Европейские столицы вооружаются на случай терактов и кибератак

Сотрудники, отвечающие за безопасность, давно поняли: террористы отдают предпочтение крупным городам. Меньшие затраты, больший «эффект», много легкоуязвимых мишеней, критическая инфраструктура и анонимность людских масс, в которых легко затеряться, – для них это идеальная среда.

Современный город вновь превращается в средневековую крепость

Сотрудники, отвечающие за безопасность, давно поняли: террористы отдают предпочтение крупным городам. Меньшие затраты, больший «эффект», много легкоуязвимых мишеней, критическая инфраструктура и анонимность людских масс, в которых легко затеряться, – для них это идеальная среда. Однако постоянно жить в условиях осажденной крепости невозможно, поэтому в европейских мегаполисах власти заняты поиском оптимального соотношения безопасности и свободы. Для этого используются не только видеокамеры и патрули, но и находки архитекторов.

Во время крупных мероприятий власти Берлина перегораживают улицы, запрещают въезд грузовиков в центр города, а также ведут видеонаблюдение, чтобы предотвратить угрозу терактаФото: EPA/Vostock Photo

У двери кабинета берлинского сенатора по внутренним делам Андреаса Гайзеля время словно остановилось. Экспозиция в стеклянных витринах знакомит посетителей с работой сенатора и с тем, как он заботится о безопасности жителей немецкой столицы. Пожелтевшие брошюры разъясняют, как вести себя в чрезвычайной ситуации: какие продукты следует запасать, почему в каждой семье должен быть радиоприемник с ручкой.

«Руководство по подготовке и правильному поведению в чрезвычайных ситуациях» в обложке неоновых цветов излагает сценарий природной катастрофы: «Вы отдаете себе отчет в своей зависимости от электроэнергии, газа, нефти и центрального отопления? Что если все эти системы выйдут из строя?»

Действительно, а что же будет? Сегодня сотрудникам Гайзеля приходится заново искать ответ на этот вопрос. Они задумываются не о землетрясении или последствиях удара молнии, а о волне терактов, серии взрывов или кибератаке, которая парализует все городские системы жизнеобеспечения. Вывод экспертов пугает: почти четыре миллиона берлинцев уже через неделю столкнутся с голодом – проблемой, о которой немцы, казалось, забыли уже навсегда.

Гайзелю неприятно даже думать об этом. С одной стороны, он понимает всю пагубность алармизма и паникерства. С другой – Гайзель отвечает за безопасность в Берлине. А недавние теракты в Европе, последним из которых стал лондонский, унесший семь жизней и приведший к ранениям более чем 50 человек, показали: террористы отдают предпочтение крупным городам. Меньшие затраты, больший «эффект», много легкоуязвимых мишеней, критическая инфраструктура и анонимность людских масс, в которых легко затеряться, – для них это идеальная среда.

В кольце безопасности

В европейских мегаполисах власти заняты поиском оптимального соотношения безопасности и свободы. Мэрам приходится заново переосмысливать свои города и вооружаться против непредсказуемого врага, которого не в силах остановить никакая крепостная стена вокруг города, поскольку враг сам живет по соседству. Под удар может попасть все что угодно: инфраструктура энергоснабжения и водоснабжения, подвоз продуктов питания и лекарств, объекты транспорта и системы коммуникации. Эксперты в области безопасности едины во мнении, что террористы рассматривают их как возможные цели. Недавние теракты показывают, что достаточно одного грузового или легкового автомобиля и даже ножа, чтобы произвести серьезные потрясения, пусть даже на небольшое время. 

 

Поэтому в городах появляются зримые и незримые кольца безопасности, вновь проектируемые здания получают более высокую взрыво-устойчивость, камеры в тысячи глаз наблюдают за углами, которые перестали быть темными. На входах в метро, музеи и рестораны попискивают металлоискатели, по торговым центрам и концертным залам водят собак-ищеек.

