Как решить проблему массовых ДТП в Украине

14.12.2017 09:30

МВД решило призвать водителей к порядку драконовскими штрафами и введением видеофиксации нарушений на дорогах. Однако без коренного пересмотра подходов к проектированию дорог проблему массовых ДТП не решить. Аварийность на дорогах — это глобальная проблема. В результате дорожно-транспортных происшествий в мире ежегодно погибает более 1,25 млн человек. 

 В начале декабря на Гостомельском шоссе столицы произошло массовое ДТП с пятью автомобилями. Водитель Chevrolet, не убедившись в безопасности манёвра, выехал на встречную полосу, где сначала столкнулся с автомобилем ВАЗ, который пытался уйти правее, а затем задел ещё три машины. В итоге один человек погиб, четверо получили травмы.

Впрочем, подобные аварии регулярно происходят на всех крупных украинских трассах, равно как и на улицах городов. Согласно статистике, которая приводится в разработанной в этом году Мининфраструктуры "Государственной программе повышения уровня безопасности дорожного движения в Украине до 2020 года", с 2011-го по 2016-й в нашей  стране произошло 170 тыс. ДТП с пострадавшими, в которых погибло 26,5 тыс. человек. И число ДТП растёт. Именно гибель в аварии — самая распространённая причина смерти молодёжи в возрасте от 15 до 24 лет. В целом же на долю пешеходов и велосипедистов приходится 43% общего числа погибших в ДТП.

Что не так?

Аварийность на дорогах — это глобальная проблема. Так, в результате дорожно-транспортных происшествий в мире ежегодно погибает более 1,25 млн человек. А согласно прогнозу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), к 2030 году ДТП станут седьмой по значимости причиной смертности.

Украина — безоговорочный лидер Европы по числу таких смертей. "На наших дорогах погибает 93 человека на один миллион населения. Эти показатели трижды превышают европейские", — поясняет юрист практики уголовного права INTEGRITES Алина Килименчук. Впрочем, приведённые в официальной статистике цифры она считает заниженными. По её наблюдениям, более трети информации о смертельных ДТП вообще не попадает в официальные отчёты.

Большинство причин столь неприятного лидерства нашей страны очевидны: повсеместная коррупция при выдаче водительских прав, вождение в нетрезвом виде, пренебрежение элементарными правилами безопасности (даже настолько очевидными, как необходимость пристегнуться ремнём). Не улучшает статистику ДТП и распространение авто на "евробляхах" — большая часть этих машин не прошла бы техконтроль ни в одной европейской стране. "Литовское автомобильное чудо" по сути сводится к тому, что отслужившие своё машины "марафетят", скручивают пробег и продают за бесценок в нашу страну. Поэтому держащееся "на соплях" управление может отказать в любой момент.

Всевидящий глаз. Видеофиксация нарушений может сократить смертность на дорогах на 30%. На киевской Днепровской набережной камеры наблюдения установлены ещё с июля 2016 года 

Но есть и ещё одна, куда менее очевидная причина. А именно: устаревший подход к проектированию дорог. В 1960–1970-х годах, когда проектировалась большая часть украинских дорог, как в Европе, так и в СССР бытовало мнение, что для снижения аварийности дороги надо строить максимально широкими и без препятствий — чтобы водитель не отвлекался на манёвры и полностью сосредоточился на соблюдении безопасной скорости и дистанции.

Однако практика показала, что самое большое количество аварий происходит именно на таких дорогах. Иллюзия безопасности не концентрирует, а расслабляет водителя. Поэтому там, где пересекается несколько транспортных потоков, а тем более есть пешеходы и велосипедисты, водителям нужно не упрощать, а, наоборот, усложнять жизнь. Наилучшее подтверждение этому — страны Азии. Несмотря на перманентный хаос, количество ДТП в них невелико — в вечных азиатских пробках просто не получится как следует разогнаться.

Вас снимают

В украинском МВД уверены, что основной причиной высокой аварийности на дорогах является несовершенство законодательства в сфере безопасности дорожного движения, отсутствие фиксации скорости транспортного средства в автоматическом режиме, а также лояльные санкции за грубые нарушения ПДД.

Национальная полиция уже разработала ряд инициатив, направленных на повышение безопасности вождения и усиление контроля за несоблюдение правил дорожного движения. В частности, в 10 раз повышаются штрафы за грубые нарушения ПДД. Изменения коснутся и порядка выдачи водительских удостоверений. Теперь новые права будут действительны два года. Если в течение этого срока водитель не нарушал правила, ему позволят обменять удостоверение на новое со сроком действия тридцать лет.

Кроме того, существенную роль может сыграть снижение c 1 января 2018 года максимально разрешённой в населённых пунктах скорости с 60 км/ч до 50 км/ч.

"По мнению европейских экспертов и международных организаций, разница между 50 км/ч и 60 км/ч на 80% снижает смертность", — заявил министр внутренних дел Арсен Аваков.

