Украинское гражданство – сугубо для воровства. Все остальные – для заметания следов

В Украине меняется власть, а это значит, что проигравшей политической команде самое время вспомнить о спрятанных в сейфах паспортах иностранных государств — в целях безопасности. Большинство украинских политиков имеют второе гражданство. Почему формальный запрет на множественное подданство — не более чем миф. 

Громкие «паспортные» скандалы приучили украинский бомонд не афишировать свое иностранное подданство. Лишь знатоки запутанных законодательных лабиринтов могут позволить себе во всеуслышание объявить, что помимо украинских в их сейфах хранятся еще один или несколько паспортов. В 2007 г. сенсационным откровением отличился бизнесмен Игорь Коломойский. Выступая в Лондонском арбитражном суде, совладелец группы «Приват» вполне осознанно сказал об израильском паспорте.

А позднее без обиняков пояснил свою логику журналистам: «Я получил гражданство Израиля, уже имея гражданство Украины. Украинское законодательство и Конституция в этом случае противоречивы, и нужно быть идиотом, чтобы этим не воспользоваться». И был абсолютно прав. Законодатели допустили виртуозные противоречия: прямо не запретили иметь вторые паспорта даже гражданам, занимающим высшие государственные должности, но одновременно оставили основания для того, чтобы их этим попрекать (подробнее — см. «Противоречия между Конституцией и Законом «О гражданстве Украины»).

Все невозможное возможно

Число украинцев, предусмотрительно открывших «запасной аэродром» в виде гражданства другого государства, точно не знает никто. В МВД на запрос «ВД» разъяснили, что никто об этом государство информировать и не обязан: «Действующее законодательство не предусматривает ведение подсчета граждан, получивших паспорта иностранных государств. Обязанность относительно выявления таких граждан не закреплена ни за одной из служб».

Так что судить о популярности второго гражданства в политических и бизнес-кругах можно лишь косвенно. «Из опыта личного общения с партийными функционерами, народными избранниками и чиновниками могу сказать, что около 70-80% депутатов Верховной Рады, многие сотрудники Кабмина и Секретариата президента имеют второе гражданство, — утверждает Юрий Романенко, директор аналитического центра «Стратагема». — По моей информации, в киевской мэрии, за исключением Леонида Черновецкого и еще одного человека, все члены «молодой команды» получили гражданство США и даже ушли с государственных постов, которые мешают его получить по законодательству другой страны».

Очередная «перезагрузка» исполнительной власти выполняет роль лакмусовой бумаги, проявляющей государственное «двоеженство» отечественных политиков и бизнесменов. Тогда и выясняется, что они заранее позаботились о документах, гарантирующих безопасность на случай внезапных претензий со стороны украинских правоохранительных органов. Популярные среди отечественных политиков страны — Россия, Израиль, США — в вопросе выдачи своих граждан категорически на их стороне.

В конце прошлого года правоохранители признали, что совершенно бессильны добиться экстрадиции экс-нардепа Виктора Лозинского, обвиняемого в убийстве, если он успел обзавестись израильским паспортом. «Там не выдают людей лишь на основании запроса другой страны. А если у человека израильский паспорт, не выдают вообще — такова практика», — сетовал тогдашний заместитель генерального прокурора Александр Шинальский.

Чтобы получить второй паспорт, высокопоставленным чиновникам и бизнесменам не обязательно выполнять требование о продолжительном (5-10 лет) постоянном проживании на территории другого государства. Ускоренный вариант обретения иностранного подданства — «за особые заслуги» перед другой страной, что, по сути, подразумевает личную протекцию на высшем уровне. Бывшему «завхозу» Леонида Кучмы Игорю Бакаю, по версии украинских правоохранительных органов, российский паспорт достался от тогдашнего президента РФ Владимира Путина за заслуги… в области культуры.

