Балога пошел на допросы. Прошлое лидера «мукачевского клана» серьезно «подмочит» его репутацию

Ужгородские таможенники подпортили Виктору Ивановичу отдых, а МВД начало таскать правую руку Президента на допросы по «мокрому делу». Не удивляет, что начали, удивляет, почему так поздно…

Вот уже несколько дней глава секретариата Президента живет как на пороховой бочке. Неприятности сваливаются на Виктора Ивановича одна за другой, расшатывая и без того натянутые как струна нервы первого писаря гаранта. Как уже писали «ВВ», в Ужгороде таможенники задержали иностранный самолет, который чартерным рейсом должен был доставить отдохнувшего Балогу на работу в столицу. Кроме того, МВД увидело в Викторе Ивановиче ценного свидетеля по делу о громком убийстве преступного авторитета Олега Грузина.

Пришла беда — отворяй ворота. Ситуация знакома каждому. По всей видимости, в последнее время столкнулся с ней и Виктор Балога. Впрочем, с высоты положения руководителя президентского секретариата, обрушившиеся не него неприятности, скорее, кажутся стечением мелких нежелательных обстоятельств. Однако трата сил, нервов, а главное — времени на разруливание проблем, по всей видимости, достаточно серьезно раздражает.

К примеру, вместо того, чтобы двигать в массы теорию конституционной реформы своего шефа, Виктор Иванович вынужден отвлекаться на разборки с милицией и таможней Ужгорода. Причем транжирить не только собственное время, но и отрывать от работы СБУ. И все это ради того, чтобы отстоять свое право на свободу воздухоплавания!

Как уже писали «ВВ», в прошлую пятницу, примерно в 20.00, в аэропорту Ужгорода сотрудники местного УБОП задержали за нарушение таможенного законодательства иностранный самолет, пилотируемый американским гражданином. По словам министра МВД Юрия Луценко чартер следовал по курсу Прага — Киев — Ужгород. Однако разрешительной документации, позволяющей нерастаможенному лайнеру совершать внутренние пассажирские авиаперевозки по Украине, пилот представить не смог.

В итоге, правоохранители отнесли задержанный самолет к разряду контрабанды и начали соответствующее расследование. Каково же было удивление Балоги, который субботним утром прибыл в аэропорт, но не смог улететь в Киев! Как утверждает наш корреспондент в Закарпатье Анна Тарасова, разгневанный Виктор Иванович не стал припираться с милицией. Скрипя зубами, он сел в машину и уехал. Как добирался глава СП на Банковую, остается загадкой. Однако уже в понедельник начались разборки. Видимо, как-то доехал.

За причиненные первому писарю гаранта неудобства, скорее всего, по шапке сильно получил Валентин Наливайченко. А в начале недели, по словам Юрия Луценко, СБУ принялась стряпать дело против ужгородских правоохранителей. На данный момент, по словам министра, Служба безопасности пытается предъявить обвинения работникам местной таможни и УБОП за якобы незаконное задержание воздушного судна Виктора Ивановича. «Два дня колотило все Закарпатье, потому что г-н Балога прилетел на отдых на частном самолете, как оказалось, контрабандном», — возмущается Юрий Витальевич.

Но самое занятное во всей этой истории, пожалуй, то, что, даже если правоохранителям удастся доказать факт нарушения таможенного законодательства страны, владельцу самолета (сейчас устанавливается. — Прим. авт.) грозит всего-навсего штраф. Причем сравнительно небольшой. Так что гнев главы секретариата Президента вполне понятен: ну стоило ли раздувать такой грандиозный скандал из-за каких-то «пустяков»!

Покойный Геша напомнил о себе

Куда большая неприятность, чем история со злополучным самолетом, — допрос Виктора Ивановича в МВД по делу о февральском резонансном убийстве ужгородского предпринимателя и одновременно уголовного авторитета с донецкой пропиской Олега Грузина. Так вот, вызов на допрос в качестве свидетеля настолько оскорбил Балогу, что тот подал на Луценко исковое заявление в суд о защите чести и достоинства! Согласитесь, в Украине еще не было случаев, чтобы на следователей милиции подавали в суд за приглашение «попить чайку». Тем не менее глава СП обиделся не на шутку.

Министр, в свою очередь, и рад бы извиниться перед Виктором Ивановичем, но… только после завершения следствия. Служба, знаете ли, есть служба. Тем более, что чиновника, по словам главы ведомства, стоило непременно допросить по этому делу. Ведь он был знаком с покойным бизнесменом!

