Как контролируют скорость движения автомобилей и наказывают за ее превышение за рубежом

Трагическая «черная пятница» на прошлой неделе и продолжение череды смертей на дорогах и улицах снова и снова заставляют задуматься: где и что у нас не так? Может, штрафы маленькие? Или суды над нарушителями Правил дорожного движения – сплошь продажные?

Статистика подсказывает, что по числу ДТП Украина – не самая худшая в Европе, отмечает Укринформ. Но смертельных случаев у нас гораздо больше. Эксперты видят причину в массовых фактах превышения скорости.

Патрули в засаде: отобрали права – и на нары

Если бы все те наезды на пешеходов, которые произошли за последние несколько дней, произошли на скорости 20 км/ч, все были бы живы.

Как борются с превышением скорости автомобилистами в других странах мира? Об этом рассказывают   зарубежные корреспонденты агентства.

СТРАНЫ БАЛТИИ

Скоростной режим в Литве, Латвии и Эстонии почти идентичен. В пределах населенных пунктов для автомобилей и мотоциклов предусмотрено ограничение скорости 50 км/час. В жилой зоне максимально разрешенная скорость – 20 км/час. Вне населенного пункта – 90 км/час. Большие различия – с разрешенной скоростью на автомагистрали. В Латвии и Эстонии – это 100-110 км/ч для автомобилей и мотоциклов, в Литве разрешается больше – 120-130 км/час.

Для всех трех странах характерны сезонные изменения. В холодное полугодие с его более сложными условиями (дожди, снег, гололед) уровень разрешенной скорости в Латвии и Эстонии снижается до 90 км/ч, в Литве, в зависимости от качества покрытия, это 90 км/ч (асфальтированные и бетонные дороги), 110 км/ч (автомагистрали и скоростные автодороги). Разовые изменения скоростного режима также возможны в случае несезонных природных катаклизмов.

А вот шкала штрафов за нарушение разрешенной скорости в Литве, Латвии и Эстонии сильно отличается. Наиболее сложная и дифференцированная система существует в Латвии. Здесь есть принципиальная разница взыскиваемой суммы в зависимости от того, где произошло нарушение – в населенном пункте или за его пределами. В населенном пункте штраф в полтора-два раза больше. Что вполне логично, поскольку в более густонаселенном месте нарушения правил движения опаснее, оно повышает риск для здоровья и жителей.

За небольшое превышение скорости предусмотрено только предупреждение. За нарушение скоростного режима на 11-20 км/ч в населенном пункте – штраф 40 евро (за пределами – 20 евро); 21-30 км/ч – 80 евро (40); 31-40 км/ч – 160 евро (80); 41-50 км/ч – 240-320 евро (160-220); 51-60 км/ч – 360-460 (240-320), больше 60 км/ч – 540-680 евро (36-480). В случае превышении скорости более чем на 50 км/ч, кроме штрафа, возможно еще лишение прав сроком на 3-6 месяцев. Штрафы для автомобилей с прицепом в Латвии больше в 1,7-2 раза.

Еще одна важная особенность – в Латвийской Республике платить штрафы сотруднику полиции на месте нарушения запрещено. Они уплачиваются позднее – в 30-дневный срок.

В Литве платить штраф можно как полицейскому, так и через банк. Штрафы здесь в среднем чуть меньше, чем в Латвии. А их шкала в Литве намного проще, она менее дифференцирована от различных обстоятельств и зависит лишь от того, насколько превышена скорость. Если на 11-20 км/ч – штраф 12-30 евро; 21-30 км/ч – 30-90 евро; 31-40 км/ч – 120-170 евро; 41-50 км/ч – 170-230 евро; более 50 км/ч – 450-550 евро и лишение прав сроком на 1-6 месяцев.

Еще более простая и однозначная система взимания штрафов – в Эстонии. При этом штрафы, сами по себе, здесь крупнейшие в Балтии (как, впрочем, и средняя зарплата в этой стране). Превышение скорости до 20 км/ч – 120 евро; 21-40 км/ч – 400 евро; 41-60 км/ч – 800 евро; более 60 км/ч – 1200 евро. За большое превышение скорости также предусмотрено дополнительное наказание лишением прав сроком на 1-12 месяцев. Оно назначается в Эстонии судом (или учреждением, ведущим производство во внесудебном порядке).

