Новый закон о гастролях в Украине: злонамеренный абсурд и издевательство над артистами

Вчера состоялось публичное обсуждение изменений в закон Украины «О гастрольных мероприятиях в Украине». Изменения эти были внесены первым вице-премьером Андреем Клюевым и приняты в первом чтении депутатами Верховной Рады 18 октября этого года.

Тогда законопроект о внесении изменений в этот закон был принят по-быстрому, в ускоренном режиме. «За» проголосовало 262 депутата из 376 присутствовавших: из них 181 — фракция «Партия регионов», 11 — фракция «НУНС», 25 коммунистов, 20 из «Народной партии» Литвина, 20 — группа «Реформи заради майбутнього», и 5 внефракционных депутатов. Из БЮТ не проголосовал никто.

Фактически гражданин А.Клюев предлагает принять новый закон о гастрольной деятельности в Украине. Что в нем интересного?

Интересная статья 5 — «Организация и проведение гастрольных мероприятий». В ней значится, что разрешение на проведение гастролей выдает местный орган управления в сфере культуры. Он уполномеочен выдавать свидетельства о проведении гастрольного мероприятия. И тут начинается самое интересное. Свидетельство это (разрешение, по сути) выдается на платной основе (за исключением благотворительных мероприятий), и срок его действия ограничен датой проведения гастролей.

Для получения такого свидетельства организатор гастролей (например, концерта) должен подать заявку, в которой, в числе прочего, должна быть указана цена билета за посещение концерта и размер аншлаговой (!) стоимости этого мероприятия. Другими словами, сумма стоимостей всех билетов, покрывающих все места в зале, где будет проводиться мероприятие. Зачем это нужно? Затем, что определенный процент от этой суммы и составит плату за получение свидетельства.

В статье 9-й законопроекта устанавливается размер этой платы. 1 процент от аншлаговой стоимости для гастролей исполнителей и коллективов в жанрах «театрального, академического музыкального, народного музыкального искусства, аутентичного фольклора». 3 процента — для эстрадных, цирковых коллективов и отдельных исполнителей. 5 процентов — для шоу. Разница между шоу и выступлением эстрадного коллектива в законе не прописана. То есть в законопроекте сразу закладывается коррупционная маржа.

Дальше. Плату за свидетельство вносит организатор мероприятия. Причем плата эта — всего лишь взнос за уникальную возможность подать заявку на организацию мероприятия, общение с украинскими «прекрасными» и «вежливыми» чиновниками и прочие мерзопакости. Которые, впрочем, не гарантируют, что свидетельство, разрешающее проведение мероприятия, будет выдано. В случае отказа в его выдаче деньги, внесенные организатором, не возвращаются, а падают в государственный бюджет. Пункт 4-й статьи 5-й: «В случае отказа в выдаче свидетельства внесенная плата не возвращается плательщику».

Другими словами, сам факт выдачи или не-выдачи свидетельств на проведение гастролей позволяет власти не только «стричь» немалую «капусту» за свидетельства. Но — и это главное — регулировать список выступающих на сценах Украины исполнителей и коллективов, пишет Вениамин Орлов, «Аргумент».

Как всегда, в законопроекте оставлено много пространства для чиновничьего «маневра».

Местные органы управления могут отказать в выдаче свидетельства или аннулировать его (после чего плата за него тоже не возвращается — п.5 ст.5) на основании нарушения законов «О защите общественной морали», «Об авторском праве и смежных правах», «О защите прав потребителей» и «О защите животных от жестокого обращения». Как вы уже, наверное, догадались, да и мы уже об этом писали, сослаться на закон о защите общественной морали можно в любом удобном случае. В особенности, если этот случай связан с художественными мероприятиями.

