Тендер в Украине, как высшее искусство … воровства?

Служба безопасности Украины официально уведомила Министерство экономики, что мнение Тендерной палаты о монопольном и исключительном положении ООО «Европейское консалтинговое агентство» на рынке объявлений о тендерах не соответствует законности. Однако Тендерная палата тут же ответила контрразведчикам жестким открытым письмом, обвинив СБУ в некомпетентности и заангажированности. О причинах наглой самоуверенности руководителей Тендерной палаты – наш рассказ. Методов и схем воровства государственных денег великое множество. Причина тому – отсутствие собственника. Ярко выраженного, обособленного и заинтересованного в эффективном использовании своего имущества.

Воруй сам, иначе украдут другие – этот, ставший классическим, принцип детально описан в отечественной литературе со времен Салтыкова-Щедрина и Гоголя. Литературная классика описывает едва ли не единичный случай бдения государственных интересов, как своих собственных – в лице царя Петра Первого, который мог забить палкой до смерти чиновника, распорядившегося в свою пользу казенными деньгами.

Старая, как мир, схема «откатов» («теневого», «чемоданного» вознаграждения должностному лицу государственного предприятия за заключение договора на покупку чего-либо за государственный счет; разумеется, втридорога) – как метастазы, распространила свое влияние на общество. Объемы «откатов» составляют едва ли не львиную долю «теневой экономики». До половины средств, которые перечисляются государственными предприятиями за покупаемую продукцию (работы и услуги), возвращаются высшим должностным лицам последних в конвертах, пакетах и чемоданах.

Государство пыталось бороться (или имитировать борьбу) с «откатами». В частности, был предложен механизм проведения тендеров – публичных торгов. При которых решение о заключении контракта принимается тендерной комиссией предприятия, а выбор поставщиков проводится после публичного отбора кандидатов среди нескольких допущенных к участию в тендере. Предполагалось, что при нескольких альтернативных поставщиках товаров (работ, услуг), тендерный комитет обязан избрать того, кто предложит минимальную цену при всех остальных равных условиях.

То есть, при наличии «откатного» момента у одного поставщика, его продукция стоила бы, допустим, 100 единиц, а у «честного» поставщика, стоимость товара без «отката» составляла бы 50 единиц. Предполагалось, что эта система полностью приведет к исчезновению «откатных» поставщиков, уменьшению закупочных цен, устранению иных негативных обстоятельств.

Гладко было на бумаге… Не успели изменения в законодательство вступить в силу, как были разработаны десятки методов и схем легального ухода от механизмов тендеров.

Например, в ряде случаев в тендерах побеждал поставщик, который предлагал оборудование по сверхнизким ценам, оставляя далеко позади всех конкурентов. Будучи названным победителем и получив предоплату за товар, такой поставщик исчезал: ни товара, ни денег. Участники тендерного комитета со стороны покупателя только руками разводили: «мы делали все по правилам, кто же мог подумать…»

Второй метод (более продвинутый) заключался в том, что победитель тендера существовал в наличии, но товар поставлял по явно демпинговым ценам, откровенно себе во вред. Остальные участники тендера не могли составить конкуренцию, продавая товар ниже себестоимости, и победителями торгов, естественно, не становились. Однако, последующие условия тендеров по покупке товаров этой же категории были выписаны таким образом, что победителем тендера должен становиться поставщик, который был избран раньше, и к нему не было претензий в период сотрудничества. И пусть теперь он продает свои товары втридорога – он же «проверенный, надежный поставщик».

Корень проблемы в том, что разработка тендерных условий, как и прежде, осталась в руках покупателя товаров, работ и услуг. Поэтому сам формирует предполагаемый круг участников, еще на стадии формулирования тендерных условий отсеивая «чужаков». Критериев и способов – масса. Описанный выше прием с «особыми» тендерными условиями – тому пример.

Не редкость, когда при проведении тендеров оказывается, что покупатель на тендерных условиях желает купить вагон каких-нибудь заглушек при условии, что продавец имеет (к примеру):

опыт работы на рынке заглушек не менее десяти лет;

отсутствие задолженности по налогам и сборам;

несменяемого на протяжении пяти лет руководителя с высшим образованием исключительно КПИ;

письменные позитивные рекомендации не менее трех лиц, ранее имевших деловые контакты с покупателем;

владеет сертификатом качества на изделия, выданные каким-нибудь «Четвертым межотраслевым НИИ заглушек имени Андропова»;

договор страхования со страховой компанией «Заглушкастрах» …

А также ряд других аналогичных требований, которые, к тому же, никак не влияют на качество товара и его цену. «Совершенно случайно» оказывается, что всем вышеперечисленным условиям, которые удовлетворяют принципиальный тендерный комитет, отвечает лишь один поставщик. Который автоматически становится единственным участником тендера и его победителем. Остальные два десятка потенциальных поставщиков требуемых заглушек даже не допускаются к участию в тендере. И никого не волнует, что те же заглушки могли быть поставлены быстрее и дешевле втрое.