МОЛДОВА

Максимально допустимая скорость в городах и селах Молдовы – 50 км/час. Нарушение этого режима карается штрафами и штрафными баллами. Например, превышение скорости всего на 20 км карается штрафом в 50 евро и четырьмя или пятью штрафными баллами. В случае, если водитель оплачивает штраф в течение трех рабочих дней, то сумма уменьшается вдвое, однако штрафные баллы остаются в «личной копилке». Если водитель «собрал в свою копилку» 15 штрафных баллов, то при следующем нарушении ему грозит временное лишение водительских прав – до погашения баллов, которые автоматически погашаются по истечению шести месяцев.

Фото: lifehack.mdФото: lifehack.md

С недавних пор в Молдове дорожных инспекторов лишили права останавливать транспортные средства без веских оснований, то есть только за превышение скоростного режима и нарушение правил дорожного движения.

В большинстве населенных пунктов страны установлены камеры видеонаблюдения, фиксирующие нарушения. Остановка автотранспорта и проверка водителей допускаются только в дни проведения спецопераций, или во время спецрейда – так называемых «Белых ночей», когда полицейские проверяют водителей на предмет употребления спиртных напитков. При проведении последнего спецрейда сотрудники ГП задержали более 50 водителей, которым «закон – не закон».

БОЛГАРИЯ

В Болгарии в населенных пунктах максимально допустимая скорость – также 50 км/час. Наказания, на первый взгляд, более мягкие, чем в других странах. Например, за превышение скорости на 10 км штраф составляет всего 10 евро. Однако, за повторное нарушение сумма штрафа удваивается, а за превышение скорости на 40-50 км в населенных пунктах суммы штрафов начинают серьезно «бить по карманам» – от 200 до 300 евро. При систематическом нарушении правил дорожного движения эти суммы, естественно, удваиваются, а водителей на полгода лишают водительских прав. Кроме этого, применяются также и штрафные баллы.

РУМЫНИЯ

В Румынии в населенных пунктах ограничение скорости может быть разным: есть населенные пункты с максимально разрешенной скоростью в 50 км/ч, а в отдельных населенных пунктах оно может составлять, например, 30 км. При этом, есть и деревни, и города, где разрешено двигаться со скоростью в 80 км/час.

Фото: http://gagauznews.md/Фото: http://gagauznews.md

Обновленный в 2018 году дорожный кодекс Румынии выглядит по-другому в плане денежных штрафов. Если водитель превысил скорость на 10-20 км/ч, то штраф составит от 50 до 160 евро (плюс 2 штрафных балла), но если скорость превышена на 50 км/ч, то сумма штрафа составит уже от 200 до 500 евро (в зависимости от частоты нарушений) плюс лишение водительских прав сроком на 6 месяцев.

Однако, у водителей скоро может появиться преимущество. Румынские парламентарии подготовили законопроект, согласно которому скрытые полицейские радары могут исчезнуть с румынских автодорог. Против них выступают сами представители Дорожной полиции, которые обратились к водителям с призывом: «Не покупайте дорогие антирадарные системы: лучший способ бороться с полицейскими радарами – просто соблюдать скоростной режим».

Действуют в Румынии и некоторые послабления для нарушителей: если штраф оплачивается в течение двух суток, то сумма, соответственно, уменьшается наполовину. Но большинство ДТП в Румынии происходят именно из-за превышения скоростного режима на опасных участках дорог.

При этом, в Румынии, Болгарии и Молдове установка антирадарной системы – очень дорогое удовольствие, поэтому водители не «злоупотребляют» этой «страховкой» от полиции.

ГРЕЦИЯ

А в Греции за использование антирадара штраф может достигать двух тысяч евро с изъятием (сроком на 30 дней) водительского удостоверения, технического паспорта и регистрационных знаков. Изъятие документов на автомобили грозит водителям и за нарушение скоростного режима.

В населенных пунктах ограничение скорости – 50 км/ч, а вне их – не более 90 км за исключением автобанов, где разрешена скорость до 110 км.

Штрафы за превышение скорости впечатляют – от 40 евро (за превышение скорости на 20 км) до 350 евро (превышение скорости более, чем на 30 км). Кстати, такая же сумма штрафа в 350 евро грозит тем, кто не остановится на знак «Стоп» или выбросит за окно во время движения сигарету.

