Депутаты и министры без зазрения совести проталкивают на высокие посты жен, сыновей и племянниц

Кадровая «перезагрузка» власти в Украине зафиксировала окончательную ликвидацию каких-либо этических ограничений, связанных с кумовством и родственностью в политике. Депутаты и министры без зазрения совести лоббируют назначения на высокие посты жен, братьев, сыновей и племянниц. Если отбросить мораль, в этом не было бы ничего плохого. Но устроенные по блату родственники зачастую кричаще некомпетентны. 

Три месяца назад тридцатилетний Николай Коровицын (недавно сменил фамилию на Герман) наверняка и не предполагал, какой карьерный взлет его ждет. С тихой должности помощника народного депутата, на которой он проработал чуть меньше четырех лет, его повысили до заместителя министра чрезвычайных ситуаций.

Теперь он отвечает за техногенную обстановку в городах, принимающих матчи футбольного Евро-2012. Его нынешний шеф, глава МЧС Нестор Шуфрич, вопросов о причинах столь стремительного карьерного роста предпочитает избегать. Мама Коровицына, заместитель главы Администрации президента Анна Герман, также уверяет, что на его трудоустройство никак не влияла. Хотя недавно в эфире «5 канала» призналась, что чувствует ответственность за свое чадо: «Если он будет работать хорошо, — порядок, если сделает что-то не так, — должен уйти, но тогда не только он, но и я.

Потому что я тоже несу ответственность». Подобная ответственность после очередной кадровой «перезагрузки» власти в Украине легла на плечи нескольких десятков глав семейств. Они активно расставляют родственников на высокие должности, не особо задумываясь, имеют ли их протеже хоть какой-то опыт работы в той или иной отрасли. Николай Коровицын до назначения на должность замминистра не проработал в системе органов МЧС ни одного дня.

Кстати, еще одним из заместителей главы ведомства Нестора Шуфрича стал Андрей Бондаренко — супруг Елены Бондаренко, депутата от ПР. А после недавнего визита в Одессу бывшего мэра города Руслана Боделана начальником управления МЧС в этой области был назначен его сын Владимир.

Низкая компетентность — главная проблема назначений по родственному принципу. Именно за это в 2005 году тогдашнего президента Виктора Ющенко иронично критиковал его главный оппонент, лидер Партии регионов Виктор Янукович. Тогда глава государства назначил заместителем харьковского губернатора своего 24-летнего племянника Ярослава Ющенко.

Роль обличителя в том скандале не помешала главному регионалу год спустя пристроить в избирательный список своей политической силы собственного 25-летнего сына Виктора, не имеющего к тому времени никакого опыта политической работы или государственной службы. Чаще всего такие кадровые решения за своих молодых родственников принимают отцы семейств. Яркий пример: просьба Виктора Януковича-младшего к отцу не включать его в партийный избирательный список на следующих парламентских выборах. Об этом стало известно во время одного из избирательных выступлений нынешнего президента в Крыму: «Младший сын сказал: как только закончатся выборы, отпусти меня заниматься делом.

Не могу, говорит, я сидеть в парламенте. Я политикой занялся только тогда, когда она занялась мной. И я ни своим детям, ни внукам не желаю того, чтобы они занимались политикой». В этом и состоит парадокс украинской политики. С одной стороны, высокопоставленные главы семейств стесняются открыто говорить о том, что протежируют своих родственников на престижные государственные посты. С другой — делают они это совершенно бесстыдно. Причем отсутствие стыда проявляется не столько в самих назначениях, сколько в том, что осуществляются они иногда даже вопреки желанию самих назначаемых. Естественно, эффективной работы от этих «жертв фамилии» ждать не приходится.

Гиперактивность

Впрочем, это вовсе не значит, что пристроенные по блату родственники на своих должностях бездействуют, наслаждаясь престижем. Как раз наоборот. Подстегиваемые комплексом незаслуженного успеха, они устраивают имитацию бурной деятельности. И пусть реальные результаты такой активности нередко плачевны, элитные протеже стараются хоть так компенсировать случайность своего пребывания на высоком посту.

