Как сводят счеты в СБУ с начальством: бьют битами полковников, стреляют в генералов

Такого в Украине еще не было: двое старших офицеров СБУ зверски отдубасили начальника. Не так давно это уголовное дело «прошло» через Верховный суд Украины. За нападение на командира двое сотрудников спецслужбы получили срок. 

На фото следственный эксперимент, в ходе которого выясняется, как подчиненные офицеры избивали Федора Вольского. Вместо Ощипко и Подолянчука в эксперименте принимали участие стажеры

«ОБМЫВАЛИ» ЗВЕЗДЫ

Вот вам сюжет: во Львове двое подполковников СБУ вышли на тропу войны против своего начальника.

Откроем первую страницу этого необычного сюжета, в основе которого — скандальная история о том, как один из офицеров-эсбэушников «накрыл поляну» по поводу присвоения очередного воинского звания. Гулянка происходила на территории лесничества в селе Липники Пустомытивского района.

Когда веселье было уже в разгаре, «на огонек» заглянули опоздавшие — подполковники Игорь Ощипко и Сергей Подолянчук. И сразу привлекли к себе всеобщее внимание — громко разговаривали, нарочито перебивали выступавших, демонстрируя неуважительное отношение к старшим по званию.

А когда здравицу по поводу новой звездочки на погонах подчиненного провозгласил начальник главного отдела управления «К» во Львовской области полковник Федор Вольский и отчетливо дал понять, с кого надо брать конкретный пример Ощипко и Подолянчуку, то последние затеяли с ним нешуточный спор. Дескать, «варяги» мешают нормально работать. И даже сверхнагло предложили Вольскому «выйти поговорить». А тот взывал к совести и офицерской чести «бунтарей», попутно напомнив о хороших былых традициях, да еще и дав понять: таких, как Ощипко и Подолянчука надо держать в ежовых рукавицах, посему служебные требования отныне к ним будут повышены, в подразделении грядет реорганизация.

Эти сведения о закулисье офицерского пикника впрочем, как и другие факты, установленные Фемидой, стали известны из уст судьи Военного суда центрального региона Украины Олега Оксененко, под председательством которого слушалось уголовное дело о нападении на полковника Вольского.

СПЕЦОПЕРАЦИЯ ПРОТИВ ШЕФА

Когда костер в Липниках был погашен и группа служивых, «обмывавших» звезды, разъехалась по домам, Ощипко и Подолянчук в тот же вечер решили показать своему полковнику, где козам рога правят. Но поскольку силенок было маловато для такой спецоперации, то на подмогу пришел некий дружок (его фамилию досудебное следствие не смогло установить).

Подкатив на машинах к дому Вольского, Подолянчук по мобильному телефону вызвал его «на разговор». И тот, даже не подумав о грозящей опасности, вышел… На часах было 22.47.

Таким образом спор, вспыхнувший возле костра в селе Липники, «переместился» на львовскую улицу Гипсовую, где лицом к лицу столкнулись трое сотрудников СБУ. Услышав угрозы и оскорбления в свой адрес, Вольский пообещал на следующий день дать наглым подчиненным нахлобучку, приказав убираться вон.

И как раз в этот момент полковник получил сильнейший удар по голове, возможно, битой. Вольский упал. Таким был первый «ход» — его сделал дружок воинствующих подполковников. А далее стремительно ринулись в бой и они сами. Ощипко и Подолянчук с остервенением стали избивать ногами лежащего на земле командира. Да уж, ботинок чинов не разбирает.

Позже, в суде, Вольский признается: «Поняв, что мне угрожает смертельная опасность, я как стартонул…» Да-да, он нашел в себе силы быстро подняться и броситься наутек. И дал драла как раз в тот момент, когда его подчиненный замахнулся на него монтировкой.

Налетчики явно не ожидали такого поворота события. Думаете, они успокоились, стали гадать, где, в какой норе затаиться? Как бы не так. Вскочив в легковушку, они бросились в погоню за раненым начальником. Однако оперативная смекалка подвела преследователей — полковник сумел ускользнуть.

Спустя короткое время Вольский добрался до дома, к нему примчалась скорая помощь, за свое благородное дело принялись врачи. У потерпевшего зафиксировали открытую черепно-мозговую травму, другие повреждения, в частности, у него были сломаны нос и ребро.

Он все же нашел в себе силы позвонить заместителю председателя СБУ Валерию Пидболячному (на тот период) и произнести фамилии напавших на него людей, своих подчиненных — Сергея Подолянчука и Игоря Ощипко.