Если коротко, МВД располагает следующими данными. Как известно, 5 февраля Грузину была назначена «стрелка» в одном из микрорайонов Ужгорода. Когда водитель буквально на несколько минут отлучился, к автомобилю подошел киллер и хладнокровно застрелил авторитета из пистолета с глушителем. По мнению экспертов, действовал высококлассный профессионал, которого до сих пор не удалось задержать.

Какое же отношение к Грузину имеет Балога? По версии издания «Зеркало недели» определенная связь прослеживается. Дело в том, утверждает еженедельник, что покойный предприниматель был близок с известным киллером Евгением Игнаткиным, уроженцем Донетчины. Последний переехал в Ужгород в конце 80-х, а позже перетянул в Закарпатье и Грузина. Так вот, в декабре 1998-го киллер Игнаткин успешно организовал убийство депутата Закарпатского областного совета Михаила Токаря из Мукачево, который был известен в криминальных кругах под кличкой Геша.

С начала 90-х и до конца своей жизни М. Токарь не только контролировал преступный мир в Закарпатье, его влияние распространялось далеко за пределами области: в Венгрии, Словакии, Чехии, Польше, России. Крупнейшие уголовные авторитеты СНГ при принятии решений, касающихся Западной Украины и соседних с ней стран, считались с его мнением.

Помимо всего прочего, Токарь поддерживал тесные связи с тогдашним мукачевским предпринимателем Виктором Балогой: вложил капиталы в ООО «Барва», а весной 1998 г. якобы помог Виктору Ивановичу стать мэром Мукачево. Родной брат Геши Илья Токарь, прежде чем пойти в политику, был совладельцем вышеназванного ООО. Теперь же он — глава райгосадминистрации, а его супруга вместе с женами Балоги и Петевки — соучредители ООО «Высокий замок».

Шито белыми нитками

После убийства Геши, сообщает издание, Игнаткин изменил внешность, раздобыл фальшивые документы и сбежал за границу. В 2000 г. он был задержан в Чехии местной полицией и сотрудниками украинского ГУБОП. Процедура экстрадиции растянулась на годы (преступник неоднократно писал обращения, утверждая, что в Украине над ним готовят политическую расправу). За это время были пойманы и осуждены соучастники убийства Токаря, которые на следствии и в суде сознались, что преступление организовал именно Игнаткин. Киллер был передан в Украину только в 2004 году.

Уже тогда представители СДПУ(о), находившиеся у власти в Закарпатье, пытались использовать этот факт против главы президентского секретариата (в то время как раз разворачивалась кампания по повторным выборам мэра Мукачево). Провластная пресса начала публиковать материалы, где намекала: заказчиком убийства Геши (уголовный авторитет не жалел денег на благотворительность, поэтому в городе его уважали) являлся Виктор Балога, у которого якобы в последние годы с Токарем были напряженные отношения. Однако компромат не сработал. Как в ходе следствия, так и на суде Игнаткин не только не рассказал, кто заказал убийство, но и вообще категорически отрицал свое участие в преступлении.

Говоря уголовным жаргоном, подсудимый «пошел в полный отказ». Впрочем, у следствия и без этого хватило доказательств, и в марте 2005 г. Апелляционный суд Закарпатской области приговорил киллера к 15 годам лишения свободы. Верховный суд Украины оставил приговор без изменений.

Убийство же Олега Грузина многие рассматривают именно в контексте дела Игнаткина. Злые языки утверждают, что тот, кто заказал ужгородского предпринимателя, был очень не заинтересован в досрочном освобождении киллера, который теоретически мог пролить свет на истинного заказчика убийства Токаря. Но сделать серьезную привязку Виктора Ивановича к этому делу пока вряд ли возможно. Это понимают как в МВД, так и в президентском секретариате.

Именно поэтому Юрий Луценко и не может понять, почему, собственно говоря, так оскорбился глава президентского секретариата. «Не могу взять в толк, в чем же заключается оскорбление чести и достоинства гражданина, который пришел и ответил следователю на вопросы?

Президент дает пояснения, министр дает, а Балога у нас какой-то особенный», — негодует Юрий Витальевич. Впрочем, возможно ситуацию прояснит администрация Президента. По крайней мере, суть судебного иска к руководителю силового ведомства пресс-служба Банковой пообещала пояснить журналистам в ближайшее время. Если, конечно, у Виктора Ивановича не появятся новые неотложные дела.

Дмитрий Бровкин,  INTV

You may also like...