«Евробляхи», или Добрососедская помощь в утилизации автохлама

В прошлом году продажи новых автомобилей вернулись к посткризисному уровню, превысив 80 тыс., но это далеко не весь прирост украинского автопарка. Только по официальной статистике, в Украину было ввезено около 383,3 тыс. авто на европейских номерах. Реальное количество "евроблях" может быть еще больше — почти один миллион только за 2017 г.

Но несмотря на обещания правительства, правовой статус владельцев этих автомобилей до сих пор не урегулирован. Государство не дает четкого ответа, что делать владельцам авто с иностранной регистрацией.

Продажи новых автомобилей растут

Несмотря на высокий потребительский спрос на дешевые авто "на литовских номерах", продажи новых автомобилей также растут. По итогам года, почти все автопроизводители показали увеличение продаж. Так, самой популярной маркой в Украине стала Toyota: было реализовано 9,5 тыс. авто. Второе место у Renault с 8,6 тыс. проданных машин, а третье — Volkswagen, на счету которого более 6 тыс. реализованных автомобилей. Также в первую десятку автопроизводителей вошли Skoda, Kia, Hyundai, Nissan, Ford, Mazda и BMW.

Интересная ситуация с премиальным сегментом, в частности немецкой тройкой. Всего три бренда смогли реализовать около 8 тыс. автомобилей на национальном рынке, из которых почти 2,7 тыс. пришлось на долю Audi, столько же продано BMW, и машин на 30 отстали Mercedes-Benz. В процентах результат 2017 г. по сравнению с 2016-м закончился положительным приростом для Audi (+67%) и Mercedes (+17%), тогда как BMW продали немного меньше автомобилей (-11%).

Что касается моделей, то лидером отечественного рынка стал Kia Sportage — 3,7 тыс. реализованных авто. За ним с результатом около 3 тыс. идет Renault Duster. Немногим больше 2,8 тыс. продали Renault Logan. На четвертом месте оказался Toyota Rav4, которых было продано около 2750 шт. в 2017 г.

Конечно, у большинства тот факт, что почти 10% общих продаж приходится на премиальные бренды, вызывает удивление. Как минимум потому, что это не отражает структуру украинского общества, в котором процент зажиточных граждан, по крайней мере по официальным данным, наоборот, каждый год уменьшается.

Объяснение довольно простое: люди с высоким уровнем дохода привыкли менять автомобили намного чаще, чем те, у кого средние и низкие заработки. Именно поэтому дорогой сегмент страдает в кризис меньше всего. Но и продажи в этом сегменте не так активно увеличиваются в фазу экономического роста, как масc-маркет. По крайней мере, в абсолютных показателях.

Хотя даже в премиум-сегменте можно отметить некоторые сдвиги. Например, очень часто клиент "развивается" в рамках одного бренда. То есть молодому парню родители дарят базовый Audi A1. Заканчивая институт, он уже покупает более драйвовый Audi A3, после очередного повышения на работе — A4, а став менеджером, пересаживается на A6. Чуть позже, планируя завести второго или третьего ребенка, он переключается на кроссоверы, и так далее.

Конечно, с наступлением кризиса ситуация изменилась, люди стали не так часто менять модели "вверх" и просто покупают автомобили следующего поколения. С одной стороны, продажи остаются стабильными или даже растут. С другой — уменьшение степени "развития" автолюбителей отражает ситуацию, что даже у небедных украинцев дела стали идти не так хорошо, как раньше. И ожидания у потребителей остаются негативными.

Что касается массового сегмента, то также видим увеличение продаж, причем не самых дешевых моделей. Хотя на любой кроссовер стоимостью 40 тыс. долл. даже со средней столичной зарплатой собирать средства придется около 8–10 лет в режиме "студент", когда все другие расходы сведены к оплате койки в общежитии и "мивины".

"Евробляхи", или Добрососедская помощь в утилизации

При анализе автомобильного рынка речь шла о продажах новых автомобилей, официально ввезенных в нашу страну. Но есть еще один огромный сегмент, активно развивавшийся в прошлом 2017 г. Речь идет о так называемых евробляхах — автомобилях с иностранной регистрацией.

По официальной статистике, в Украину в 2017 г. въехало около 383,3 тыс. таких авто. Еще почти 600 тыс. попало в страну транзитом. То есть суммарно на украинских дорогах уже около одного миллиона бэушных авто из Европы.

Для сравнения, в пиковых для автомобильной отрасли 2007-м и 2008 г. продажи составляли 542 и 623 тыс. машин, соответственно. Получается, что сейчас люди приобрели почти вдвое больше авто, чем в лучшие, с точки зрения макроэкономической ситуации, времена. Почему?

Во-первых, помогла неурегулированность законодательства по ввозу автомобилей с иностранной регистрацией. Общая схема довольно простая и заключается в том, что человек, работающий в иностранной фирме (реально или фиктивно), может въехать на машине в Украину и остаться здесь на период до одного года. При этом денежные условия пересечения подобны транзиту — никто же не платит за растаможивание, если собирается просто ехать по территории другой страны.

