В стране, наверное, нет проходимца без ордена «от Ющенко»

С начала этого года Президент Украины с небывалой активностью выдавал ордена и присваивал почетные звания.Орденоносная щедрость Виктора Ющенко напоминает «звездопадные приступы» генсека Леонида Брежнева. Да и причмокивает Виктор Андреевич точно как Леонид Ильич… 

На днях вице-спикер Николай Томенко бросил камень в огород Виктора Ющенко, упрекнув его в том, что тот старается «максимально использовать каждый последний день при власти для того, чтобы позаботиться о своих интересах и интересах своей команды». Мол, Виктор Андреевич только и делает, что «штампует» указы о награждениях, присвоении рангов госслужащим и т. д. И с Томенко трудно не согласиться — с начала этого года Ющенко с небывалой активностью выдавал ордена и присваивал почетные звания.

Некоторые «слоны» были розданы, так сказать, посмертно. Указы о присвоении звания героя Украины Степану Бандере и о признании борцами за независимость воинов ОУН, УПА, Украинской военной организации, Организации народной обороны «Карпатська сiчь» и других формирований и движений националистического толка, вызвали бурную реакцию в обществе. Для чего Виктору Андреевичу понадобилось издавать эти указы накануне своего ухода с большой сцены? И почему украинские президенты, как и советские генсеки, распоряжаются государственными наградами как своей собственностью?

БЛИЖЕ К ГАРАНТУ — ГАРАНТИЯ КАРЬЕРЫ

Не секрет, что Виктор Андреевич любит тешить тщеславие своего окружения. По оценкам экспертов, за всю историю независимой Украины не было выдано такого рекордного количества наград, как во время каденции Ющенко. Орденом Ярослава Мудрого уже может похвастаться большая часть приближенных президента. Но в этом году Виктор Андреевич превзошел себя — пока страна увлеченно наблюдала за перипетиями выборов, он не терял времени даром.

Если в 2007 году в связи с празднованием Дня конституции президент наградил орденами и почетными званиями около 400 человек, то в январе этого года количество «осчастливленных» перевалило за 500. Скажем, орден Ярослава Мудрого в годовщину празднования соборности Украины получил руководитель офиса президента Руслан Демченко и директор близкого Ющенко Национального института стратегических исследований Юрий Рубан.

Этой же чести был удостоен и заместитель главы секретариата президента Александр Шлапак. Орден «За заслуги» достался начальнику финансового управления ДУСи Василию Дмитруку. Такую же награду получила и землячка Ющенко Нина Левченко, занимающая должность председателя Хоруживского сельсовета.

Кстати, замечено: самый быстрый способ сделать военную карьеру — устроиться в управление государственной охраны, начальника которого назначает президент и который пользуется особым его доверием. Во всяком случае, такая традиция закрепилась после прихода к власти Виктора Андреевича.

О скоропалительной карьере экс-начальника УГОУ Валерия Гелетея — ставленника главы секретариата президента Виктора Балоги недоброжелатели слагали легенды — он, мол, за считанные годы «вырос» от милицейского полковника до военного генерал-полковника. Правда, сам Валерий Викторович в свое время заявил в одном из интервью, что все свои звания получал в срок и строго по закону.

Еще более удивительную карьеру удалось сделать другому представителю этого подразделения — Павлу Алешину: начинал он службу при Викторе Андреевиче в звании простого лейтенанта, но очень скоро был удостоен должности руководителя личной охраны президента и за пять лет вырос от лейтенанта до полковника. Ему же в январе этого года достался и орден «За заслуги».

Одним словом, практически каждый, кто каким-то образом продемонстрировал свою преданность президенту, незамеченным не остался. Правда, иногда в списки награжденных почему-то попадают люди, которых соратники Виктора Андреевича в свое время клеймили позором.

Например, в этом году к годовщине празднования Дня Соборности орден «За заслуги» получил начальник Главного управления МВД Украины во Львовской области Василий Писный — именно за его увольнение ратовали многие из «оранжевой команды», а СМИ подвергали нещадной критике. А вот заместитель руководителя департамента СНБОУ Василий Боднар, который в свое время был уволен из органов внутренних органов (между прочим, после прихода оранжевой команды) стал кавалером ордена Даниила Галицкого. Как признался в свое время в интервью автору этих строк начальник столичной милиции Виталий Ярема, уволили Боднара «за то, что он возбуждал уголовные дела по просьбам людей, которые у нас стоят на учете»…

СЛАВА ГЕРОЯМ ОТ ЮЩЕНКО?

Ладно, стремление Ющенко отблагодарить накануне своего ухода близких людей, но как объяснить проснувшееся к концу каденции желание возвести на пьедестал воинов ОУН-УПА?

Напомним, 20 января Виктор Андреевич подписал указ о присвоении звания Героя Украины Степану Бандере, вызвав шквал негативных эмоций у части украинского населения. А 28 января Ющенко «выстрелил» указом о признании борцами за независимость Украины всех воинов ОУН, УПА, Организации народной обороны «Карпатська Сiч» «и прочих военных формирований, партий и движений, что ставили целью обретение Украиной государственной независимости».

