Сколько стоят «правильные» решения чиновников столичной мэрии

Уголовные дела по фактам коррупции и взяток открывали еще при прошлой власти. Но ни одно из них, по словам экс-главы МВД Юрия Луценко, не дошло до конца — милиция передавала дело в прокуратуру, но в суд оно не шло. Мэр Леонид Черновецкий неоднократно признавал, что коррупция и в КГГА, и в Киевраде существует… 

Новая команда в киевской мэрии во главе с первым замом мэра Александром Поповым одной из основной своих задач поставила наведение порядка в городе. В том числе и на ниве борьбы с коррупцией. Действительно, за последние четыре месяца, как рассказал нам вице-премьер по силовым вопросам Владимир Сивкович, возбуждено уже около 40 уголовных дел по фактам коррупции и взяточничества в главках, коммунальных предприятиях и других подразделениях КГГА. Нарушения, по информации Сивковича, были произведены на протяжении последних четырех лет, то есть во времена мэрства Черновецкого. Информация о новых делах и задержаниях появляется сейчас почти каждый день.

Уголовные дела по фактам коррупции и взяток открывали еще при прошлой власти. Но ни одно из них, по словам экс-главы МВД Юрия Луценко, не дошло до конца — милиция передавала дело в прокуратуру, но в суд оно не шло. Мэр Леонид Черновецкий неоднократно признавал, что коррупция и в КГГА, и в Киевраде существует. «Мы не можем быть исключением из системы. Мы находимся в Украине, которая является одной из самых коррумпированных стран. Окончательно ее побороть можно только с помощью высших эшелонов власти», — заявлял он.

Конечно, и сейчас есть подозрение, что возбуждаемые дела до суда так и не дойдут. Попугают, заставят чиновников считаться с новой властью, поменяется «крыша» у коррупционных схем, и на том все закончится. Но, тем не менее, есть и надежда, что определенный эффект с точки зрения оздоровления ситуации в столице все-таки будет. А потому мы продолжаем свой антикоррупционный спецпроект — на этот раз на примере киевской мэрии.

ЗЕМЛЯ: ПОДСТАВНЫЕ СТУДЕНТЫ И 10 СОТОК

Студент Национального авиационного университета Андрей П., проживающий в Дарницком районе, случайно узнал, что он — обладатель 10 соток в престижном месте Киева — в зеленой зоне на Метрологической. «У моей мамы умерла тетка, и у нее остался дом с участком на Нивках. Мы в семье решили, что участок с землей надо оформить на меня. Когда я пришел получать справку о том, что у меня нет земли, выяснилось, что есть. Я стал разбираться.

Оказалось, что в документах фигурируют все мои данные: паспортные, идентификационный код, даже справка о регистрации. Я был в шоке. Ведь я никогда не подавал никаких заявлений на землю. Мне посоветовали обратиться в милицию. А там мне подсказали: может, я участвовал в каких-то акциях, заполнял анкеты. И я вспомнил, что действительно подрабатывал на выборах и, видимо, там засветил информацию о себе. Сейчас дело о моем участке рассматривается в суде», — рассказал он нам. Андрей стал частью земельных схем, в которых студентов использовали «втемную».

В последнее время власти отказались от «услуг» студентов и переключились на иногородних заробитчан или вообще безработных. Александр и восемь его товарищей приехали в столицу из Ровенской области и ждали работодателя на нелегальной бирже труда, которая каждое утро открывается возле вокзала. «К нам подошли несколько мужчин лет под 30, предложили работу в частной охране.

Потом нас на микроавтобусе привезли к 5-этажному дому и завели в офис на первом этаже. На улице уже стояло около сотни других людей. Сделали копии паспортов, идентификационных кодов и дали подписать две бумаги. Сказали, что вроде как трудовые договора. Ну, мы не глядя и подписали. Заплатили нам по 100 гривен якобы аванса и сказали, что через несколько дней перезвонят. И больше мы их не видели и не слышали», — рассказал нам Александр.

Через несколько месяцев к нему домой пришли работники прокуратуры и сообщили, что он, дескать, оформил гендоверенность и продал участок в 10 соток в столице. «Мы с женой опешили, я даже не догадывался, что у меня участок есть. Такая же история произошла и с моими товарищами», — рассказывает горе-землевладелец.

МАНИПУЛЯЦИИ С СОБСТВЕННОСТЬЮ ГОРОДА

В марте прокуратура Киева возбудила уголовное дело по факту служебной халатности чиновников главка коммунальной собственности КГГА. По их вине были утрачены приватизационные документы за 2006—2010 годы, которые пропали вместе с автомобилем депутата Киеврады, в котором они находились. Сейчас прокуратура выясняет их перечень. По данным городского КРУ, за эти годы в Киеве было приватизировано более 2 млн кв. м недвижимости по средней цене 154 грн. за «квадрат».