Многим высокопоставленным украинцам получение иностранных паспортов облегчает происхождение. Бывший и.о. премьера, а в настоящее время нардеп от Партии регионов Ефим Звягильский, вынужденный бежать из Украины в 1994 г., израильский паспорт получил «по праву крови», хотя на самом деле скрывался от прессинга президента Леонида Кучмы: «Я обратился в министерство иностранных дел Израиля с заявлением-просьбой о политическом убежище. Заявление у меня приняли. После этого пригласили, выдали удостоверение личности и объяснили, что в Израиле нет такой терминологии. Если я по национальности еврей, то по израильским законам имею право получить гражданство этой страны, а при желании могу вернуться в Украину».

Альтернативный путь обрести преимущества иностранного подданства — за деньги. Многие страны выдают свои паспорта в обмен на разного рода инвестиции — от открытия депозита или покупки недвижимости до создания компании. Некогда по такой процедуре (5-летний депозит в размере $100 тыс.) обзавелся панамским паспортом экс-премьер Павел Лазаренко. «Сейчас суммы инвестиций, необходимых для получения второго паспорта, начинаются со 100 тыс. евро, — констатирует Роман Марченко, старший партнер ЮФ «Ильяшев и Партнеры». — Несколько лет назад в бизнес-кругах очень популярной была Словакия.

При достаточно небольших инвестициях в эту страну, без необходимости проживать в ней, человек мог претендовать на гражданство государства, которое уже было близко ко входу в Евросоюз. Но Словакия — это, скорее, эконом-вариант. Крупные бизнесмены направляются в Великобританию или Швейцарию. Помимо всех преимуществ, это еще и престиж». Имидж этих государств обязывает и к более внушительным «расходам» за право называться их гражданином —от $2 млн.

Мифический запрет

Вопреки распространенному убеждению, запрет на двойное гражданство в Украине — миф. Эту трактовку «ВД» единодушно подтвердили в МИД и МВД. «Принцип единого гражданства не означает непризнание двойного, — разъясняет Геннадий Гребнев, заместитель директора Департамента связей с общественностью МВД Украины.

— Положения Закона «О гражданстве Украины» прямо указывают на возможность одновременного наличия у лица гражданства нашей и другой страны, но при этом в правовых отношениях с Украиной он считается только гражданином Украины. Еще раз акцентирую, что бипатризм (двойное гражданство — прим. «ВД») в Украине не запрещен».

Владельцы нескольких паспортов могут чувствовать себя спокойно, пока не «наступили на ногу» влиятельному оппоненту. Ведь информация об иностранном подданстве «легким движением руки» превращается в компромат. Парламентарии оставили лазейку для того, чтобы «паспортные» скандалы, несмотря на отсутствие какого-либо наказания за укрывательство информации о втором гражданстве, не казались пустым звуком.

Силу удара по репутации в виде «паспортных» обвинений в разное время испытали на себе Юрий Луценко, Давид Жвания, Эдуард Гурвиц, Евгений Червоненко и даже Катерина Ющенко. Попав «под огонь», все они старались доказать отсутствие у себя иностранного гражданства. Дело в том, что добровольное признание о наличии второго паспорта дает президенту Украины формальное основание прекратить украинское гражданство.

«Украина принадлежит к странам, которые негативно относятся к двойному гражданству», — поясняют в МВД. — Это негативное отношение закреплено в законодательстве. Решение о прекращении гражданства Украины принимает президент на основании представления МВД (для лиц, проживающих в Украине) или МИД (для лиц, постоянно проживающих за рубежом). Но потеря гражданства может инициироваться МВД и МИД только при наличии документального подтверждения оснований для потери гражданства, а именно — факта добровольного получения лицом иностранного гражданства».

В обоих министерствах «ВД» подтвердили, что случаи принудительного прекращения (потери) украинского гражданства единичны. И уж точно не касаются политических деятелей. «Ни один из громких политических скандалов ничем подобным не закончился, — отмахивается Геннадий Москаль, нардеп от НУНС и до недавнего времени «по совместительству» начальник крымской милиции. — Лишают гражданства разве что мелких мошенников. В Крыму был интересный персонаж с израильским паспортом, которого недавно лишили украинского гражданства, потому что оно было получено вследствие обмана. Но это единичные случаи».

