИ. Он незаконно ограничил доступ журналистов к информации о деятельности мэрии, оскорблял и увольнял работников СМИ, ввел цензуру в коммунальных изданиях.

За препятствование деятельности журналистов и грубое нарушение трудового законодательства Леониду Михайловичу пришлось бы выплатить штраф до 850 грн или же отправиться на исправработы. Мэра также могли бы лишить прав занимать определенные должности или проводить определенную деятельность сроком до трех лет. А то Черновецкому и вовсе грозил бы арест на срок до 6 мес. Или ограничение свободы до трех лет.

Кстати, недавно мэр признался, что в свое время понадавал взяток на $21 млн. За это Леониду Михайловичу по статье 369 УК пришлось бы отдыхать на нарах до 8 лет. С конфискацией имущества.

К сожалению, в нашем законодательстве нет наказания экстрадицией на Марс. А зря…

Захваты и блокирования

Как уже было замечено, излюбленным занятием наших депутатов, кроме драк и потасовок, стали блокирования парламентской трибуны, входа в звуковую аппаратную ВР и лом системы голосования «Рада». К примеру, 21 февраля 2007 г. члены фракции БЮТ захватили электрощитовую парламента. Бютовцы во главе с Александром Турчиновым отключили свет, после чего выключились микрофоны депутатов и система голосования.

Турчинов как организатор захвата электрощитовой и блокирования работы высшего законодательного органа страны мог бы отхватить срок до трех лет лишения свободы по статье 341 УК.

По той же статье понес бы наказание и регионал Андрей Клюев, который заблокировал спикера Арсения Яценюка в холле перед его кабинетом. А также бютовцы, блокировавшие работу Апелляционного административного суда Киева, протестуя против указа главы государства, касающегося назначения досрочных парламентских выборов. Среди них — Валерий Писаренко и Игорь Савченко.

А бютовец Олег Ляшко отбывал бы наказание еще и за участие в нашумевшем октябрьском штурме ЦИК и потасовке с сотрудниками УГО.

Огромный скандал случился вокруг недопуска на заседание Кабмина в 2006 г. тогдашнего руководителя МИД Украины Бориса Тарасюка и с его боями прямо у дверей конференц-зала. В коридоре Кабинета Министров произошла небольшая потасовка. Депутаты из Партии регионов и охрана Кабмина не пустили на заседание правительства Тарасюка. Министра-нашеукраинца и сопровождавшего его Николая Катеринчука силой вытолкали из холла и закрыли двери.

Активно «выталкивал» Тарасюка все тот же регионал Лукьянов. Кроме вышеуказанных статей, ему пришили бы еще и статьи за препятствование нормальной работе предприятий, учреждений и организаций, вмешательство в действия государственного деятеля, а также за угрозы и насилие в отношении государственного деятеля. Срок — до пяти лет лишения свободы.

Мелкие пакостники

Ну и на закуску остались политики, занимающиеся мелким хулиганством. Среди них — регионал Ярослав Сухой. В прошлом году он обозвал депутатов фракции БЮТ «козлами». Таким образом Сухой высказался о захвате соратниками Тимошенко электрощитовой в парламенте. «Какие козлы выключили свет?» — риторически вопрошал народный избранник.

Кстати, за «козлов, которые мешают жить» (легендарная фраза 2004 г.) мог бы ответить и Виктор Янукович. А Ярослав Сухой — еще и за то, что обзывал депутата Михаила Поживанова «паскудой» и «нациком» с «отмороженными мозгами». А депутатов «Нашей Украины» — «политическими психопатами». Да и вообще, грубил и махал кулаками.

Остальных любителей использовать повсеместно крепкие словечки, ругань и маты можно было бы привлечь по статье 173 Административного кодекса «Мелкое хулиганство», то есть нецензурная брань в общественных местах (чем не Верховная Рада?), обидное цепляние к гражданам и другие подобные действия, которые нарушают общественный порядок и покой граждан. Наказание — штраф или административный арест до 15 суток.

Судя по всему, всех депутатов не мешало бы осудить хотя бы на этот срок. Для профилактики. Пока с них не снимут депутатскую неприкосновенность. А там уж — тюремные двери для них всегда открыты.

Максим Вознюк, Новая 

You may also like...