Ни для кого не секрет, что любое выступление современного коллектива или исполнителя легким движением руки плохо разбирающегося в искусстве чиновника может превратиться в «пропаганду порнографии» или «пропаганду употребления наркотиков». К слову, для них в новом законопроекте тоже нашлось место — если такая пропаганда будет распознана в каком-либо из запланированных мероприятий, оно будет отменено. При чем даже не на основе закона «О защите общественной морали», а на основе этого, также пока еще не принятого, закона.

Потому, для поддержания идеологической стабильности в государстве, у местных органов, контролируемых Кабинетом Министров, вполне может случиться такая ситуация, что в Украину смогут привозить только всяких стасов михайловых, группу «Лесоповал», филиппов киркоровых и прочих петросянов. И просто на основании того, что кто-то прочитает «моральный закон» по-своему. Вполне возможно, что за то, чтобы свидетельство все-таки выдали, местным органам придется отстегнуть еще и определенную мзду — чтобы те не воротили носом.

Все это скажется, в первую очередь, на стоимости билетов, которая в Украине, а, в частности, в Киеве, и так немаленькая.

Второй закономерный результат принятия этого закона — продолжение «азаровщины»: уже показавшей себя политики «заплати вперед, а потом посмотрим». Независимо от того, получит ли организатор мероприятия какую-либо прибыль от концерта, и независимо даже от того, выдаст ли соответствующий орган разрешение на его проведение, он должен будет «отстегнуть» в казну приличную сумму денег.

При этом неважно, кто гастролирует в Украине — иностранец или наш — организаторы все равно будут платить эту сумму. Так написано в определении понятия «гастролер» в ст. 1 законопроекта: «Гастролер — заведение культуры, отечественный или зарубежный самостоятельный профессиональных творческий коллектив, в том числе и временный, исполнитель сольного концерта, который принимает участие в гастрольном мероприятии».

Впрочем, для отечественных исполнителей в законопроекте есть статья 10 «Порядок обеспечения государственной поддержки гастрольной деятельности». Пункты которого гласят, что государство обеспечивает такую поддержку за счет средств Госбюджета, и что объемы этой поддержки также определяются бюджетом.

Заглянем в Государственный бюджет Украины на 2011 год (бюджет на 2012 все равно еще не принят!). Итак, в статье расходов «Государственная поддержка гастрольной деятельности отечественных гастролеров» значится 500 тыс. гривен. Как распределяется эта сумма на всю Украину? Да и сумма-то ничтожная; на содержание каждого «народного» депутата Украины в год тратится минимум в два раза больше.

Куда денутся деньги, заплаченные организаторами в казну местных органов управления за свидетельство, тоже неясно: в законе об этом ничего не сказано.

И третье — ради чего, собственно, принятие нового закона «донецкими» и затевалось: запретами и разрешениями, выдаваемыми чиновниками, «подерибанить» гастрольные площадки Украины (и доходы исполнителей) исключительно между «своими» исполнителями — например, продюсируемыми тем же Игорем Крутым, любимцем нынешней власти.

А еще есть четвертое, которое объясняет, почему закон о гастролях власть хочет протащить до парламентских выборов. Дело в том, что победу по мажоритарным округам (да и в общенациональном масштабе) кандидатам в депутаты в огромной мере обеспечивает музыкально-песенная поддержка тех или иных популярных исполнителей. Например, призовет Вакарчук-младший («Океан Эльзы») голосовать за патриотов Украины — и молодежь проголосует. Не за «донецких». Ну не убивать же артиста за дар Божий! А вот не дать ему разрешение с печатью петь людям их любимые песни — это запросто. А споет — так «закрыть» в милицию на пару суток, да дело уголовное возбудить — ведь концерт «устроил», а деньги в бюджет не заплатил.

Донецкие парни, о душевной самобытности которых много говорят, добрались до культуры. «Не стреляйте в пианиста — он играет, как умеет!» — это не для них. Хуже того: они хотят и заказывать музыку, и чтоб им еще за это платили — заключает автор.

Вениамин Орлов, «Аргумент»

You may also like...