Последний просмотр: стрельба в офисе Youtube

16.04.2018 08:43

Во вторник, 2 апреля 2018 года, в США произошёл очередной шутинг: в штаб-квартиру YouTube ворвалась 38-летняя Насим Агдам и открыла огонь по сотрудникам, после чего застрелилась. Уже потом выяснилось, что уроженка Ирана, переехавшая в Америку подростком, таким образом решила выразить протест против новой информационной политики видеосервиса.

Корреспондент самиздата «Батенька» в Вашингтоне Павел Соколов пообщался с родными Агдам, восстановил хронологию случившегося и рассказывает историю о том, как увлечённая фитнесом веган-активистка возмутилась падающими просмотрами своего влога и взяла в руки оружие.

«Статистика знает всё», — утверждали Ильф и Петров. Федеральное бюро расследований США собирает статистику и ежегодно публикует отчёт о количестве убийств, изнасилований, разбойных нападений, ограблений, воровства, поджогов и других преступлений. Среди прочего публикуются данные по «активным стрелка́м». По определению ФБР, активный стрелок — «личность, действующая с целью убийства людей в общественном месте». За 2000–2016 годы ФБР насчитало 220 подобных случаев. В девяти из них стрелком была женщина.

В отчёте не сказано, сколько из этих женщин были увлечёнными фитнесом видеоблогерами-веганами-защитниками-прав-животных. Вероятнее всего, случай, произошедший на прошлой неделе в штаб-квартире YouTube, в этом смысле уникален.

В воскресенье, 31 марта, родственники Насим Агдам сообщили в полицию, что женщина пропала и не выходит на связь. Около половины второго ночи во вторник полиция городка Маунтин-Вью в штате Калифорния обнаружила Насим спящей в машине на парковке торгового центра. От Манифи, пригорода Сан-Диего, где Насим проживала с родителями, до Маунтин-Вью шесть часов езды. Патрульные разбудили Агдам и разговаривали с ней минут двадцать, после чего связались с её родителями и сообщили, что с ней всё в порядке. Во время разговора Насим спокойно ответила на все вопросы полиции и сообщила, что едет в Сан-Франциско искать работу.

В Маунтин-Вью расположена штаб-квартира корпорации Google, в 2006 году купившей YouTube. Как рассказали родители Агдам, она неоднократно выражала своё недовольство информационной политикой корпорации, они даже рассказали об этом полицейским, но те попросили не волноваться и уверяли, что всё под контролем. В полиции Маунтин-Вью говорят, что родственники не предупредили их о том, что Насим способна устроить стрельбу по этому поводу.

Во вторник утром Насим отправилась на стрельбище, чтобы потренироваться. С собой у неё был Smith and Wesson 9-го калибра, зарегистрированный на её имя. Пистолет был куплен в Сан-Диего 2 января 2018 года. 16 января Насим забрала его из магазина. По законам Калифорнии, оружие можно получить не раньше чем через десять дней после покупки. Родители Насим утверждают, что не знали о существовании пистолета.

Около полудня Насим приехала к штаб-квартире YouTube в Сан-Бруно — пригороде Сан-Франциско, в 30 минутах езды от Маунтин-Вью. Бросив машину на соседней парковке, она прошла через крытый паркинг YouTube и вышла на открытую террасу перед столовой, где сотрудники YouTube обычно обедают. Первые звонки о стрельбе поступили диспетчеру 911 в 12:46. Полицейские прибыли на место через несколько минут и, помимо раненых, обнаружили саму Насим со смертельным пулевым ранением — она решила не дожидаться задержания и застрелилась.

Во время нападения были ранены трое человек. Мужчина 36 лет получил серьёзные ранения и был госпитализирован в критическом состоянии. Две женщины, 32 и 27 лет, были госпитализированы и выписаны через день. Ещё одна женщина получила повреждение лодыжки во время эвакуации из здания и от госпитализации отказалась. В четверг, 5 апреля, стало известно, что тяжелораненый сотрудник YouTube идёт на поправку и его состояние оценивается как удовлетворительное, а головной офис YouTube практически готов к тому, чтобы снова открыться для сотрудников. Территорию привели в порядок, в здании заменили выбитые стёкла.

Тем временем медиа, в том числе вашингтонский связной самиздата, продолжали выяснять детали биографии Насим. Та, как оказалось, жила с родителями. Её семья — последователи религии Бахаи, которая в Иране подвергается гонениям и дискриминации. Измаил Агдам, отец Насим, сообщил «Батеньке» в коротком телефонном разговоре, что дочь родилась в Иране, всю жизнь обожала животных, а в детстве даже запрещала уничтожать муравьёв, которые жили в доме. В США она оказалась в возрасте 16 лет, уже там открыла для себя веганство в 2009 году, которого придерживалась до самой смерти: через два дня после нападения на YouTube и самоубийства ей должно было исполниться 39 лет. В первые несколько дней родители отказывались общаться с прессой и лишь распространили заявление, в котором, в частности, говорится: «...наша семья выражает чувство предельного горя и сожаления невинным пострадавшим в штаб-квартире YouTube. Мы думаем и молимся о них и их семьях…»

Если искать причины, толкнувшие Агдам на преступление, то стоит перенестись в 2017 год и даже немного раньше. В марте прошлого года лондонская газета The Times рассказала, что YouTube показывает рекламу на каналах, уличённых в пропаганде ненависти и насилия. В качестве примера приводилась реклама L’Oreal в ролике американской неонацистской группировки. Начался массовый исход рекламодателей с платформы. От рекламы на YouTube отказывались такие гиганты, как Coca-Cola и Amazon. Кризис был настолько серьёзным, что даже получил название Adpocalypse (соединение слов ad — реклама и apocalypse — апокалипсис).