Не укладывается в голове, чтобы сотрудники элитного управления «К» в одночасье превратились в безбашенных бандюков, в «отморозков» из жестоких криминальных бригад. Ощипко и Подолянчук — люди с высшим образованием, за их плечами — годы и годы оперативной работы. У них — семьи, дети.

А может, никто из кадровиков вовремя не разглядел настоящее «облико морале» Подолянчука и Ощипко, не подметил, что служивые — с гнильцой, что таких на пушечный выстрел нельзя подпускать к СБУ?

Закрадывается мысль, что в основе этого нападения — отнюдь не ссора между начальником и подчиненными, а нечто большее, затрагивающее служебные вопросы, которыми занимались борцы с коррупцией и организованной преступностью. Львовщина — западные ворота страны, через которые идут мощные потоки контрабандных товаров. В этом регионе тоже существуют бандитские «крыши» и дает о себе знать мафиозный спрут.

Впрочем, отбросим подобные версии, потому что подтверждений они не нашли в ходе следствия.

НЕ ТЕ СВИДЕТЕЛИ

Ощипко и Подолянчук упрямо отрицали причастность к нападению на полковника Вольского, твердили о своем алиби.

Например, один из свидетелей пытался убедить следствие, что поздним вечером, около 23.00 (в тот момент, когда было совершено нападение на полковника Вольского) он случайно встретился с Подолянчуком. Согласно этим показаниям, обвиняемый не мог находиться на улице Гипсовой, где и произошла расправа.

Однако когда в ходе судебного заседания свидетеля ознакомили с информацией Госпогранслужбы о том, что в этот временной промежуток он находился за рубежом, посему никак не мог встречаться с Подолянчуком, тому ничего не оставалось делать, кроме как признать ошибочность своих утверждений.

Были «разбиты» показания и другого очевидца, выступившего на стороне Игоря Ощипко. Этот человек клялся и божился, что, поскольку в указанное время он, выгуливая поздним дождливым вечером собаку, видел Ощипко возле дома, то тот не мог участвовать в нападении.

Но выяснилось, что признание не выдерживает критики. Был получен ответ из областного Гидрометцентра, из которого следовало, что в тот вечер после 18.40 дождливой погоды во Львове не наблюдалось. О том, что свидетель врет, стало ясно и после уточняющих вопросов… В частности, он так и не смог вспомнить, во что был одет его знакомый Ощипко.

Поняв, что заранее выстроенные защитные редуты рассыпаются словно карточный домик, обвиняемые сделали крен в такую сторону: дескать, полковник Вольский, попав в передрягу и будучи избитым неизвестными хулиганами, оклеветал своих подчиненных. Зачем? А чтобы самому выглядеть «белым и пушистым».

Опять же, эта версия не нашла своего подтверждения. У Вольского не было причин для оговора Ощипко и Подолянчука.

И все же следствию было мало одних показаний избитого полковника о том, что он сумел разглядеть напавших на него молодчиков. Вскоре в деле появилась подробная и всесторонняя информация из телефонных компаний о входных и выходных звонках мобилок Ошипко и Подолянчука. Анализ этих и других технических данных позволил сделать вывод, что именно эти двое в момент нападения на Вольского находились на улице Гипсовой, где и произошло ЧП.

В суде Ощипко и Подолянчук даже в последнем слове не признали своей вины. Простил ли своих бывших подчиненных полковник Вольский? Нет. Он просил Фемиду серьезно наказать их в финансовом плане, взыскав с каждого из них по 250 тысяч гривен морального ущерба и по 7 500 гривен — материального. Взвесив все «за» и «против», суд определил, что Ощипко и Подолянчук обязаны выплатить потерпевшему (в солидарном порядке) 50 тысяч гривен.

27 июня 2008 года прямо в зале суда Сергей Подолянчук и Игорь Ощипко были взяты под стражу. Их дорога пролегла в тюрьму. Каждый из них был приговорен к пяти годам лишения свободы. Кроме того, они были лишены воинского звания «подполковник».

Позже Верховный суд Украины снизил срок наказания для обидчиков полковника Вольского до трех лет. Вот так закончилась эта криминальная история, которую до сих пор еще нет-нет да и обсуждают между собой сотрудники спецслужбы. А некоторые и вовсе задаются вопросом, почему так опасно быть начальником во Львовском облуправлении СБУ?

P. S. Из этических соображений имя и фамилия потерпевшего изменены.

В середине 1990-х во Львовском управлении СБУ сотрудник отдела по борьбе с коррупцией и организованной преступностью подполковник Ратнюк неожиданно выстрелил из пистолета в своих руководителей — генерала Василия Горбатюка и Анатолия Шершуна, ранив их. А потом пустил себе пулю в висок.

Леонид Фросевич, Киевские ведомости

You may also like...