Украл – отжался!: Российских генералов отодвигают от ключевых финансовых потоков

А они воруют, «как в последний раз»… Коррупция в российской армии продолжает расти – об этом в один голос не так давно заявили в своих выступлениях руководитель Военного следственного управления СКП РФ и главный военный прокурор России. Воруют продовольствие, амуницию, «пилят» деньги на ремонт и строительство жилья, вымогают взятки с поставщиков и подчинённых – всего в 2009 году количество зарегистрированных армейских преступлений выросло в два раза. 

Главный военный прокурор РФ генерал-полковник юстиции Сергей Фридинский обеспокоен масштабом коррупции в Российской армии, ущерб от которой в прошлом году вырос более чем вдвое и превысил 3 млрд рублей. По статистике прокуратуры, чаще всего фигурантам уголовных дел, направленных в суды, инкриминируется совершение мошенничества – 218, рост почти в полтора раза.

Но самый значительный рост (71%) произошёл по уголовным делам, где предъявлялось обвинение в присвоении и растрате. В суды направлено на 62% больше уголовных дел с обвинениями в превышении должностных полномочий и на 39% – в злоупотреблении ими, а также в получении взятки.

Есть мнение, что борьба с коррупцией в погонах для министерства – всего лишь один из инструментов решения кадровых вопросов. Ведь, как показывает практика, проштрафившихся генералов оперативно заменяют «своими» людьми в штатском.

Анализ преступлений в Вооружённых силах, зарегистрированных в 2009 году, показывает, что практически каждое четвёртое совершили офицеры, появился даже такой термин – офицерская преступность. Наибольшей криминальной активностью отличаются младшие офицеры. Они отметились практически двукратным увеличением числа преступлений коррупционной направленности, а также пятикратным ростом количества служебных подлогов. Старшими офицерами чаще совершаются преступления против собственности.

В рамках борьбы с коррупцией в 2009 году было осуждено восемь генералов. В шести случаях они получили реальные сроки от трёх до шести лет лишения свободы. Среди самых громких дел – махинации военкома Москвы генерал-майора Андрея Глущенко, заместителя начальника Главного автобронетанкового управления Минобороны генерал-лейтенанта Владимира Шуховцева, начальника управления кадров Железнодорожных войск генерал-лейтенанта Анатолия Веремеева, начальника управления снабжения Главного ракетно-артиллерийского управления Минобороны генерал-майора Валерия Знахурко, командира 3-й мотострелковой дивизии Московского военного округа генерал-майора Сергея Лукашова.

Специалисты Счётной палаты считают, что наиболее коррупционными в армии остаются участки, где крутятся «живые» деньги. Это закупка вооружения, продовольствия и других материальных ценностей для нужд военных, выплата денежного довольствия, социальных пособий и выдача жилищных сертификатов. Чаще всего бюджетные деньги разворовывают при выполнении государственных контрактов, при проведении закупок и аукционов, при выполнении заданий оборонного заказа. Широко распространены хищения средств, выделяемых на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, на жильё для военнослужащих и капитальное строительство.

На слуху скандал с поставкой в войска некачественных бронежилетов. Правда, Московский окружной военный суд оправдал в сентябре прошлого года экс-начальника управления снабжения Главного ракетно-артиллерийского управления Минобороны России Валерия Знахурко. Обвинённый в мошенничестве генерал, по версии следствия, поставил в армию 14 тыс. некачественных, но дорогих бронежилетов. Но Верховный суд отменил решение присяжных, оправдавших генерала, новое рассмотрение дела скорее всего пройдёт с участием только профессиональных судей.

Воруют не только в Москве. Недавно военным прокурором Северного флота были направлены в военный следственный отдел по Североморскому гарнизону материалы для привлечения к уголовной ответственности одного из должностных лиц инженерной службы флота и ряда руководителей частных фирм. Коммерсанты и моряки на основании липовых данных о выполненных работах по ремонту плавучего причала присвоили около 2 млн рублей. Прокуроры выяснили, что ремонт был выполнен матросами, а деньги получили те, кто им даже не занимался.

Похожая история произошла и на Балтийском флоте, где начальник автобронетанковой службы флота генерал-майор Пётр Пивень приказал оформить подложные акты выполненных ремонтных работ четырёх танков и 10 боевых машин пехоты. В результате предприятие-«исполнитель» получило более 5,7 млн рублей.

