Восстание терминалов. Расходы украинцев на мобильную связь повысятся

Концентрация рынка платежных систем с использованием терминалов ускоряется. На этот процесс влияют как государственные органы, которые начинают уличать владельцев терминалов в нарушении законодательства и облагать миллионными штрафами, так и получение процессинговыми системами (обслуживают терминалы) независимости от мобильных операторов. 

Частное движение

С начала года Государственная налоговая администрация стала проводить проверки работы терминалов электронных платежей. «В результате за нарушение законодательства предприниматели были оштрафованы в общем на 3 млн грн.», — сообщили «ДС» в пресс-службе ГНАУ. Большинство бизнесменов, содержащих терминалы, являются частными предпринимателями и платят единый налог. «Поэтому требования налоговиков безосновательны», — говорит руководитель компании «Бест Кард Сервис» Владимир Минаков. «Основа нашего бизнеса — это мелкопредпринимательский бизнес», — добавляет директор ООО «Финайти» Андрей Степаненко.

Определенная логика есть как в действиях ГНАУ, так и в реакции на них предпринимателей. Структура рынка довольно сложная. Частники, владеющие автоматами пополнения, являются дилерами более крупных компаний, которые эксплуатируют процессинговую (электронную платежную) систему. Эти фирмы — посредники между структурами, принимающими платежи у населения, и собственниками терминалов. Каждый день процессинговые компании должны выкупать у операторов связи так называемый «электронный товар» (или, как его называют участники рынка, суперваучеры), который в течение дня будут распродавать их дилеры — ЧП с автоматами пополнения. Если грядут праздники, то необходимо выкупать «пополняшки» на все нерабочие дни. Естественно, у процессингов, обслуживающих более тысячи терминалов, речь может идти о десятках миллионов гривень.

Для того чтобы работать на рынке, процессинговые системы должны иметь или партнерское соглашение с банком, или собственную финансовую лицензию. Последняя более привлекательная, так как не нужно делиться доходами с финучреждениями. Поэтому часть участников рынка уже подали документы на лицензии. Впрочем, г-н Минаков утверждает, что инспекторы ГНАУ сейчас требуют финансовую лицензию и у их дилеров. Стоит отметить, что претензии налоговиков в некоторых случаях могут быть небезосновательными. Ведь часто оборот ЧП значительно больше, предусмотренного для единого налога. Как говорят собственники автоматов пополнения, лимит в 500 тыс. грн. превышается уже при наличии 10 терминалов в людных местах.

Но в этом бизнесе почти все зависит от удачного месторасположения автоматов. Как рассказал «ДС» бывший владелец небольшой сети терминалов в Киеве, в 90% случаев чистая прибыль с одной машины исчисляется всего сотнями гривень в месяц. Зато оборот одного терминала в наиболее многолюдных местах может достигать 150 тыс. грн. Владимир Минаков добавляет, что новый хороший автомат обойдется частнику в среднем в $3 тыс. При этом если он стоит в хорошем месте, то инвестиции в технику можно отбить за два года. Основная расходная статья у ЧП — эта аренда. В зависимости от точки она очень разная — от 200 грн. до $500. По словам представителей компаний, вырвавшийся в лидеры по числу терминалов IBox в попытках быстро захватить рынок намеренно завышал арендную плату, таким образом выгоняя конкурентов. Кроме платы за аренду, в затраты частников входят инкассация, техническое обслуживание автоматов, передача данных (5-25 грн. с машины в месяц). Существует и дополнительный заработок, хотя он пока и невелик: большинство современных терминалов оборудованы вторым экраном, на котором размещается реклама.

Большие и маленькие

Всего в стране работают 15-17 тыс. терминалов. По данным НБУ, за первое полугодие 2009 г. через них было проведено платежей на 1,7 млрд грн. 90% рынка контролируют крупные процессинговые системы, которых не так много. Лидером является московское ЗАО «Объединенная система моментальных платежей» (через киевское ООО «ОСМП» обслуживает порядка 10 тыс. систем приема платежей). Укреплением статуса лидера ОСМП во многом обязана недавнему привлечению на обслуживание одной из крупнейших сетей терминалов — IBox (около 5,5 тыс. автоматов). Переход подконтрольного кипрской оффшорке «Бенезия инвестментс» столичного ООО «Айбокс» на обслуживание в ОСМП ознаменовался сбоями в работе терминалов в течение недели (конец февраля — начало января 2010 г.). Кстати, «Айбокс» — единственная компания, которая самостоятельно содержит парк терминалов. Сравнительно неплохо чувствует себя на рынке один из основателей кондитерского концерна «АВК» Владимир Авраменко (его ООО «Финансовая компания «Контрактовый дом» и ООО «Изи Софт» «собрали» около 2 тыс. систем приема платежей). Также более-менее приличные сети обслуживают ООО «Финайти» (ТМ 24nonStop, более 1 тыс. автоматов, связывают с Дмитрием Потапенко, Дмитрием Рубановым, Андреем Степаненко), ООО «Сити-Пэй» (входит в торгово-производственную группу «Фирма «Крымопт», связывают с семьей Велиляевых), ООО «Бест Кард Сервис» (система PayPort, связывают с Виталием Белым), «ПС PEGAS» (работает в интересах одноименной российской платежной системы).

