Топ-10 лучших русскоязычных книг 2011 года

Прошлый год был богат на добротные или, как минимум, любопытные книги. 

10-е место

Виктор Пелевин, «S.N.U.F.F» – постапокалиптический роман, повествующий, согласно авторской аннотации, «о глубочайших тайнах женского сердца и высших секретах летного мастерства». Войны между «Уркаиной» и парящим над нею «офшаром», а также секс с роботами, несомненно, заинтересовали традиционную читательскую аудиторию Пелевина.

9-место

Мария Галина, «Медведки». Новый роман финалистки «Большой книги» привлекает интересным сюжетом и философским подтекстом. Обыденность и фантастика, судьба и случай изящно переплелись в этом тексте. Герой, придумывающий состоятельным обывателям блистательные биографии, сталкивается с оживающей выдумкой. Немного странная, немного страшная, немного смешная, немного грустная – есть над чем подумать.

8-е место

«Не садись в машину, где двое» Людмилы Петрушевской. Сборник состоит полностью из новых текстов. В книге три раздела: рассказы, пьесы и «современные сказки». В ее новых рассказах чувствуется смена интонации. На первый план выходит ценность человеческой жизни. Ее героиням – простым женщинам – по-настоящему сочувствуешь. Это интересная и грустная книга давно признанного автора.

7-е место

«Другие барабаны» Лены Элтанг. Новый роман от лауреата премии «Новая словесность» вышел в издательстве «Эксмо». Костас Кайрис – писатель сидит в камере-одиночке и пишет письма своей бывшей жене, но не отправляет их. Одиночество и свобода, тюрьма и социальная клетка. Костас, как и герои предыдущих книг Элтанг, находится в диссонансе с окружающим миром. Книга, полная символов и глубоких погружений в текст. Можно сказать, что текст и язык и являются главными героями этого повествования.

6-е место

«Остромов, или Ученик чародея» Дмитрий Быкова. Произведение, получившее в этом году премию «Национальный бестселлер». Завязка романа основана на реальном деле в котором фигурировали ленинградские масоны. Роман полон точных наблюдений над мелочами, забытых исторических анекдотов и баек. Отличается огромным числом персонажей, появляющихся и исчезающих со страниц книги. Правда, не всегда понятно, зачем они там были нужны.

5-е место

Захар Прилепин «Черная обезьяна». Новый роман участника шорт-листа «Русского букера» и лауреата премии «Национальный бестстеллер» является одновременно психологической драмой и политической фантастикой. Это первое художественное произведение Прилепина за последние три года. Молодой безымянный журналист по заданию редакции допущен в секретную лабораторию-психушку, где исследуют особо жестоких детей, тут-то все и начинается. Равнодушными эта книга оставит немногих.

4-е место

Юрий Буйда «Синяя кровь». Роман о жизни актрисы Иды Змойро в подмосковном городке Чудове, прототипом которой является Валентина Караваева. Она сыграла главную роль в фильме Райзмана "Машенька", получила Сталинскую премию в составе творческой группы, через несколько лет попала в автокатастрофу, в результате которой у нее остался страшный шрам на лице. Магический реализм повествования пронизан гуманистическими идеями и настоящим уважением к человеку, пусть даже и жалкому внешне.

3-е место

Александр Киров, «Последний из миннезингеров» – сборник рассказов и повестей лауреата премии «Чеховский дар», при всей мрачности и реалистичности точно обрисованной жизни современной российской глубинки, назвать «чернухой» не повернется язык. Причиной тому – неизменная доброта и гуманность автора, искренняя его любовь к своим даже самым безнадежным персонажам, неизменный поиск в каждом, пусть даже полностью опустившемся, человеке зерен разумного, доброго, вечного, искры Божьей. Киров уникален тем, что ему эту искру практически всегда удается найти – и вселить в читателя надежду .

2-е место

«Лягушки» Владимира Орлова. Автор «Альтиста Данилова» и «Камергерского переулка» давно причислен к классикам современной литературы. Роман-фантасмагория, роман-памфлет, где автор со свойственными ему мастерством и изяществом сатирически обрисовал социальную действительность нашего времени. Главный герой – талантливый писатель под воздействием странных сил путешествует, заводит любовные связи, погружается в творческий процесс. Как всегда у Орлова – мягкая, негромкая ирония и превосходный язык.

1-е место

«Зеленый шатер» Людмилы Улицкой – это своеобразный пересказ русской истории и литературы второй половины XX века, некая энциклопедия русской жизни. Беллетристический и публицистический подходы прослеживаются на протяжении всей книги и творчески дополняют друг друга. Это книга о нравственности и уроках времени. Историческое время романа ограничено двумя смертями — Сталина в начале и Бродского в конце. Улицкая написала роман о том, как остаться человеком в любые времена. Общего сюжета повествования как такового нет, истории же персонажей чаще пересекаются так, что они сами того не замечают.

Лучшие произведений русскоязычной литературы по итогам года, по версии   interfax.by

You may also like...