Временная следственная комиссия ВР по расследованию действий киевской власти установила, что должностные лица КГГА принимали незаконные решения по распоряжению коммунальной собственностью. Прокуратура Киева внесла по этому поводу 15 протестов, три предписания и два распоряжения. А также возбудила 31 иск по признанию недействительными решения в сфере коммунального имущества, общая площадь которого 14 400 кв. м. Правда, суд решений по ним пока не принял.

Городская прокуратура также обратилась в Шевченковский суд в 2009 году с иском о признании недействительными решения Киеврады «О внесении изменений в программу приватизации коммунального имущества Киева на 2007—2010 годы», согласно которому пакеты акций ОАО «АК «Київводоканал», ОАО «Київгаз», ЗАО «Хліб Києва», высшего учебного заведения «Відкритий міжнародний університет розвитку людини «Україна», ООО «Метровагонсервіс» КП «Київський метрополітен», которые принадлежат городской общине, не подлежат продаже.

Дело так и не рассматривалось, но частично Киеврада отменила свое решение и исключила из объектов приватизации большинство помещений метрополитена. Как говорят в Киевраде, сделано это было по настоянию Банковой. Проверка в главке коммунальной собственности установила, что в 2006 году доли территориальной общины были в 54 хозяйственных структурах, в 2010-м — лишь в 44. В некоторых предприятиях доля города была значительно уменьшена.

КОММУНАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ. На прошлой неделе УБОП Киева задержал трех чиновников КП «Киевпастранс», которых обвиняют в хищении 30 млн грн., предназначенных для строительства скоростного трамвая. Как сказал глава УБОП Александр Плужник, это лишь верхушка айсберга, а коррупционными схемами руководили более высокие чины в мэрии. «Такие же нарушения есть практически во всех структурах города, практически во всех программах, которые бурно презентовала городская власть. Есть информация, что будут открыты новые уголовные дела и произведены новые аресты», — сказал Плужник.

С МАФОВЦЕВ ТЯНУТ ЗА УСТАНОВКУ, ПОДКЛЮЧЕНИЯ, УБОРКУ

Борьба властей города с незаконно установленными киосками часто попадает в криминальные хроники. В ход иногда идет оружие. Но такую ситуацию власти создают сами. Они искусственно, по словам предпринимателей, не переоформляют договора аренды на землю под киоск, чтобы потом назвать их незаконными и вымогать взятки за легализацию МАФов. Всего в Киеве, по данным главы Ассоциации собственников МАФов Татьяны Петренко, 6800 киосков. Чтобы установить киоск, по ее словам, чиновнику нужно уплатить в карман 50 тыс. грн. «Я готовила данные для нового руководства мэрии.

Полный пакет разрешительных документов на три года официально стоит 50 тысяч гривен за киоск. Но с первой половины мая действует мораторий на выдачу документов на МАФ. И теперь такую сумму нужно платить городским чиновникам в карман. Все документы при этом оформляются задним числом. Но вместо гербовой печати чиновники ставят просто штамп. И на паспортах, и на разрешениях обходятся факсимиле, а не ставят собственноручную подпись», — говорит Петренко.

Чтобы получить разрешения, приходилось выходить на начальника главка по благоустройству Романа Гладуняка. Крупный бизнес или фирмы, владеющие 20—30 киосками, оформляют все разрешения «оптом». То есть взятка составляет уже 1—1,5 млн грн. А мелкие собственники, у которых по 1—2 киоска, составляют договор с КП по благоустройству и платят официально в кассу. Но, по словам Петренко, и тут так просто не обходится. Чиновники стараются не пропускать МАФовцев в кассу, а берут себе в карман 15—20 тыс. грн. Взять комментарий у Романа Гладуняка не удалось.

«Он уволился по собственному желанию, и в мэрии не работает», — сказала пресс-секретарь заммэра Виктора Сивца Елена Оганесова. В милиции пока не комментируют вопрос о нарушениях в главке по благоустройству, ссылаясь на тайну следствия. Прокуратура Печерского района на днях возбудила уголовное дело против двух чиновников «Киевгорсвета», которые пытались получить с предпринимателей взятку в 12 тыс. грн. за подключение киоска к электросети города. «Через такую «процедуру» проходит почти каждый предприниматель. Без взяток не обходится практически ни одно подключение», — сказала нам Татьяна Петренко.

