ПУСТОЙ ГРОБ КАК УДЕЛ ЧМП

Пустой гроб, наполненный “посторонними предметами”, стал добычей следователей Одесской областной прокуратуры. Покойника в гробу не было… Археологические изыски прокуроров лишь подтвердили версию следствия, что пышные похороны Юрия Леонидовича Кульбаченко, руководителя концерна “Приморский” и украинско – американского предприятия “ПРИМЭКСПРЕСС” оказались…фикцией.То есть сами похороны, как погребальный ритуал имели место – с катафалком, духовым оркестром, прощальными речами и надгробным плачем родных и близких. Но вот покойника в гробу… не было. Была лишь отлично отрежисированная сцена “отхода” бренного тела в мир иной. И долги. Огромные долги перед государством, частными коммерческими структурами и физическими лицами.

Сам же Юрий Леонидович Кульбаченко, дабы не искушать судьбу и злое следствие, рыскающее в поисках виновных в разворовывании Черноморского морского пароходства, подался в бега.

На днях тело гражданина Кульбаченко Генеральной прокуратурой Украины было объявлено в международный розыск. Его обвиняют в завладении чужим имуществом в особо крупных размерах – при так и не состоявшемся погашении долгов Черноморского морского пароходства.

Подозреваемый Кульбаченко, ныне пребывающий в розыске, в 1997-м году возглавлял концерн “Приморский” и, по совместительству, компанию “Примэкспресс”. По мнению следствия, мнимый покойник “при жизни” контролировал также группу зарегистрированных в Одессе совместных предприятий. И две кипрские оффшорные компании: “ENCINO” (Кипр, г.Пафос, Венецилои авеню, 30 АЕ). Это объединение “родственных” юридических лиц и заключило соглашение с Черноморским пароходством о погашении долгов ЧМП перед бюджетом, создав пул кредиторов. Союз кредиторов обязался погасить долги ЧМП не из альтруистических побуждений. А в обмен на пятилетнее право бесплатной аренды пассажирских лайнеров “Украина” и “Аркадия”, а также трех транспортных судов. Дабы активнейшим образом ускорить возврат государству злополучных долгов, кредиторы ЧМП обратились в различные банки, где и набрали кредитов на общую сумму $11 млн. По версии прокуратуры, руководил процессом, задействовав в афере руководителей контролируемых им фирм, господин Кульбаченко. “Кредиторы” и присвоили львиную долю кредитных средств. Больше других пострадал от деяний предприимчивых одесситов Укрсоцбанк (хищение 4,2 млн. кредитных долларов). В начале 1998 года лже-кредиторы заложили и арендуемые пароходы “Украина” и “Аркадия”, получив за них $6 млн. Это была финальная стадия расхищения имущества ЧМП, самого крупного и прибыльного пароходства времен СССР…

Когда же следствие раскрыло механизм аферы, Кульбаченко имитировал свою смерть и организовал свои собственные похороны на одном из кладбищ Киева. Но полностью замести следы своего пребывания на бренной земле Кульбаченко не сумел: его видели среди живых знакомые, немало удивленные чудодейственным воскрешением бизнесмена, о чьей безвременной кончине были немало наслышаны. Чтобы убедиться в правдивости слухов и еще раз взглянуть на «дорогое» лицо, следствие и провело попытку эксгумации. Слухи подтвердились…

Сегодня расследование уголовного дела против Кульбаченко и его подельников завершено и передано Одесской облпрокуратурой в суд. Помимо пребывающего в розыске Юрия Леонидовича, обвинения предъявлены директору совместного предприятия “Джирджис” (Ерченко Анатолию Павловичу – «УК»), коммерческому директору концерна “Приморский” и председателю правления компании “Трансшип”.

Стоит отметить, что туристическая компания “ПРИМЭКСПРЕСС” имела статус совместного с Болгарией предприятия еще во времена СССР. Затем болгарский учредитель уступил место компании, “прописанной” на Кипре. Затем появилась американская компания с аналогичным названием, «прописанная» якобы в городе Ft. Lauderdale, USA. Столь длинная бизнес-“родословная” стабильного предприятия и способствовала получению миллионных кредитов. Большинство фирм, входящих в пул “кредиторов”, были зарегистрированы по тому же адресу, что и концерн “Приморский”: Одесса, ул. Приморская, 49. И являлись соучредителями друг друга… Кстати, сейчас компанией “ПРИМЭКСПРЕСС” руководит вдова (или все-таки супруга?) «покойника» — госпожа Елена Кульбаченко.

Схема мошенничества, в которую были вовлечены остатки ЧМП, была отлична от ставшего банальным способа отторжения имущества государственной компании, когда десятки принадлежащих ей судов были сданы в аренду различным оффшорным кампаниям, после чего так и не увидели родных берегов. За оффшорками стояли “наши люди”…Летопись развала ЧМП, его тотального разворовывания отечественные и зарубежные СМИ писали, начиная с 1994 года. И лишь в конце 90-х государство озаботилось проблемами пароходства. Тогда, когда от него остались лишь название и долги. Президент Украины Леонид Кучма, выступая на Координационном совете по борьбе с коррупцией и организованной преступностью в декабре 1999-го года, печально констатировал: “Посредством разного рода темных комбинаций и махинаций, в том числе с акциями, оказались под полным контролем оффшорных компаний почти 150 судов Черноморского пароходства. Их ориентировочная рыночная стоимость примерно 560 миллионов долларов. Вот так дорожим народным добром… Требую от Кабинета министров принять неотложные и решительные меры для возобновления государственного контроля над акциями оффшорных компаний. ЧМП – это государственная судоходная компания, а не вотчина ловких и бессовестных дельцов. Куда же мы все смотрим – в Одессе и в Киеве? Государству должны быть возвращены все акции, которые используются ненадлежащим образом!”

Но было уже поздно. ЧМП на тот момент уже нуждалось не в квалифицированных и порядочных менеджерах, а в проверяющих комиссиях и грамотных следователях…

А в 2001-м, говоря об акционерной судоходной компании “Черноморское морское пароходство”, Валерий Пустовойтенко, тогда – министр транспорта Украины, “высказался за целесообразность списания ее внешнего долга (около $82 млн.) в счет государственного, “поскольку пароходство не имеет возможности рассчитаться” ( “Интерфакс”, 10.07.2001г.). Комментарии излишни…

Александра Павлова, специально для «УК»

You may also like...