На наших дорогах погибает 93 человека на один миллион населения. Эти показатели трижды превышают европейские

Кроме того, чиновники задумываются о том, чтобы вернуть видеофиксацию нарушений скоростного режима. Во многих странах ЕС есть успешный опыт использования автоматической системы определения нарушений. Потом извещения о штрафах приходят водителю по почте, а в Китае и вовсе на мобильный телефон. "У нас, думаю, такая практика дала бы позитивный результат, так как это исключает "человеческий фактор", дисциплинирует водителей, делает наказание практически неотвратимым и снижает уровень смертельных аварий", — отмечает Килименчук.

Одной из первых начала планомерное внедрение дорожных камер около 20 лет назад Великобритания. За этот период показатели смертности на британских трассах снизились почти в три раза.

Идея запуска подобной системы на дорогах Украины не нова — фиксацию нарушений правил дорожного движения в Украине утвердили ещё в 2015 году. 14 июля Верховная Рада проголосовала за изменение ПДД, а 6 августа этот закон подписал Пётр Порошенко. Однако на практике система не применялась. Всё ещё не было постановления Кабмина, которое регулирует процесс видеофиксации.

Постановление №833 "О функционировании системы фиксации административных правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в автоматическом режиме" вступило в силу лишь 15 ноября этого года. Согласно документу система будет фиксировать превышение скорости, проезд на красный свет, нарушение правил остановки и стоянки, нарушение правил на полосе для маршрутных транспортных средств, выезд на встречную полосу, нарушение правил движения на железнодорожном переезде, выезд на тротуар или пешеходную дорожку.

"Четыре тысячи камер, которые будут установлены по всей стране за полтора года после принятия закона в Верховной Раде, приведут к снижению сначала на 30%, потом на 50% аварийности и смертности", — уверен Аваков.

Стоит отметить, что систему фото- и видеофиксации в Украине уже вводили, однако в 2010 году её отменили, поскольку Конституционный суд признал соответствующие изменения Административного кодекса неконституционными. Тогда суд постановил, что нормы об автоматической фиксации нарушений противоречили Конституции в части принципов юридической ответственности и принципов необходимости доказывания вины.

По мнению автоюриста Владимира Караваева, эта ситуация, вероятно, повторится. "Теоретически система видеофиксации может появиться, но буквально через несколько месяцев она закроется. Поскольку ответственность опять возлагается на владельца авто, а не на того человека, который совершил правонарушение. Нарушается принцип индивидуального подхода", — объясняет эксперт.


Инфографика: Елизавета Букреева


Всё заново

Однако Килименчук считает, что снижение разрешённой скорости, видеофиксация нарушений, равно как и драконовские штрафы, в украинских реалиях не станут панацеей.

Мало законодательно ограничить допустимую скорость, нужно ещё и сделать её превышение физически неудобным для водителей. В Европе это правило лежит в основе алгоритма разработки дорожной инфраструктуры. Для этого там повсеместно используют кольцевые перекрёстки, островки безопасности со знаками и бордюрами, узкие проезжие части.

А в последние годы безопасностью движения европейских городов занялись и уличные художники. Очень хорошо зарекомендовала себя практика создания на проезжей части 3D-рисунков, имитирующих на идеально ровном покрытии проломы в асфальте и ямы.

В качестве пилотного проекта в некоторых городах Западной Европы пробуют реализовать и "азиатскую модель" — снимают все знаки, мотивируя водителя искать визуальный контакт с окружающими.

Всё это помогает водителю сконцентрироваться. И риск ДТП с летальным исходом значительно снижается.

По словам советника главы Укравтодора Александра Кавы, с этого года и украинское дорожное ведомство решило системно подходить к вопросу повышения безопасности на автомобильных дорогах. В частности, на въездах в населённые пункты уже начали оборудовать средства принудительного снижения скорости, которые вынуждают автомобилистов сбрасывать скорость до 50–60 км/ч. В частности, на Т-образных и Х-образных перекрёстках делают кольцевые развязки, которые снижают аварийность на 80–90% и полностью исключают вероятность ДТП с тяжёлыми последствиями.

В Укравтодоре говорят, что уже начато оборудование наземных пешеходных переходов обязательным освещением, тактильной красно-белой разметкой и точечным освещением.

В то же время, по словам Кавы, такие меры по повышению безопасности нуждаются в финансировании из государственного бюджета. "Польше, например, удалось снизить количество пострадавших в ДТП на треть, но это обошлось в 10 млрд евро. У Украины, к сожалению, такой возможности нет", — констатирует он.

 

Памятуя о скорости дорожных работ, стоит признать, что пока ямы да канавы остаются самым весомым стимулом для водителей соблюдать безопасную скорость. Всё остальное, если и появится, то явно не в ближайшее время. Так что пешеходам и велосипедистам стоит помнить о том, что "спасение утопающих — дело рук самих утопающих", и не расслабляться.

Автор: Вадим Макеев, ФОКУС