$10—100 ТЫСЯЧ ЗА ДОЛЖНОСТЬ

Карьерные перемещения в мэрии — это доходный бизнес. Практически каждая должность в КГГА, как рассказал нам Петр Костенко, экс-первый замначальника главка транспорта КГГА в 2007—2008 годы, имеет свою цену — от нескольких тысяч долларов у специалистов до сотен тысяч для начальников управлений и замов мэра. «Всеми процессами по приему на работу за деньги руководили замы мэра. Каждого нового человека одновременно с заявлением о приеме на работу вынуждали написать заявление об увольнении без указания даты.

Так что убрать неугодного или проштрафившегося было просто. У отдела кадров уже лежало готовое «собственное желание», — утверждает экс-чиновник. Сам он, по его словам, тоже писал такое заявление, и был уволен за то, что пытался бороться с беззаконием. По рассказам Костенко, чаще всего замы действовали не напрямую, а через помощников, которым доверяли. Они озвучивали условия «откатов» и получали деньги в руки. Руководителям, которые хотели работать честно, потеря рабочего места была гарантирована, независимо от профессиональных качеств. Такая практика привела к тому, что на многих ключевых должностях оказались неопытные люди.

Но экс-заммэра по транспорту Иван Салий опровергает слова своего бывшего подчиненного. «Костенко пригласили на должность, для того чтобы он внедрял новые технологии в транспорте, а он начал решать свои дела», — сказал Салий.

Сейчас в мэрии масса вакансий. «Мы объявили конкурс на замещение свыше 20-ти должностей в КГГА по рекомендации Государственной службы. Каждый руководитель перед назначением пройдет собеседование», — заявил в начале июля первый заммэра Александр Попов.

САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ВИДЫ КОРРУПЦИИ

Опросив милицию, депутатов и самих чиновников, мы составили список наиболее распространенных видов коррупционных действий во власти (помимо тех, которые мы раскрыли подробно).

1. Совмещение основной работы и бизнеса — собственного или кого-то из близких родственников. Почти все люди, пришедшие во власть при мэре Леониде Черновецком, пришли из бизнес-структур. Это касается не только заместителей мэра, но и начальников главков, которых они поставили.

2. Использование служебного положения в интересах отдельных бизнес-структур и частных предпринимателей.

3. Вымогательство и получение взяток за решение вопросов во всех сферах — земля, аренда.

4. Поборы с коммунальных предприятий и других структур, которые находятся в собственности города — больницы, школы и т. д., в обмен на лояльность власти; «откаты» при распределении бюджета.

5. Проведение тендерных процедур в пользу определенных структур за «откаты».

6. Выделение участков земли под строительство домов силовым органам — прокуратуре, судам; ремонт за средства города судов и прокуратуры в обмен на лояльность этих органов в отношении киевской власти.

КАК ПОБОРОТЬ КОРРУПЦИЮ В МЭРИИ

Чтобы прекратить земельную коррупцию, нужно ввести прозрачные аукционы на землю на условиях конкурса. Власти об этом говорили не раз, но так и не сделали.

Фамилии киевлян, которые претендуют на бесплатные 10 соток по закону, должны открыто фигурировать в решениях Киеврады и выноситься на сайт за месяц до сессии, чтобы можно было в том случае, если обнаружится подставное лицо, обнародовать эту информацию.

Запретить депутатам вносить вопросы с голоса.

На спорное имущество и землю накладывать арест, чтобы их нельзя было продавать или что-то строить на земле. Тогда у людей пропадает охота давать взятки.

Разрешительную документацию на МАФы выдавать в «едином окне», максимально исключив общение чиновников и предпринимателей.

Тендеры на закупку товаров и услуг для мэрии и ее подразделений проводить в присутствии общественности, а лучше в прямом эфире.

Ввести жесткий конкурсный отбор на ключевые должности в мэрии. Не допускать представителей бизнеса на должности, сферы влияния которых совпадают с бизнес-интересами претендента на должность, отделив таким образом бизнес от власти.

Сделать обязательной и открытой для общественности процедуру декларирования доходов и расходов чиновников разных уровней — от мэра и его заместителей до начальников главков и КП.

Ужесточить наказание за взятку, вплоть до пожизненного заключения, внеся в действующее законодательство изменения.

Бюджет города должен приниматься прозрачно: все предложения по распределению средств должны быть в широком доступе для общественности и жителей города задолго до его принятия. А в бюджете все должно быть прописано максимально подробно, вплоть до количества ручек, закупаемых в год на одного чиновника мэрии.

Доступ коррупции во власти могут перекрыть только жесткий контроль и прозрачность. Нужно ввести жесткий конкурсный отбор на ключевые должности в мэрии, ужесточить наказание за взятку, вплоть до пожизненного заключения. А принимать бюджет и проводить тендеры нужно прозрачно.

Ирина Касьянова. «Сегодня»

You may also like...