Подарок Ющенко

Политические попытки задекларировать усиление борьбы со вторым гражданством предпринимались не единожды. Но дальше деклараций дело не продвинулось. Свежее предложение — президентский законопроект, в феврале проголосованный парламентариями в первом чтении. Он запрещает украинцам со вторым гражданством (и тем, кто имеет разрешение на постоянное проживание за рубежом) находиться на государственной службе.

Под «гражданские» ограничения попали таможенники, налоговики, судьи, военнослужащие, депутаты всех уровней, сотрудники госадминистраций, правоохранительных органов, Кабмина, Нацбанка, Антимонопольного комитета, Счетной палаты. И это далеко не полный перечень. Мотивация очевидна: избрание бипатридов на ключевые государственные посты и допуск их к гостайне — потенциальная угроза государственной безопасности. Даже в странах, либерально воспринимающих второе гражданство своих подданных, существуют подобные ограничения. В Швеции, например, обладателям двух паспортов тоже запрещают находиться на государственной службе, в армии или полиции.

Смущает в предложенном нововведении только одно — отсутствие механизма «отлова» потенциальных нарушителей. Законопроект полагается на сознательность граждан, обязывая тех, кто имеет вторые паспорта, сообщать об этом государству. «В проекте не предлагается никаких изменений действующего законодательства Украины относительно установления санкций за невыполнение вышеуказанной обязанности.

По этой причине предложенная новелла в процессе применения будет носить преимущественно декларативный характер», — пришли к очевидному выводу в главном научно-экспертном управлении Верховной Рады. В МИД, участвовавшем в разработке этой законодательной инициативы, ответственность за технологию обнаружения бипатридов среди чиновников возлагают на правительство.

«Процедура выявления множественного гражданства у государственных служащих законопроектом не прописывается. Когда закон примут, Кабинету Министров будет поручено разработать эту процедуру. Один из вариантов — обязательное декларирование своего гражданства перед поступлением на госслужбу», — поясняет Ирина Лысенко, начальник отдела гражданства Департамента консульской службы МИД Украины.

Но у дважды подданных все равно не будет серьезного стимула отказываться от преимуществ иностранного государства. Согласно законопроекту, если альтернативный паспорт нарушителей обнаружится, например, на границе, им грозит лишь увольнение. Для сравнения, в одном из предыдущих законопроектов, авторами которого являются Виктор Швец и Владимир Макиенко, предлагалось ввести уголовную ответственность в виде лишения свободы на срок до пяти лет для тех, кто вовремя не сообщает о получении иностранного паспорта (принят только в первом чтении).

«Уже потом, когда Кабмин примет процедуру декларирования гражданства для чиновников, могут быть внесены изменения в Административный кодекс, где будет предусмотрено наказание, но не за двойное гражданство (за это наказывать нельзя), а за предоставление неверной информации», — поясняет туманные перспективы урегулирования законодательных «дыр» г-жа Лысенко.

Очевидно, что парламентарии и сами не заинтересованы вводить реальный контроль за бипатризмом в кругах высокопоставленных и не очень чиновников. Многие бывшие и нынешние обладатели депутатских мандатов негласно выступают за легализацию второго гражданства. «Я лично не против него, хотя, надеюсь, никогда не сдам украинское, — признается Евгений Червоненко, экс-нардеп от «Нашей Украины», а ныне первый заместитель мэра Киева.

— Двойное гражданство не освобождает от ответственности, зато в условиях, когда Украину не очень-то жалуют визами, оно дает человеку свободу». Ограничительным инициативам с высокой долей вероятности суждено лечь в долгий ящик. Зато новые подтверждения предусмотрительности политического бомонда в контексте смены власти наверняка не заставят себя долго ждать. Некоторые члены проигравшей команды уже вслух опасаются возможных преследований. И мало кто удивится, если спустя некоторое время выяснится, что их защищают законы другого государства.

Алиса Юрченко, ВЛАСТЬ ДЕНЕГ

You may also like...