Последние события показывают, что рынок и дальше будет концентрироваться. Основным катализатором этого стали действия операторов мобильной связи. В феврале кардинально изменил систему взаимодействия с процессинговыми системами «Киевстар», абоненты которого обеспечивают около 50% платежей. До недавнего времени мобильные операторы при пополнении их клиентами счета через терминалы поддерживали платежные системы, внося 4% комиссии от общего объема платежей превышающих 20 грн. За эту «компенсацию» терминальщики должны были играть по правилам мобильщиков. То есть они не могли брать дополнительную плату с абонентов, если платеж составлял более 20 грн. Если сумма была меньше, то процессинг устанавливал собственную комиссию для пополняющего счет в размере 1 грн. за платеж. Кстати, такую ситуацию использовал в конкурентной борьбе IBox. Компания принимала платежи на любую сумму без комиссии.

С февраля три крупнейших мобильных оператора — «Киевстар», «МТС Украина» и «Астелит» ТМ life:), на которых в сумме приходится свыше 80% всех терминальных перечислений, решили сократить свои расходы. «Киевстар» уменьшил комиссию с 4 до 3%. МТС, по словам одного из участников рынка, сделал то же самое. «Астелит» снизил платеж до 3,5%. Такие условия оказались невыгодными процессинговым системам. Их представители говорят, что затраты на обеспечение платежа при прохождении цепочки от терминала через процессинг к оператору составляют до 5% от общего оборота.

Естественно, платежные системы не приняли новые условия операторов связи и в результате договорились с «Киевстаром» о том, что отношения с ним с марта становятся свободными: оператор вообще не платит компенсацию, а ЧП вправе самостоятельно устанавливать комиссию для абонентов. По мнению участников рынка, это приведет к тому, что абоненту придется платить до 5% за платеж. В «Киевстаре» объясняют отказ от старой схемы довольно странно. Компания намерена продвигать платежи через мобильный или традиционный интернет. Но данный вид непопулярен и вряд ли станет таковым в ближайшее время. На него, по оценкам самого оператора, приходится мизерная доля пополнений.

Для терминальщиков в новой схеме можно усматривать скорее позитив, чем негатив. Ведь они фактически стали независимыми от операторов связи. «У нас еще не сформировалось мнение, как теперь поступать. Но мы найдем компромисс», — сказал «ДС» директор по новым проектам ООО «ОСМП» Владимир Куянцев, рассуждая о том, сколько денег будут брать с абонентов. Впрочем, некоторые компании этот компромисс, похоже, отыскали. Эксперимент «ДС» по оплате мобильной связи через терминал «Изи Софт» 4 марта показал, что комиссии уже стали реальностью. Платеж на 120 грн. обошелся в 2,5%, а на десятигривневой квитанции и вовсе вышло 12,5% комиссии. То есть любители пополнения счетов уже начали платить через терминалы по новым правилам.

На оборот

Можно предположить, что при новой схеме работы рынка выиграют только крупные компании, так как они смогут выставлять абонентам меньшую комиссию, выживая на больших оборотах. В результате можно говорить о том, что в этой отрасли, кроме ОСМП, есть место для еще одного равносильного гиганта с единым процессингом. В противном случае сумма комиссии образовавшегося монополиста и меньших игроков, видимо, будет существенно отличаться.

Что касается мобильных операторов, то для них это будет означать увеличение количества пополнений счета через скреч-карты (что экономически менее выгодно из-за повышения расходов на полиграфию). Крупные же платежи мобильщикам будут проходить теперь через их фирменные салоны и банки, которые не берут комиссию.

Станислав Юрасов, Деловая столица
 

You may also like...