При всем различии в подходах к предотвращению терактов Лондон, Париж и Берлин сближает одно: из-за угрозы террора меняются лица, а также жизнь населения этих европейских столиц. Наиболее наглядный пример – Лондон: вероятно, никакой другой западный город не подвергся столь серьезной реконструкции из-за терактов. Чтобы обезопасить жителей от действий Ирландской революционной армии, в 1990‑е годы власти и полиция приступили к сооружению так называемого «стального кольца» – своего рода современной крепостной стены, многие участки которой тянутся параллельно старой городской стене, построенной еще римлянами.

Лондон

Какое-то время автомобили могли въезжать в город только по семи трассам, на которых были установлены блокпосты. Однако позднее их количество было сокращено из-за нехватки персонала.

Сердце британской архитектуры безопасности – это масштабная система видеонаблюдения; камеры считывают каждый регистрационный знак автомобиля. В последние годы Лондон продолжал развивать систему, которая теперь следит не только за автомобилями, на и за их водителями и пешеходами. Компьютерное ПО анализирует видеокадры, сканирует лица.

Лондон, вероятно, самый напичканный камерами город на планете, которых, по оценкам, насчитывается около 400 тыс., что соответствует примерно одной камере на каждые 19 жителей. Большинство из них установлены частными лицами и компаниями. Повсюду вбиты столбики и установлены иные препятствия для движения транспорта. 

 

Однако все это не привело к ощущению «замурованности». В частности, безопасность «маскируется» при помощи масштабной программы по озеленению города: массивные клумбы с цветами, мини-водоемы, ряды деревьев преграждают подъезд к зданиям, скамьи из взрывобезопасного бетона приглашают прохожих посидеть и передохнуть. В результате появились интересные общественные пространства, площади, которые не кажутся отгороженными, однако на самом деле имеют своего рода буферы безопасности на случай терактов. Проектировщики называют это «урбанизацией страха».

Но что дали все эти меры – с учетом двух недавних терактов, которые потрясли Великобританию? Как утверждают компетентные собеседники, за последние четыре года эта система помогла предотвратить по крайней мере 13 других трагедий.

Венскому историку архитектуры и автору 350‑страничной книги о взаимосвязи между городской архитектурой и уровнем преступности (Real Crime) Михаэлю Цинганелю при виде всего этого на ум приходит только пессимистический сценарий: «Средневековая крепость 4.0». Современный город «непроницаемо отгорожен от внешнего мира», как это было с городами Средневековья, нет разве что классической крепостной стены. Вместо стражников у подъемного моста – электронные средства контроля при проходе, в определенные районы без специального пропуска путь закрыт, на всей территории действует система тотального видеонаблюдения. Приоритет всегда и везде отдается безопасности. После захода солнца город освещается ярко, как днем. «Согласно данной логике, кто угодно в любой момент должен иметь возможность идентифицировать чье-либо подозрительное поведение», – говорит Цинганель.

Фото: Shutterstock

Лондон первым начал выстраивать систему безопасности в 1990 х годах, создавая буферы безопасности и усиливая систему видеоконтроляФото: Shutterstock

Берлин

В Германии до этого еще далеко: у правоохранительных органов нет даже простейшего оборудования, такого как мобильные уличные ограждения. Поэтому во время недавнего мероприятия с участием Ангелы Меркель в Лейпциге полиции пришлось блокировать прилегающие улицы при помощи обычных мусоровозов и городских автобусов. Во время кёльнского карнавала власти, недолго думая, запретили въезд грузовиков в центр города…

В аналитическом отчете Федерального управления уголовной полиции говорится, что при необходимости оперативных действий в случае теракта «блокпосты смогут начать работу не раньше чем через 20 минут», в то время как в Берлине «злоумышленники уже через 18 минут окажутся так далеко от места теракта, что выставление блокпостов ничего не даст».

В большом городе с хорошей транспортной инфраструктурой зло-умышленники имеют много возможностей неожиданно атаковать и затем затеряться в толпе. Только улично-дорожная сеть немецкой столицы составляет свыше 5400 км. Без помощи техники контролировать такие пространства невозможно.

На крупных мероприятиях Берлин делает ставку на видеонаблюдение, в том числе с воздуха, позволяющее полиции как можно раньше распознавать угрозы. Кроме того, власти могут ограничивать движение автомобилей и организовывать досмотр сумок.