СТРАНЫ БЫВШЕЙ ЮГОСЛАВИИ

Ограничение скорости во всех шести бывших югославских республиках – Сербии, Хорватии, Боснии и Герцеговине, Словении, Черногории и Македонии – практически идентичны. Как правило, во всех этих странах скорость движения в пределах населенных пунктов ограничивается в 50 км/ч, за пределами населенных пунктов – в 80-90 км/ч, на дорогах для автомобилей – в 100-110 км/ч, а на автомагистралях – в 120-130 км/час. Наибольшие ограничения скорости – в Сербии.

Но штрафы за превышение режима скорости, особенно на территории населенных пунктов – разные, хотя в целом заметно выше, чем в Украине. Причем размеры штрафов за подобные нарушения правил дорожного движения были существенно увеличены сравнительно недавно – за последние 10-15 лет.

Превышение скоростного режима карается, как правило, денежными штрафами, размер которых зависят от того, насколько была превышена максимально допустимая скорость.

Особенно интересна система наказаний в Хорватии – стране-члене ЕС. Так, в зависимости от того, насколько водитель превысил ограничение скорости движения, он должен заплатить штраф от 40 до 2025 евро. Но кроме этого, за превышение скорости в населенном пункте более чем на 50 км/ч от максимально допустимой водитель может получить 60 суток заключения. В Хорватии действует и система «отрицательных баллов»: за каждое нарушение скорости нарушитель получает соответствующее их количество и при достижении критической цифры у него могут на законном основании изъять водительские права.

ПОЛЬША

В Польше действуют ограничения на скорость движения легковых автомобилей весом до 3,5 тонны в населенных пунктах в зависимости от времени суток: днем (от 05:00 до 23:00) скорость не должна превышать 50 км/час, ночью (с 23:00 до 05:00) ее можно повысить еще на 10 км/час. Впрочем, это правило не действует в жилых зонах, обозначенных специальным знаком, где действуют строгие ограничения: днем и ночью – до 20 км/час. За пределами населенных пунктов на обычных дорогах Польши скорость движения легкового автотранспорта не должна превышать 90 км/ч, на скоростных дорогах с двумя полосами движения в одну сторону – до 120 км/ч, а на автомагистралях – до 140 км/час.

Превышая скорости уже на 10 км/ч, водитель в Польше должен учитывать, что его кошелек может полегчать на 50 злотых (350 грн), за превышение скорости на 21-30 км/ч – на сумму от 100 до 200 злотых (700-1400 грн), а на более 51 км/ч – на 400-500 злотых (2,8-3,5 тыс. грн).

За превышением скорости на автодорогах Польши следит дорожная полиция, в частности и мобильные полицейские патрули на специальных автомобилях без опознавательных знаков полиции, а также фоторадары. При задержания за превышение скорости, дорожная полиция на месте выписывает штраф, который нужно оплатить в течение двух недель. Если водитель этого не сделает, то его дело автоматически передается в суд, где он может рассчитывать на еще больший штраф или направление на принудительные общественные работы.

В случае, если превышение зафиксировал фоторадар, то после получения письмом соответствующей документации о нарушении (фотофиксация нарушения, где четко должен быть виден номер автомобиля и голографический знак на лобовом стекле, а также указание – когда и где произошло превышение и что за это грозит) лицо должно сначала ответным письмом подтвердить, кто в момент нарушения был за рулем автомобиля. После этого, другим письмом водителю сообщается сумма штрафа и на какой счет он должен ее перевести. Кроме штрафа, на водителя начисляются штрафные пункты: если в течение года их наберется 21 и больше, то водителя могут лишить права на вождение.

В прошлом году в Польше произошло более 32 тыс. ДТП, в которых погибли 2,8 тыс. лиц. Это самый низкий показатель смертности на дорогах за последние 20 лет. Не менее 25% ДТП произошло из-за превышения скорости.

США

В Соединенных Штатах существует несколько видов автомобильных дорог, которые имеют свои ограничения по скорости. В каждом штате действуют собственные правила дорожного движения, однако в основном у них одинаковые регулятивные нормы. Например, в жилых кварталах, а также в школьных зонах и бизнес-кварталах в населенных пунктах устанавливаются знаки до 25 миль/ч (40 км/ч). Следующая категория – нескоростные дороги, где можно ездить не более 35 миль/ч (56 км/ч). Большинство их находятся в городских зонах, где есть две-три полосы движения в каждом направлении.