Многих военных чиновников испортил квартирный вопрос, а начальнику расквартирования и обустройства Минобороны заместителю министра генерал-полковнику Владимиру Филиппову он стоил карьеры.

В конце прошлого года главный армейский квартирмейстер утвердил план распределения квартир среди очередников в восьми домах в подмосковном городе Чехове. Однако, когда офицеры поехали смотреть квартиры, оказалось, что строительство домов находится на нулевом цикле и фактически не ведётся. Сейчас проводится проверка по нарушениям при возведении жилья для военнослужащих.

Примечательно, что приблизительно в это время резко изменились данные Минобороны по квартирной проблеме. Официально к ноябрю 2009-го для армии за год было закуплено менее 30 тыс. квартир, а в декабре уже говорили о выполнении плана 2009 года – 45 600 квартир.

Вероятно, генерал-полковник Филиппов подставился из желания выслужиться перед строгим руководством Минобороны, требовавшим от него решить задачу, выдвинутую президентом и премьером: снять с повестки дня к концу 2010 года проблему обеспечения офицеров постоянным жильём.

Нужно отметить, что Минобороны всеми силами пытается добиться поставленной цели, при этом не брезгуя незаконными методами, не считаясь с интересами военнослужащих и накручивая в сокращаемых войсках и без того напряжённую обстановку. Самое распространённое нарушение: офицерам вразрез с законодательством навязывается жильё там, где министерство купило его дешевле, а престижные квартиры распределяются между своими и нужными людьми. Такая ситуация особенно выгодна тем, кто занимается распределением жилья.

Недавно Военное следственное управление СКП РФ по городу Москве возбудило уголовное дело в отношении старшего офицера Главного автобронетанкового управления Минобороны России майора Алексея Разинкина, подозреваемого в покушении на мошенничество, совершённое с использованием служебного положения. Предварительно установлено, что Разинкин, являясь секретарём жилищной комиссии, потребовал от увольняемого капитана за выдачу извещения о выделении ему двухкомнатной квартиры недалеко от Москвы 100 тыс. рублей. При получении взятки майор был задержан сотрудниками правоохранительных органов.

Сегодня всё распространённее становятся злоупотребления при распределении стимулирующих премий. Сейчас военные получают их раз в полгода: в штабах отдельные «трудоголики» дополнительно зарабатывают до миллиона рублей, в воинских частях сумма вознаграждения несколько ниже.

В качестве источника средств используется фонд денежного довольствия. При всех положительных моментах подкачала система распределения денег: она келейна, а потому несовершенна, в результате это приводит к коррупции. Появилась практика «откатов», когда подчинённые договариваются с командиром или начальником об избирательном назначении премий с возвратом её части.

То, что немалые деньги не всегда распределяются справедливо, подтвердил и недавний случай, который произошёл в городе Каменке. Там командир 138-й мотострелковой бригады Ленинградского военного округа полковник Алибек Асламбеков, отправленный в отставку за допущение массового избиения солдат, успел до своего увольнения распорядиться премиями весьма любопытно. От 2 до 3 млн рублей получили сам полковник и уволенные за попустительство неуставным отношениям офицеры. При этом оставшимся служить в бригаде военнослужащим комбриг не выделил ни копейки.

Но парадокс ситуации в том, что рост коррупции среди военных в минувшем 2009 году произошёл на фоне отлучения военных от главных финансовых потоков. Деньгами теперь заправляют гражданские ставленники министра. Они занимают ключевые посты в аппарате министерства, главном правовом управлении, службе расквартирования и обустройства и так далее. Гражданской структуре ОАО «Оборонсервис» отданы самые денежно-оборотные отрасли – ремонт и утилизация техники и вооружения, строительство и т.д. Получается, что доступа к тому, что можно воровать, у военных стало меньше, а крадут они больше.

Хотя многие эксперты не видят в этом загадки. Есть мнение, что борьба с коррупцией в погонах для министерства – всего лишь один из инструментов решения кадровых вопросов. Ведь, как показывает практика, проштрафившихся генералов оперативно заменяют «своими» людьми в штатском.

Александр Степанов, Наша версия

You may also like...