На чем также следует акцентировать внимание, так это на логике, по которой в Украину попадают автомобили из Литвы, Эстонии и Польши, а уже потом — Болгарии и Германии. В последние годы средний возраст авто в ЕС стремительно рос. Например, если по состоянию на 2008 г. он составлял 8 лет, то уже в 2015-м — 10,5 года. Однако во многих странах ЕС владеть старым автомобилем намного дороже, чем новым. Во-первых, налогообложение в ЕС учитывает вредность влияния авто на экологию. Для машин одного бренда, выпущенных сегодня и 20 лет назад, разница в ежегодных выплатах может отличаться в разы. Во-вторых, экономные европейцы обращают внимание и на показатели расхода топлива. Взять ту же Германию с ее трассовыми пробегами на скоростях 150 км/ч и выше. Проезжая в таком режиме по 25–30 тыс. км в год, владелец на собственном кошельке чувствует каждые +/-3 л на сотню километров, не говоря уже о +/-7 л.

Добавим, что во многих странах Европы все более популярным становится лизинг, а не покупка авто, потому что затраты на лизинг можно списывать прямо из налогов. Кроме того, там широко популяризируются электрокары, которые вообще освобождаются от сбора и даже могут экономить 2,5–3 евро, поскольку таким авто предоставляется бесплатная парковка в центральных частях городов. Но куда же ехать старым машинам?

Сначала они попадали в восточноевропейские страны ЕС, среди которых как раз Литва и Польша. Но общие экологические нормы и единый рынок энергоресурсов заставляют теперь уже и наших непосредственных соседей избавляться от пятнадцатилетних моделей Audi, Mercedes или BMW. И горе тому, кто в Европе будет последним собственником машины — ему тогда придется заниматься вопросами утилизации транспорта, тратить на это время, платить деньги. Вот почему в этих странах прекрасно отреагировали на возможность сбывать своих железных коней в Украину. В сущности, лучше получить за автомобиль 2 тыс. евро, чем отдать эту же или большую сумму за его утилизацию.

Украина и "евробляхи" — молчаливое согласие

Конечно, вся эта ситуация нашла отзыв в сердцах украинцев. И дело вовсе не в стремлении помочь соседям избавиться от четырехколесного хлама. Украинцы, которых годами ограничивали в доступе к более дешевым и лучшим авто ради поддержки отечественного производителя, просто воспользовались возможностью сделать свою жизнь более комфортной. Трудно спорить с тем, что даже старый салон премиального "немца" выглядит лучше, чем нового "китайца" или "Ланоса".

Какой сегмент откусили евробляхи? По сути, они забрали хлеб у продавцов новых бюджетных автомобилей, включая модели, которые собирали в Украине. Покупка любого авто — это инвестиция. В авто с иностранной регистрацией инвестируют те, кто до сих пор не доверяет банкам и не насобирал достаточно средств для инвестирования в недвижимость. И важно понимать, что речь идет о колоссальных суммах. Например, если такое авто в среднем стоит около 3 тыс. евро, а услуги по его покупке и выбору — еще тысячу, то за границу должно было уйти как минимум 3 млрд евро, и еще 1 млрд — в карман посредников. Причем вполне возможно, что в 2018 г. тенденция продолжится, и сумма, равняющаяся нескольким траншам от МВФ, в который раз покинет нашу экономику в обмен на металлолом с двигателями.

С другой стороны, не следует забывать, что автомобили, а тем более старые, подпитывают экономику. Они потребляют много топлива, половина акциза на которое в 2018 г. будет направлена непосредственно в Дорожный фонд. Также такие машины требуют постоянного сервисного обслуживания, которое будет предоставляться украинцами внутри страны. А главное, для многих авто — это возможность оживить и сделать более продуктивным собственный бизнес, начать собственное дело или найти работу в службе таксе, больше путешествовать по стране, тратя средства на внутреннем рынке. Если рассматривать вопрос с этой точки зрения, то трудно сказать, что перевесит — негатив от банальной утечки за границу средств в размере профицита торгового баланса с Азией или Африкой или дальнейший эффект мультипликатора, генерируемый автомобильным раритетом.

Кстати, сегодня наши соотечественники покупают в Европе не только машины по 2–3 тыс. евро, но и почти новые премиальные седаны F-класса. Например, в Германии есть закон, по которому дилер не может продавать новый автомобиль за границу. Он должен не менее шести месяцев простоять на регистрации в Германии. Но перед концом года дилеры часто ставят авто на учет, чтобы получить бонусы от производителей. Через полгода такая машина, по сути — новая, а по документам — бывшая в употреблении, часто с нулевым пробегом или формальными 2–3 тыс., идет на продажу с потерей стоимости в 30–40%. Причем ее новый собственник чаще всего даже не нарушает законы и реально проводит в Украине до года, периодически выезжая на своем авто в Европу. Или даже официально ставит его на учет в Украине.

Продажи новых авто в нашей стране растут из года в год. И если высокий сегмент почти не чувствует давления, кроме как от общей экономической нестабильности, то масс-маркет столкнулся с нашествием бэушных "европейцев". Сохранится ли темп их прироста, сказать сложно, но очевидно, что власть должна найти приемлемый способ урегулирования сложившейся ситуации. Ведь владельцев таких авто их полулегальное положение тоже не устраивает. Потому что любая неопределенность — это манипуляции и давление, с которыми уже сталкиваются такие автовладельцы.

Автор: Максим Шкиль, ZN.ua

 

You may also like...