Права ребенка не в приоритете в Украине?

Ситуация в Украине с защитой прав ребенка системно ухудшается. Что можно изменить? Права ребенка только в последнее время стали предметом хотя бы какого-то обсуждения в государственных структурах. Еще в 2011 году Комитет ООН по правам ребенка рекомендовал привести национальное законодательство в соответствии с Конвенцией по правам ребенка, в том числе факультативный протокол, направленный на защиту детей от влияния вооруженного конфликта.

 И сейчас, готовясь Украине к международному отчету по правах человека – Универсальному периодического обзору (УПО) – хотелось бы вспомнить пунктирно о нескольких важных решений, которые бы улучшили ситуацию с правами ребенка в нашей стране.

Еще в 2011 году Комитет ООН по правам ребенка рекомендовал привести национальное законодательство в соответствии с Конвенцией по правам ребенка, в том числе факультативный протокол, направленный на защиту детей от влияния вооруженного конфликта. Если бы это было сделано вовремя, часть тех проблем, с которыми мы сейчас сталкиваемся, сегодня не возникла бы.

ИЗ ОТЧЕТА. В настоящее время государством не разработан механизм эвакуации населения из зоны боевых действий. В связи с угрозой для жизни и здоровья часть детей (около 150 тысяч детей) вместе с родителями вынуждена была самостоятельно выехать в другие области Украины, другая часть – более 500 тысяч детей продолжает проживать на территории, которая не контролируется органами власти Украины. Зафиксированы факты гибели и ранения детей, которые пытались покинуть опасную территорию, а также препятствование в эвакуации детей, находящихся под опекой государства.

Мы рекомендуем гармонизировать законодательство и принять меры, чтобы дети не были милитаризированы. И если такое случилось, то эти дети рассматривались как жертвы, независимо от того, каким образом и в каком качестве они были в вооруженный конфликт вовлечены.

ИЗ ОТЧЕТА. Нормы Уголовного кодекса Украины не выделяют отдельно категорию преступлений против ребенка, а тем более не содержат отдельных составов преступлений в отношении детей в вооруженных конфликтах. Статистические данные об уголовных правонарушениях не позволяют определить, сколько именно детей стали жертвами этих преступлений.

Наша коалиция "Права ребенка в Украине" не будет оригинальной, но мы в очередной раз подчеркиваем необходимость ратификации Римского статута сейчас, а не через три года. Поскольку расследовать преступления против человечности и военные преступления, совершенные в отношении детей, а также искать и привлекать к ответственности виновных надо уже сейчас. К сожалению, с учетом специфики конфликта на востоке страны силами только национальных институтов сделать это невозможно. Как показывает практика, изменение Конституции намного проще, чем нам всегда казалось. Поэтому и ратификация Римского статута вполне возможна, будь желание у наших депутатов.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ОТЧЕТЫ УПО по ссылке ТУТ.

Говорим и о Конвенции Совета Европы о предотвращении насилия в отношении женщин и домашнего насилия и борьбе с этими явлениями. Потому что система защиты ребенка от насилия, в том числе от насилия в семье, на данный момент практически полностью разрушена. Необходимо также привести законодательство в соответствие с Конвенцией Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия, ратифицированой еще 20 июня 2012.

ИЗ ОТЧЕТА. Существует проблема сексуальной эксплуатации детей в Украине. Каждая 6-7 работница секс-бизнеса в Украине – несовершеннолетняя. Отсутствует информация о количестве детей, пострадавших от сексуального насилия.

Отсутствует и поддержка ребенка, пострадавшего от сексуального насилия в процессе уголовного внедрения, ответственные органы не имеют механизма взаимодействия, что приводит к большому количеству опросов и допроса ребенка в процессе уголовного внедрения. Проблемой остается отсутствие специально подготовленных специалистов: ювенальных следователей, психологов и проч. Отсутствие механизмов защиты ребенка в процессе уголовного внедрение приводит к тому, что дети и их законные представители не сообщают о преступлениях.

В Национальной полиции сейчас нет органа, который бы эффективно работал с детьми в конфликте с законом. Криминальная милиция по детям, которая существовала раньше, не функционирует, орган ювенальной превенции не имеет достаточных законодательных полномочий, механизмов и протоколов влияния.

Основной проблемой остается реагирование на случаи жестокого обращения с ребенком

Школьная полиция, о которой говорит Национальная полиция, имеет абсолютно другие функции, и не отражает тех проблем и потребностей, которые есть реально в нашей стране, кроме того, является экспериментальной и работает только в ограниченном количестве областей страны. Поэтому необходимо усовершенствование механизма защиты детей от жестокого обращения, в том числе в семье и в школе.

На данный момент утвержден новый Порядок рассмотрения обращений и сообщений по поводу жестокого обращения с детьми или угрозы его совершение. Данный Порядок совершенствует механизм получения обращений координирующему органу. Однако основной проблемой остается реагирование на случаи жестокого обращения и профилактическая работа. Так, например, в случаях выявления жестокого обращения с ребенком школы, ответственность перекладывается на персонал заведения. При этом не учитывается профилактическая деятельность, проводившаяся школой.

Другими словами – если школа заявляет о выявлении факта, то она же "автоматически" становится крайней, ответственной за данную проблему, даже если хорошо работает в этом направлении. В результате – нет заинтересованности ни фиксировать случаи жестокого обращения, ни передавать эту информацию координирующему органу.

Остается и малозаметной проблема буллинга из-за того, что не все случаи жестокого обращения фиксируются.

Ювенальная юстиция как система в Украине до сих пор не создана. С 2012 года задекларировано развитие системы уголовной юстиции в отношении детей, значительно сужает принципы, функции и цели ювенальной юстиции. Однако и эта концепция не внедряется. Орган, отвечающий за администрирование ювенальной юстиции, до сих пор отсутствует.

И напоследок отмечу, мы считаем необходимым рассмотреть возможность создание института Уполномоченного Верховной Рады по правам ребенка как независимого в соответствии с Парижскими принципами органа, защищающего права ребенка.

Запись выступления члена Коалиции "Права ребенка в Украине" Марии Ясеновской во время презентации альтернативных отчетов УПО.  Центр информации по правам человека

You may also like...