Хольгер Флётинг – научный сотрудник Немецкого института урбанистики в Берлине, доктор социологии – несколько лет назад заинтересовался вопросом, как влияет оформление новостроек на безопасность в городах. Флётинг убежден, что городские власти имеют достаточно возможностей подготовиться на случай терактов в рамках архитектурных решений. Конечно, предотвратить взрывы таким образом не удастся, зато минимизировать возможный урон вполне реально. Флётинг рекомендует проектировать такие фасады, которые в случае взрыва не разлетятся тысячами осколков. При выборе скамеек, урн и другого городского оборудования следует обращать внимание на то, что «они не должны превращаться в дополнительные «снаряды». Заграждения и столбики можно сконструировать таким образом, чтобы они органично вписывались в городской пейзаж и не создавали впечатления ЧП в городе.

Экспертные знания Флётинга сегодня востребованы. Долгое время правоохранительные органы не задумывались о том, что архитектура играет определенную роль в безопасности городов. Но сейчас в берлинской полиции появился новый отдел «профилактики преступности градостроительными средствами», в котором стратегические решения принимаются архитектором. Один из Фраунгоферовских институтов разработал программное обеспечение, анализирующее архитектурные проекты с точки зрения аспектов безопасности.

Архитектурные и «атмосферные» перемены в Европе пока происходят достаточно медленно. И тем не менее приметы нового подхода, который во главу угла ставит обеспечение безопасности, все больше бросаются в глаза: это и новое здание немецкой спецслужбы БНД в Берлине, и стена из бронестекла вокруг Эйфелевой башни стоимостью 20 млн евро, которую планируется воздвигнуть в ближайшее время, и – наиболее явный пример – новое посольство США в Лондоне. Строение кубической формы (инвестиции – около 1 млрд евро) расположено на южном берегу Темзы; в июле в свои кабинеты смогут въехать первые сотрудники. Между посольством и ближайшей оживленной улицей появится искусственный пруд, который, подобно современному рву, сделает невозможным подъезд автотранспорта.

Фото: Shutterstock

Париж живет в режиме чрезвычайной ситуации после терактов в ноябре 2015 года; все это время власти наделены полномочиями, немыслимыми в «мирное время»Фото: Shutterstock

Париж

Парижане успели привыкнуть и к вооруженным до зубов стражам правопорядка, и к досмотру вещей, и даже к личному досмотру. При входе в крупный книжный магазин, концертный зал или музей почти повсеместно установлено соответствующее оборудование. С момента терактов в ноябре 2015 года в столице Франции сохраняется чрезвычайная ситуация. Новый президент Эммануэль Макрон уже объявил о намерении продлить режим чрезвычайной ситуации до ноября 2017 года, после чего новый закон о противодействии терроризму может превратить ряд исключительных положений в общефранцузскую норму. 

 

В настоящий момент власти вправе вводить запреты на проведение собраний и добиваться их исполнения с применением силы, вводить комендантский час, проводить обыски в квартирах в отсутствие ордера и помещать под домашний арест людей, от которых, как считается, может исходить угроза для общества.

Французы демонстрируют в своей столице решимость дать отпор зло-умышленникам. «Мы готовы к любым видам терактов, мы обучаем полицию на случай соответствующих событий в торговых домах, школах, Лувре или на случай применения химического оружия в метро», – заявил глава полицейского спецназа (BRI) Кристоф Молми еще в 2016 году. «Но в большинстве случаев, – признает он, – что-то происходит именно там, где этого не ждали». И это проблема всех современных столиц. Тем не менее, похоже, даже такие меры безопасности не умаляют их привлекательности для туристов. Берлин, Лондон, Париж – гордые города Запада, – несмотря на все страхи, регистрируют неуклонный рост числа иностранных гостей: туризм вместо терроризма.

Авторы: Маркус Деггерих | Дитмар Пипер | Тобиас Рапп, Андреас Вассерманн / ШПИГЕЛЬ. Перевод: Владимир Широков, ПРОФИЛЬ

You may also like...