Кроме того, существуют так называемые "хайвеи", пролегающие через населенные пункты, конгломераты и между ними, где скорость существенно больше. Такие дороги не имеют перекрестков, тротуаров и наземных пешеходных переходов и оборудованы ограждениями против диких животных. Максимально допустимая скорость на них составляет в целом до 55 миль/ч (82,5 км/ч). Самые скоростные в США "интерстейты", то есть трассы между штатами, имеющие статус федерального значения. В большинстве штатов на них устанавливаются знаки 55-70 миль/ч (112 км/ч). В некоторых штатах, таких как Техас, максимально разрешенная скорость достигает 85 миль/ч (136 км/ч).

В США, как и в Украине, существует так называемая норма "лояльных нарушений", когда полиция не останавливает за незначительное превышение. По стране такая "норма" составляет 5-10 миль/ч (8-16 км/ч). Однако, например, в жилых кварталах, где стоит ограничение 25 миль/ч (40 км/ч) можно получить штраф за превышение даже на одну милю (1,6 км). Кроме того, если на любой трассе превысить максимальное ограничение на 20 миль/ч (32 км/ч), это будет считаться "опасным нарушением", что может повлечь за собой, в том числе, задержание.

Фиксация нарушений скорости движения происходит как с помощью фотокамер и "писем счастья", так и патрульными полицейскими машинами и мотоциклами, а также с вертолетов. Причем, помимо денежного наказания (речь идет о штрафе от одной до нескольких сотен долларов), в электронной базе данных на водителя вычитаются также баллы "безопасного вождения". За два-три серьезных нарушения в течение непродолжительного срока могут лишить прав и отправить на курсы безопасного вождения. Кроме того, если происходит нарушение в школьной зоне или на участке, где проходят дорожные работы, сумма штрафа удваивается.

КАНАДА

В Канаде правила дорожного движения относятся к компетенции провинций и территорий, поэтому универсальных ПДД в стране не существует. Ограничения скорости устанавливаются федеральной, провинциальной или местной властями, по принадлежности конкретной дороги. Эти правила также могут меняться в зависимости от местного рельефа или особенностей расселения. Все же на большинстве территории страны максимальная разрешенная скорость движения в населенных пунктах составляет 50 км/ч, а вне их – 80 км\час. В то же время, на автобанах, где отсутствуют наземные пешеходные переходы, но есть как минимум две полосы движения в каждую сторону, разделение посередине, широкая обочина, защита от диких животных и освещение на перекрестках, разрешенная скорость движения может достигать 100-110 км/ч, а в тихоокеанской провинции Британская Колумбия – 120 км/час. Это – наивысшая скорость, разрешенная колесному транспорту в стране.

Канадцы особенно обеспокоены безопасностью детей на дорогах, поэтому в школьных зонах ограничения скорости обычно устанавливается на уровне 30-40 км/ч, а за ненадлежащее опережение школьного автобуса можно потерять надолго не только права, но и сам автомобиль, который может быть временно конфискован.

Особые ограничения скорости часто действуют и в зонах, где проводятся ремонтные работы. Кроме этого, любое нарушение ПДД на таком отрезке наказывается вдвое высшим штрафом.

Как и с правилами дорожного движения, наказания за их невыполнение устанавливают тоже провинции и территории. К примеру, в наиболее населенной канадской провинции Онтарио официально наказание начинается с превышения в 10 км/ч и составляет $40, хотя обычно полиция не обращает внимание на превышение до 19 км/час. Превышение на 20 км/ч уже будет стоить “гонщику” $95, на 30 км/ч – $220, 40 км/ч – $295, а 49 км/ч – $359.

Однако, значительно больше финансовое наказание на нарушителя накладывает страховая компания, которая может существенно повысить его обязательные выплаты, если решит, что его манера вождения опасна.

Также каждое нарушение ПДД в Канаде ведет к начислению “штрафных баллов”, при накоплении которых водителя сначала пригласят на собеседование, а потом и вообще могут лишить права водить транспортное средство и заставить платно пересдавать экзамены в автошколе.

Фиксации нарушений осуществляются как в ручном режиме инспекторами, так и в автоматическом – камерами. Имеющаяся у патрульных техника позволяет точно считывать скорость при движения, поэтому много штрафов оформляются так называемыми “призрачными полицейскими”, которые двигаются в общем автомобильном потоке и не имеют опознавательных знаков, пока не включают проблесковые сигналы. Некоторые дороги патрулируются с воздуха.