Для выполнения этого указа президент распорядился предпринять вполне конкретные шаги — Кабмину разработать проект соответствующего закона, методические и просветительские материалы для учебных заведений, а Совету министров АР Крым, областным, Киевской и Севастопольской госгорадминистрациям — принять меры для «достойного чествования участников борьбы за независимость…».

Оба указа раскололи общество — радикальные националистически настроенные политики вроде Олега Тягныбока решение о присвоении звания героя Бандере горячо одобрили. В то время, как Петр Симоненко не пожалел оскорбительных высказываний в адрес Ющенко. А главный Рабин Киева Моше Реувен Асман пообещал вернуть президенту свой орден «За заслуги». После решения о присвоении Степану Бандере звания героя подал в отставку председатель Комиссии по государственным наградам Борис Олийнык.

Вызвало это решение и международный резонанс — скажем, этот шаг официально осудил президент Польши Лех Качинский, напомнив о невинно убитых 100 тысячах польских граждан во время карательных операций воинами ОУН-УПА. Президент Польши, кстати, квалифицировал эти действия Ющенко не как государственного деятеля, а как политика, думающего о своем политбудущем…

Издание второго указа — о героизации всех воинов ОУН-УПА возмутило, вне сомнения, половину населения страны, но реально он выполнен пока не будет. Вряд ли соответствующий закон будет разработан в ближайшее время, а без него ни выпуск новых учебников и методичек, ни иная «просветительская работа» вестись не может. Кстати, показательно, что вышеупомянутые указы Ющенко издал сразу после окончания первого тура выборов. Для чего это было сделано? По мнению политолога Михаила Погребинского — для того, чтобы сохранить за собой имидж главного националиста страны и получить поддержку радикально настроенной части электората на парламентских выборах.

Награда, что шуба с Президентского плеча

Увы, благодаря такой политике государственные награды вконец обесценились — ордена и медали, которые раздаются направо — налево, значат нынче, как считают многие, не больше, чем обычные побрякушки.

Однако дело не только в Ющенко и его «милых слабостях». Окажись на месте Виктора Андреевича любой другой — и у него мог возникнуть такой же соблазн. Дело в том, что в украинских законах критерии награждения прописаны не достаточно четко, и, само собой, за их несоблюдение наказывать Президента никто не будет. Скажем, присвоение звания героя Украины Степану Бандере — достаточно спорное с юридической точки зрения.

Юристы и историки на сей счет напоминают: Бандера родился на украинских землях, которые входили (юридически) в состав Польши, жил на территории Германии и имел немецкий паспорт. А вот украинского у него не было. К тому же это звание присуждается за выдающийся геройский поступок или выдающееся трудовое достижение времен независимости, т. е. с 1991 года. И здесь не соблюдена буква закона.

Сегодня вручение наград и присуждение званий отдано практически на полный откуп президенту. Да, в Украине есть государственная комиссия по награждению, но мнение ее членов при принятии решений практически никогда не учитывается. В этом «ВЕДОМОСТЯМ» признался ее экс-председатель Борис Олийнык. «Даже если мы протестовали, это ничего не меняло. Часто было так, что я голосовал против, а потом смотрю — этот человек уже идет со звездой». Непонятно для чего вообще в таком случае нужна комиссия по награждению?

Между тем любой орден, звание или должность — это не личная собственность Президента или премьера. Это, в первую очередь, честь, которой удостаивает своего гражданина государство. Увы, пока что к государственным наградам руководители страны относятся, скорее, как к шубе, которую можно пожаловать со своего плеча очередному фавориту.

Юлия Ким

Ющенко надеется на лавры главного националиста

Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии:
— Думаю, Ющенко подписал этот указ в надежде, что он сумеет сохранить за собой имидж главного националиста страны с тем, чтобы готовиться к парламентским выборам, получить одобрение радикально настроенной части населения. В этой нише он надеется получить поддержку 3—7% избирателей, сохранить себе в политике, пройти в парламент и получить депутатскую неприкосновенность, с которой он якобы все время боролся. Так что это был просто имиджевый шаг со стороны Ющенко. Сам по себе этот указ не может быть поддержан, и, конечно же, не будет реализован в виде закона. Потому что вряд ли он будет принят парламентом — ни этим составом, ни следующим.

Комиссия должна иметь полномочия

Борис Олийнык, председатель Украинского Фонда культуры, академик НАНУ:
— По идее, награждение наградами должно проходить через комиссию по награждению, но в последнее время это не соблюдалось. Хотя в принципе президент по Конституции имеет право награждать. Так пусть он и награждает, кого хочет. А мы не можем брать на себя ответственность за чужие решения, в принятии которых не принимали никакого участия. Возможно, что-то нужно поменять в законодательстве — например, по-моему мнению, члены комиссии по награждению должны иметь не совещательные голоса, а права и полномочия наравне с президентом и иметь возможность влиять на его решения.

Юлия Гайдай

ВЕДОМОСТИ

You may also like...