Национальный превентивный механизм и места несвободы

Для предупреждения пыток в закрытых учреждениях в Украине уже пять лет работает Национальный превентивный механизм (НПМ) . Участники его пользуются термином «места несвободы», к которым относятся не только тюрьмы, СИЗО и гериатрические заведения. Это понятие значительно шире, чем «места лишения свободы». Места несвободы – это все заведения, где человек находится под полным контролем государства и не может его покинуть по собственному желанию.

Проблемы не пропадают

Количество мест несвободы в стране постепенно уменьшается: от 6000 в 2012 году, когда начал работать НПМ – до 4528 в 2017-м. И это не только тюрьмы, СИЗО, изоляторы временного содержания – а психиатрические учреждения, детские дома-интернаты, пансионаты для пожилых людей и людей с инвалидностью, пункты временного размещения беженцев, социально-реабилитационные центры, военные части, даже транзитная зона в аэропортах.

Все это – места, где человек находится под полным контролем государства и не может его покинуть по собственному желанию.

В закрытых заведениях почти постоянно находится около миллиона украинскцев. Именно за соблюдением их прав и условиями содержания в местах несвободы следят представители Национального превентивного механизма.

В закрытых заведениях почти постоянно находится около миллиона украинцев. На фотографии Киевская городская туберкулезная больница №2

В Украине национальный превентивный механизм (НПМ) должен был заработать еще в 2006 году, когда страна ратифицировала Факультативный протокол к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Однако реальная независимая система посещения мест несвободы и мониторинга прав человека была создана лишь в 2012-м.

За 5 лет НПМ промониторил более 1000 мест несвободы: то есть каждое пятое закрытое заведение в стране. К Международному дню в поддержку жертв пыток правозащитники обнародовали специальный доклад – "Мониторинг мест несвободы" за 2016 . В докладе отражены результаты 284 визитов в места несвободы, осуществленных в течение прошлого года.

 Барабойський психоневрологический дом-интернат (Одесская область)

"Конечно, у нас еще впереди много работы. За эти годы мы увидели и обнаружили системные проблемы. НПМ открыл дверь и показал миру, что происходит в местах несвободы. Были и положительные изменения, но м  считаем, что их недостаточно. Мы хотим, чтобы плохое обращение, пытки, плохие условия не существовали в этих местах ", – говорит Председатель правления Центра информации о правах человека, монитор НПМ Татьяна Печончик .

По словам правозащитников, типичными проблемами в местах несвободы, по-прежнему остаются:

– нарушение прав взятых под стражу, 
– процесс доставки людей из СИЗО в суд; 
– средства принудительной изоляции и физического ограничения пациентов с психическими заболеваниями.

Во многих заведениях мониторы НПМ так же находят антисанитарию, отсутствие доступа к свежему воздуху и питьевой воде, видят ненадлежащее питание и медикаментозное обеспечение, необоснованно строгий пропускной режим, есть проблемы с использованием личных средств подопечных.

Во многих заведениях мониторы НПМ находят антисанитарию и отсутствие доступа элементарных вещей. На фотографии Киевская городская туберкулезная больница №2

Во время мониторинговых визитов в течение 2016 года в интернатных учреждениях были выявлены случаи жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с подопечными.

"Для каждого типа мест несвободы есть своя определенная категория нарушений. Если это, например, социальная сфера – здесь часто нарушаются права людей с инвалидностью. Если говорить о интернатных учреждениях, значительной проблемой почти везде есть учет использования личных средств людей, которые там находятся. Те 25%, которые человек может использовать на собственные нужды, могут накапливаться на собственных счетах и не использоваться, или наоборот, используются персоналом без фиксации ", – рассказывает руководитель Департамента НПМ Секретариата Уполномоченного ВРУ по правам человека Екатерина Чумак.

Больше всего мест несвободы среди ведомств – в составе Национальной полиции Украины.

Ирпенский городской суд Киевской области

В ведомстве существуют как официальные места несвободы, специально оборудованные, так неофициальные – например, кабинеты оперативных работников и следователей, комнаты для проведения допросов, в которых людей могут удерживать против их воли.