АВСТРАЛИЯ

Австралия – федеративное государство, поэтому в каждом ее штате или территории правила дорожного движения и ограничения скорости имеют определенные отличия, однако в целом они похожи – регуляторы придерживаются одинаковых тенденций.

В большинстве штатов общие ограничения скорости (то есть если иное не установлено соответствующими знаками) на автодорогах такие: в населенных пунктах – 50 км, вне их – 100, на автомагистралях – 110.

На практике же на большинстве городских улиц ограничение скорости составляет 60 км/ч – об этом сообщают соответствующие знаки. На маленьких улочках скоростное ограничение не указано, что означает ограничение на отметке 50. Порой на совсем узких улочках ограничивают до 40 или даже до 30 км/ч, что на самом деле целесообразно. Такие же ограничения могут быть в местах с высокой пешеходной активностью. Кроме того, везде есть временные ограничения скорости в школьных зонах, которые, как правило, составляют 40 км/ч и действуют в школьные дни с 8 до 9:30 утра и с 14:30 до 16:00.

Городские транспортные артерии чаще всего имеют ограничение 80 км/ч, при въезде в городскую застройку меняется на 60 км/час.

На автомагистралях – хотя общее ограничение скорости составляет 110 км/ч, часто встречаются ограничения до 100 или 80 км/час. Это, прежде всего, обусловлено высокой активностью диких животных (в основном, кенгуру и вомбатов), которые могут пересекать дорогу в этих зонах, и столкновение с которыми на высокой скорости может привести к плачевным последствиям.

Исключение – Северная территория, где есть отрезок автомагистрали с ограничением скорости до 130 км/час. Это дорога с ненасыщенным трафиком, расположенная в пустынной местности и известная тем, что периодически власть или устанавливает там определенное скоростное ограничение или полностью отменяет его (как на некоторых немецких автобанах).

Важно также отметить, что скоростные магистрали, как правило, прокладываются в обход населенных пунктов. Если все же по каким-то причинам этого сделано не было, то такие отрезки ограждают путем сооружения двухуровневых перекрестков, надземных или подземных пешеходных переходов и оборудуют защитными и шумопонижающими экранами.

За нарушение установленных ограничений скорости предусмотрены серьезные штрафные санкции. Опять же – в разных штатах размер штрафа за определенное нарушение может иметь ощутимые различия. Так, денежное взыскание за превышение скорости до 40 км/ч может составлять от 500 до 2200 долларов. В выходные и праздничные дни санкции удваиваются (как сумма штрафа, так и штрафные баллы). В случае, когда нет возможности установить личность водителя-нарушителя, которому должны быть начислены штрафные баллы (например, автомобиль принадлежит организации, а фото нечеткое и не дает такой возможности) сумма штрафа также возрастает в несколько раз и может достигать нескольких тысяч долларов даже за незначительное нарушение скоростного режима на несколько километров. Также сумма штрафа может значительно увеличиться, если водитель-нарушитель будет спорить с полицией и доказывать свою правоту.

Некоторые виды штрафов можно оплатить сразу на месте – полицейским, но только кредитной карточкой, а не наличными.

Кроме денежного взыскания, за грубые нарушения в Австралии начисляют баллы, после достижения критического уровня которых водительское удостоверение нарушителя аннулируется. За три года водитель не должен набрать более 12 баллов. В частности за некоторые виды нарушений можно сразу получить 6 баллов – именно столько баллов начислят водителю, превысившему скорость более чем на 45 км/час. Если превышение скорости составило менее 15 км/ч, то за такое нарушение начисляют 1 балл.

Контроль скоростного режима на дорогах осуществляется с помощью радаров, о наличии которых водителей оповещают специальные знаки, установленные за километр до места расположения радара. Также рядом со многими светофорами установлены фоторадары, способные фиксировать как превышение скорости, так и нарушителей, проезжающих на запрещенный сигнал.

Интересная особенность в том, что часто местная дорожная полиция патрулирует улицы на обычных автомобилях, не имеющих никаких опознавательных знаков – то есть, патруль может находиться в любом из соседних с вами “гражданских” автомобилей

Авторы: Олег Кудрин, Зинаида Гурская, Анатолий Демещук, Юрий Банахевич, Ярослав Довгопол, Максим Наливайко, Иван Юсипюк; Укринформ

You may also like...