Народный депутат Юлия Новикова подала в Верховную Раду два десятка законопроектов (это данные парламентского сайта), активно вносит поправки в «чужие» законы и не скрывает, что сегодня делает все, чтобы утвердить свой авторитет среди коллег-политиков. Депутатом она стала в 30 лет, уже имея опыт работы во главе наблюдательного совета Николаевского комбината хлебопродуктов. Восхититься карьерой молодого политика мешает один факт — она сестра Сергея Левочкина, нынешнего главы Администрации президента и давней «правой руки» Виктора Януковича. «Безусловно, брат меня поддерживал, так происходит в любой семье. С его стороны было определенное влияние и рекомендации, — говорит г-жа Новикова, — но для того чтобы стать народным депутатом, этого явно недостаточно, нужны и свои заслуги».

О заслугах своей дочери говорит и один из лидеров фракции БЮТ Виктор Швец: «Она — одна из тех, кто занимался юридическим обеспечением работы БЮТ. Юлия Владимировна сама обратила на нее внимание. В свое время моя дочь была и ее адвокатом, и Ющенко. И когда встал вопрос делегирования наших людей в ЦИК, Тимошенко сама предложила ее кандидатуру». И опять нам остается лишь восхищаться талантом Юлии Швец, которая умудрилась без малейшего участия влиятельного отца стать членом Центральной избирательной комиссии в 28 лет.

«Думаю, что в этом нет ничего плохого. Просто дети с молоком матери впитывают характер и обычаи. У способных родителей, как правило, бывают способные дети», — считает депутат-регионал Юлия Ковалева. Ее брат, Василий Салыгин, — бывший народный депутат и экс-глава Харьковского облсовета. Но к успеху в политической карьере сестры он, естественно, тоже никакого отношения не имеет.

Тяжело сказать «нет»

Родственные связи настолько глубоко проникли в украинскую политику, что уже непосредственно влияют на ее развитие. Самый свежий пример: выход из фракции БЮТ и присоединение к нынешней парламентской коалиции депутата Юрия Крука. СМИ однозначно трактовали это решение политика как жертву ради сохранения за своим сыном Юрием должности начальника порта «Южный». Отметим, что «тушкой» Крук-старший стал уже после увольнения сына. Но приказ Минтранссвязи по этому поводу вышел в момент, когда Крук-младший мудро пребывал на больничном.

А это значит, что законодательство дает ему возможность через суд вернуть свою должность практически в любой момент. Переговоры по этому поводу сейчас в самом разгаре. Переход Крука-старшего в коалицию дал старт шумихе в прессе относительно смены собственников в ряде близких ему компаний, которые зарабатывают на портах. Возвращение его сына на старую должность, как и возможное невозвращение, зафиксирует итог подковерных переговоров. Любопытно, что предприниматели, работающие в порту «Южный», предпочитают как раз вариант сохранения на предприятии семейной связки Круков, так как портовый бизнес любит стабильность.

В Днепропетровске ради сохранения стабильности коллеги по Партии регионов просили остаться на своей должности и главу местного облсовета Юрия Вилкула. Но он заявил о намерении сложить с себя полномочия сразу после назначения главой областной администрации своего 35-летнего сына Александра. «Я принял это решение по морально-этическим соображениям», — пояснил свой поступок глава семейства.

Пожалуй, это единственное исключение из правил, когда чиновник посчитал неэтичным провоцировать слухи о прямом влиянии родственных связей. Впрочем, как раз этот случай — один из немногих, когда Вилкул-младший собственным трудом во главе ряда предприятий бизнес-империи Рината Ахметова (Южный, Центральный и Северный ГОКи) доказал свою состоятельность как менеджера экстра-класса. Тот факт, что отставка Юрия Вилкула стала настоящей неожиданностью для его коллег по партии, подтверждает, что решение он принимал по личным мотивам, советуясь только с членами семьи.

Политологи отмечают, что родственные связи играют огромную роль в жизни украинского общества, и поэтому влияние этого фактора на политику — лишь одно из проявлений менталитета. «Украинский менталитет таков, что когда к человеку приходят родственники или хорошие знакомые и просят кого-то пристроить, то нам тяжело сказать «нет», — считает Виталий Бала, директор Агентства моделирования ситуаций.