"Мы убеждены в том, что каждая гривна, вложенная в превенцию пыток, преступления, работает гораздо эффективнее, чем гривна, вложения в ликвидацию последствий. Именно от этого отталкивается вся наша деятельность. Однако я не могу лично сказать, что в мышлении, например, Нацполиции произошел тектонический слом в решении этих проблем и они в полной мере понимают, что пытки или ненадлежащее поведение является недопустимым.Абсолютный запрет пыток ко многим еще не дошел", – говорит руководитель отдела мониторинга правоохранительных органов департамента по вопросам реализации НПМ секретариата омбудсмена Евгений Леванцов.

При этом, добавляет он, есть и изменения после мониторинговых визитов. Так, в 2016-м году в результате проведенной в апреле-сентябре мини-кампании "Клетки в метро" удалось добиться ликвидации незаконных мест несвободы, выявленных в ходе мониторинга Киевского метрополитена.

Изолятор тимчасовго содержания на станции Киев-Пассажирский

Векторы работы

По словам Татьяны Печончик, сейчас в НПМ определились с основными векторами, над которыми будут работать в ближайшее время.

Первым вектором является работа с местами несвободы, несущие повышенный риск здоровью жизни и безопасности людей. Таких мест несвободы правозащитники выделяют четыре типа:

1) связанные с этапированием и конвоированием (автозаки, вагонзакы). Как показал мониторинг, который проводил НПМ, здесь существует риск наиболее грубого ограничения прав людей.

2) Места несвободы в зоне АТО. "В этих заведениях люди – заложники системы в квадрате: они не только в местах несвободы, но и непосредственно у боевых действий, попадающих под обстрелы. Мы много были в таких местах, обращали внимание особенно на меры безопасности, места эвакуации", – говорит правозащитница .

3) Частные места несвободы. Сюда пока не могут попасть мониторы НПМ, так как мандат распространяется только на государственные места несвободы. Однако в последнее время увеличивается количество сообщений о нарушениях прав человека в частных хосписах, реабилитационных центрах. Но попасть туда общественность и представители омбудсмена могут только после изменения законодательства.

4) Незаконные места несвободы. Как говорят правозащитники, сюда относятся, например, так называемые "тайные тюрьмы СБУ», из-за которых в мае 2016 Подкомитет ООН по предупреждению пыток (ППК) приостановил свой визит в Украину после того, как им якобы отказали в доступе к местам, где по их подозрению, работники Службы безопасности Украины лишают свободы и пытают задержанных.

Кроме того, НПМ сосредоточится на совершенствовании механизма реагирования на факты пыток. В частности, речь идет о фиксировании пыток. И для этого есть уже действующий механизм – Стамбульский протокол .

 

Третье направление, над которым сосредоточится НПМ, – это здравоохранение в местах несвободы.

"НПМ должен существовать хотя бы для тех людей, которые не могут себя самостоятельно защитить, которые никому не жалуются. Мы, как мониторы, единственные люди, которые могут требовать у органов исполнительной власти создание таких условий проживания людей, которые не унижали бы человеческого достоинства. Мы привлекаем внимание к "ненужным" людям в местах несвободы ", – резюмирует Екатерина Чумак.

Правозащитники уверены: НПМ надо укреплять как независимую систему.

По словам Чумак, в Минюст уже подали проект изменений, которые нужно ввести в закон о омбудсмене в части усиления способности НПМ (например, возможность предоставления сотрудникам НПМ предписаний, которые являются обязательными для выполнения, и рекомендаций; расширенной возможности фото- и видеофиксации и другие).

О том, что НПМ  не имеет достаточных ресурсов для полного выполнения возложенных на него функций, обратил внимание и Подкомитет ООН по предупреждению пыток. После визита в Украину подкомитет посоветовал украинской власти выделять средства на развитие Национального превентивного механизма отдельной строкой в национальном годовом бюджете.

Автор: Татьяна Курманова, УП.Життя

You may also like...