Кто имеет право ездить на нерастаможенных авто (на бляхах) в Украине

Одним из любимых аргументов владельцев авто на еврономерах является ссылка на Стамбульскую конвенцию (Конвенция о временном ввозе 1990 года). Многие из них считают, что Конвенция позволяет украинцам использовать авто с иностранной регистрацией, ввезенные иностранцами. Более того, такого мнения придерживаются некоторые юристы и даже некоторые судьи.

Несколько дней назад мой невинный пост в ФБ , с примерами штрафов за использование авто с иностранной регистрацией, стал настоящим полем для споров между сторонниками и противниками таких автомобилей.

Одним из любимых аргументов владельцев автомобилей на еврономерах является ссылка на Стамбульскую конвенцию (Конвенция о временном ввозе 1990 года). Многие из них считают, что Конвенция позволяет украинцам использовать авто с иностранной регистрацией, ввезенные иностранцами. Более того, такого мнения придерживаются некоторые юристы и даже некоторые судьи.

Я не хочу провоцировать дискуссии о том правильно или не правильно пользоваться авто на иностранных номерах. Просто попробую максимально доступно объяснить, почему нормы Стамбульской конвенции не распространяются на украинские реалии.

Для начала несколько слов об одной из самых популярных схем ввоза авто – «временный ввоз». Иностранец ввозит легковой автомобиль на территорию Украины, пересекает границу и отдает его украинцу. Часто вместе с авто передают доверенность, техпаспорт и другие документы, хотя ни один из них не имеет для украинца никакого значения. При этом авто может быть как в собственности иностранца, так и в собственности иностранной компании.

Далее украинец радостно и беззаботно разъезжает на «новом» автомобиле до знакомства с инспекторами таможни. После встречи с инспектором наш водитель имеет большие шансы получить протокол о нарушении таможенных правил по статье 485 Таможенного кодекса Украины. Санкция статьи предусматривает немалый штраф – 300% платежей, которые нужно заплатить за «растаможку» такого автомобиля. Тут все и начинают вспоминать Стамбульскую конвенцию.

Но давайте разберемся во всех тонкостях применения этой Конвенции.

Какие автомобили можно ввозить по этой Конвенции?

Стамбульская конвенция различает два вида транспортных средств (ТС):

  • ТС коммерческого использования – используют для международных платных перевозок лиц или для международных коммерческих перевозок грузов. Использовать такие ТС для внутренних перевозок запрещено.

Если кто-то подумает, что можно рассказать сказку о легковом автомобиле для международной перевозки пассажиров, то я его разочарую. Для таких перевозок нужна лицензия.

К автомобилям, которые используют для международной перевозки грузов, законодательство также выдвигает ряд требований (подробнее в Законе Украины «Об автомобильном транспорте»).

  • ТС частного использования – используют для личных нужд. Поездку на авто в командировку таможня рассматривает как личное использование.

Может ли украинец ввезти авто на «еврономерах»?

Здесь лучше использовать понятие «резидент» / «нерезидент».

  1. Резидент – предприятия, зарегистрированные на территории Украины; граждане, постоянно проживающие на территории Украины. То есть, это могут быть даже иностранцы, имеющие вид на постоянное проживание на территории Украины.

  2. Нерезидент – иностранные предприятия; граждане, постоянно проживающие за рубежом.

Что касается ТС частного использования, Конвенция предоставляет льготы по уплате таможенных платежей в отношении таких ТС только нерезидентам.

Зато ТС коммерческого использования без уплаты таможенных платежей могут ввозить как резиденты так и нерезиденты. Такие ТС должны быть зарегистрированы за рубежом и принадлежать нерезиденту. Если резидент ввозит такое ТС, то он должен предоставить подтверждение, что это ТС он будет использовать для международной перевозки грузов по указаниям его владельца.

Конвенция и «зеленый коридор»

Почти во всех случаях иностранные автомобили ввозят на территорию Украины с использованием «зеленого коридора». Тем самым водители автоматически декларируют, что их ТС является ТС личного использования.

Если ТС относится к ТС коммерческого использования, то его нельзя ввозить через «зеленый коридор» (часть 2 статьи 379 Таможенного кодекса Украины).

Конечно всегда можно сказать, что «зеленый коридор» водитель выбрал ошибке. Только нужно не забывать, что за это также существует ответственность. В таком случае на нарушителя могут составить протокол по статье 471 Таможенного кодекса Украины, а могут еще и по статье 472 (санкция предусматривает конфискацию ТС + штраф в размере его стоимости).

Можно ли передавать автомобиль украинцам?

Многие считают, что Стамбульская конвенция позволяет украинцам использовать ТС, ввозимые иностранцами.

Действительно статья 7 приложения С к Конвенции позволяет третьим лицам использовать временно ввезенные ТС. Но для того, чтобы разобраться, какие ТС и кому можно использовать, приведу полный текст этой статьи.

«a) ТС коммерческого использования могут использоваться третьими лицами, имеющими надлежащее разрешение пользователя права временного ввоза и осуществляющих свою деятельность в пользу последнего, даже если они зарегистрированы или постоянно проживают на территории временного ввоза;

b) ТС частного использования могут использоваться третьими лицами, имеющими надлежащее разрешение пользователя права временного ввоза. Каждая Сторона может позволить такое использование лицом, постоянно проживающим на ее территории, особенно если она использует от имени и в соответствии с инструкциями пользователя права временного ввоза. »

Как видите, ТС коммерческого использования могут использовать и украинцы, которые работают в пользу владельца такого ТС (иностранца или иностранную компанию). То есть они должны перевозить товары в пользу такого владельца ТС. Но это не значит, что такой ТС можно бесконтрольно передавать. Для этого есть установленный порядок.

Что касается ТС частного использования, то Конвенция предоставляет право каждому государству-участнику Конвенции, самой решать, предоставлять своим гражданам право использовать такие автомобили или нет. В Украине этот вопрос решен не в пользу граждан – временно ввезенные ТС личного пользования запрещено передавать другим лицам (часть 4 статьи 380 Таможенного кодекса Украины).

Как мы видим, Стамбульская конвенция в Украине позволяет только нерезидентам временно ввозить легковые автомобили без уплаты пошлины. Украинец сможет воспользоваться такими льготами только, если будет ввозить ТС коммерческого использования с надлежаще оформленными документами. Только учтите, что даже в таком случае речь идет о ввозе ТС не на срок до 1 года, а только на время, необходимое для осуществления перевозки грузов (часть 1 статьи 9 приложения С к Конвенции). Поэтому будьте бдительны и не доверяйте пустым обещаниям.

Автор: Святослав Бартош, партнер Bargen Law Firm, Автоцентр

You may also like...