Для спасения репутации YouTube начал менять правила размещения рекламы. Был установлен минимум в 10 000 просмотров для участия канала в партнёрской программе, которая позволяет видеоблогерам зарабатывать. Кроме того, появилась классификация контента, «неблагоприятного для рекламодателей» (англ. Not Advertiser-Friendly). В список «неблагоприятных» попали такие категории, как «Трагедии и конфликты», «Щекотливые социальные вопросы», «Сенсационное и шокирующее содержание» или «Сексуально-неприличное содержание». Рекламодатели получали возможность выбирать типы контента, рядом с которым они не хотят видеть свою рекламу.

Видеоблогеры перестали спать спокойно. Многие жаловались, что YouTube не разъяснил новые правила. На серверы видеохостинга ежедневно загружается такое гигантское количество контента, что его невозможно анализировать вживую, поэтому платформа использует искусственный интеллект. Решение о «демонетизации» принимается автоматически на основании названия ролика и метаданных. В результате под раздачу попали такие невинные произведения, как, например, «Овощи, похожие на член» от соавторов под ником Vlogbrothers. Хотя правила YouTube позволяют оспорить решение искусственного интеллекта, восстановить упущенную выгоду им уже не удастся: как правило, многие ролики приносят максимум дохода в первые дни после публикации, а из-за разбирательств драгоценное время безвозвратно теряется.

В апреле и мае 2017 года доходность некоторых каналов сократилась более чем наполовину. Например, видеоблогер Philip DeFranco, который на своём канале высказывается о политике и поп-культуре и сегодня имеет больше шести миллионов подписчиков, в разгар бойкота рекламодателей потерял около 80 % прибыли. После этого DeFranco говорил, что будет искать альтернативные источники финансирования своих каналов, в том числе через краудфандинг. Adpocalypse был не первым таким кризисом. Многие видеоблогеры сообщали о потере выручки от рекламы уже в конце 2016 года. Копии сайта Насим в архиве WayBackMachine показывают, что она жаловалась на падение доходов и вселенскую несправедливость уже в декабре 2016-го.

На своём персональном сайте Насим писала, что YouTube намеренно снижает просмотры её каналов. Хотя по меркам корпорации содержание её роликов и впрямь было неоднозначным. Это эксцентричное зрелище, призванное убедить зрителя отказаться от мяса и добрачного секса и заняться фитнесом. На сайте Насим был размещён ролик со страшными кадрами жестокого обращения с животными, например сдирания кожи с живых собак. На одной из фотографий показано колесо автомобиля, якобы проткнутое гвоздём, и подпись: «Меня пытаются убить преступники-антивеганы». На другой фотографии человек с плакатом: «...YouTube продвигает тупость, дискриминацию и подавление правды…» Под фотографией подпись: «Об этом бы рассказали в новостях, если бы дело касалось гомосексуалистов и трансов, но так как ... веганство вредит большому бизнесу ... они игнорируют это!»

Сын президента США Дональд Трамп-младший даже намекнул в Twitter, что Насим состояла в организации по защите животных PETA (People for the Ethical Treatment of Animals), но зоозащитники поспешили от неё откреститься. Представитель организации рассказал Newsweek, что в 2009 году Насим участвовала в протестных акциях против использования подопытных свиней для тренировки военных медиков: «Она появилась несколько раз, но потом её телефон не отвечал, и больше мы её не видели». На сайте генерального прокурора Калифорнии можно найти документы благотворительной организации Peace Thunder («Мирный гром»), из которых следует, что единственным участником организации была Насим, никакой деятельности организация не вела и активов не имела. Вероятно, основной фронт борьбы она всё же видела в интернете.

Насим публиковала ролики на фарси, турецком и английском языках. В одном из них, отвечая на вопрос в комментариях о её психическом здоровье, Насим говорит, что абсолютно здорова, но живёт в мире, который сошёл с ума. На своём сайте Насим сообщала посетителям, что диктатура существует повсеместно, но в так называемых свободных странах диктаторы скрывают правду, манипулируют наукой, уничтожают семейные ценности и пропагандируют «сексуальное вырождение». В одном из роликов Насим появляется в платье с глубоким декольте, начинает раздеваться и обнажает накладной бюст внушительного размера. После этого призывает зрителей: «Не верьте глазам своим!»

Нападение на штаб-квартиру YouTube немного подогрело давно идущие споры по поводу свободного оборота огнестрельного оружия в США. Баталии на этой почве только начали было затихать после предыдущей трагедии, встряхнувшей всю страну: расстрела учеников школы Марджори Стоунмэн Дуглас во Флориде. Тогда погибли четырнадцать школьников и трое взрослых. Стрелявший, бывший ученик школы, бросил на месте полуавтоматическую винтовку AR-15 и вышел из здания, смешавшись с толпой. Полиция арестовала его лишь час спустя.

Февральская трагедия во Флориде всколыхнула небывалую волну протестов с участием учеников американских школ. В Вашингтоне и многих крупных городах прошли демонстрации с требованиями ужесточения контроля за оборотом оружия и запрета продажи полуавтоматических винтовок. С другой стороны, любители оружия организовали немногочисленные митинги в защиту второй поправки конституции, которая запрещает федеральному правительству ограничивать право граждан на владение оружием.

После нападения на YouTube некоторые пользователи соцсетей ёрничали, что либеральная пресса мало освещает происшествие из-за того, что нападение совершила женщина-веган, но вскоре эти дискуссии сошли на нет.

Автор: Павел Соколов; «Батенька»