По его словам, трудоустройство родственников по блату в политике — лишь продолжение традиции, которая проявляется на других уровнях: медики лечат родственников бесплатно, профессора помогают отпрыскам поступить в престижный вуз. В связи с этим и политические династии зачастую рассматриваются лишь как «легкий грешок» во благо семьи. Мол, нет ничего страшного в том, что действительно способный и адекватный специалист не получит должность, которой достоин.

В конце концов, «своим» надо помогать. «Вдруг в политике сын Герман еще превзойдет мать. Кто знает? Судить человека нужно по делам. Если спустя время он не справится с работой, тогда можно будет говорить о том, что он не должен быть на этой должности. Непрофессионалов рынок отсеивает», — рассуждает народный депутат Юлия Ковалева.

Закон в помощь

Де-юре в Украине родственникам запрещено работать в госструктурах, только если речь идет об их прямом подчинении друг другу. Такая норма есть в Законах «О госслужбе» и «О службе в органах местного самоуправления». Но на уровень «по­литической семейственности» в Украине она никак не влияет. «Никто не запрещает чиновникам двигать своих родственников в государственные структуры, в которых сами они не работают», — разъясняет Александр Субботин, партнер юридической компании «Тарасов и Партнеры». На его взгляд, ограничить кумовство и семейственность на высших должностях непросто.

Если банально запретить политикам устраивать будущее своих отпрысков, то это будет нарушением прав как одних, так и других. Юрист уверен, что проблема даже не в законодательных ограничениях, а в исполнении самих законов. «Именно с соблюдением законов у нас проблема, а не в назначении родственников. Уголовный кодекс полон статей, которые могут заставить работать законно и правильно, нужно только применять его не выборочно, а ко всем. Только тогда у нас на должности станут приходить грамотные специалисты, а родственники будут думать, перед тем как «решить вопрос своему куму», — говорит Александр Субботин.

Уровень политической культуры в Украине сегодня как никогда низок. Так что рассчитывать на сознательность руководителей страны не приходится. Изменить ситуацию способны разве что ошибки, которые наверняка в обозримом будущем допустят пристроенные по родственным связям чиновники. А поскольку уровень блата, как видим, доходит до должности заместителя министра, то ошибки будут очень громкими. Мощный скандал ударит по репутации не только ответственного чиновника, но и главы семейства, который организовал его назначение. Возможно, такой рецепт решения проблемы выглядит слишком циничным. Но другого нашей стране, похоже, не уготовано.

Депутаты и министры без зазрения совести лоббируют назначения на высокие посты жен, братьев, сыновей и племянниц

А как у них?

В европейской политике проблема трудоустройства родственников по блату возникла в средневековье. Тогда этим активно злоупотребляли папы римские. Раздавая должности кардиналов вместе с внушительными земельными угодьями, они отдавали предпочтение племянникам, братьям и даже внебрачным детям.

В историю это явление вошло под названием «непотизм». После того как злоупотребления папской властью получили общественное осуждение, в странах западной политической культуры считается неэтичным, когда в исполнительной либо судебной ветви власти работают родственники.

В то же время на выборных должностях при условии прямого голосования за кандидата (а не по партийным спискам) это допускается. Пример: президенты Буш-старший и младший, а также супружеская чета Клинтонов. Хотя когда на протяжении двух последних лет власть в Польше была в руках братьев-близнецов Ярослава и ныне покойного Леха Качиньских, это вызывало неоднозначную реакцию в руководстве Евросоюза.

А вот в азиатских странах работа на госслужбе близких родственников зачастую даже приветствуется. Одним из политических лидеров Казахстана является дочь президента Дарига Назарбаева, в Таджикистане президент Эмомали Рахмон назначил свою дочь замминистра иностранных дел, президент Узбекистана отправил свою дочь послом в Испанию. В ближневосточных странах и Китае политическая элита и вовсе издавна базируется на семейных династиях.

Андрей Жуматий, Власть денег

You may also like...