Казнокрадам гораздо проще «мутить копейку» задолго до проведения тендеров – на стадии формулирования конкурсных требований и «подгонки» их под свои шкурные нужды. Этот механизм изощренного воровства казенных денег сегодня открыто реализуется в Украине – на государственном уровне.

В Украине с 2000 года действует Закон «О закупке товаров, работ, услуг за государственные средства» (далее по тексту – «Закон о закупках»). Последние изменения в данный Закон были внесены 15 декабря 2005 года, и вступили в действие 17 марта года нынешнего. Текст Закона доступен на официальном сайте Верховной Рады . Рассмотрим эти изменения.

Согласно обновленному Закону о закупках, для факта действительности процедуры тендерных торгов необходимо, чтобы первоначально объявление о тендере было размещено в сети Интернет на портале, который отвечает ряду требований (ст. 4-1, 4-2 «Закона о закупках»). Отсутствие размещения объявления о торгах в Интернете влечет недействительность торгов со всеми последствиями (включая обвинения в нецелевом использовании бюджетных средств и превышении полномочий) – ст. 34 «Закона о закупках». То есть, публикация о публичных торгах в Интернете является обязательной. Без доказательств ее размещения даже банки, обслуживающие покупателя, имеют право воспрепятствовать проведению платежей – если, проверяя платежные документы, установят, что публикация места не имела.

Где же найти сайты, которые могут быть использованы для размещения объявлений? Может ли таким сайтом быть, скажем «Украина криминальная» – чем наш ресурс хуже других? Ст. 4-1, 4-2 «Закона о закупках» устанавливает ряд требований к сайту, одно из которых – возможность осуществлять закупки в режиме «онлайн» с использованием промышленно применимых технических решений, автоматическим осуществлением процедуры закупок, что подтверждается соответствующими охранными документами (!)

Здесь читателям будет интересно ознакомится с заключением Тендерной палаты Украины № в-48/03 от 17 марта нынешнего года, которое детально толкует положения «Закона о закупках» и принятые изменения. Оказывается, охранные документы – не что иное, как патенты, выданные на основании законодательства о защите прав на изобретения и полезные модели. То есть, требуемые согласно «Закона о закупках» для уполномоченных сайтов технические решения должны быть защищены патентами.

Однако, патент – охранный документ, имеющий уникальный характер, То есть право использования изобретения (полезной модели) имеет лишь субъект, владеющий патентом на это изобретение. «Совершенно случайно» оказалось, что на момент принятия изменений в Закон от 15.12.2005г. (которые вступили в силу 17.03.2006г) целых пять (!) патентов на технические решения, требуемые по Закону для уполномоченного публиковать тендерную документацию информационного ресурса в сети Интернет еще в 2004 году были выданы одному субъекту – ООО «Европейское консалтинговое агентство» (код 31172276 01042, г. Киев, ул. Патриса Лумумбы, 21, а/я «Портал „Державні закупівлі України», тел./факс: (044) 451-45-55, e-mail: [email protected]). Он же – собственник информационной системы «Портал «Государственный закупки Украины»!

Тендерная палата Украины так и объявила: сегодня единственным порталом, который может осуществлять публикации о тендерах, является именно портал, принадлежащий указанному ООО.

Тендерная палата Украины, однако, «забыла» упомянуть о том, что иных уполномоченных порталов существовать в данных условиях просто не может, так как право пользования патентом уникальное и единственное. Любое лицо, которое посмеет оспаривать право на пользование собственным информационным ресурсом для размещения публикаций о тендерах, автоматически станет субъектом судебного преследования со стороны ООО «Европейское консалтинговое агентство», защищающего свои «поруганные» права на изобретения.

Вместе с тем, Тендерная палата в указанном Заключении прямо объявила вне закона порталы www.tender.com и www.moz.gov.ua как не отвечающих требованиям закона (в частности, на имеющих злосчастных патентов).

Важный момент: сама регистрация указанных прав в Департаменте интеллектуальной собственности далеко неоднозначна. Поскольку в качестве изобретений, как технических решений, имеющих новизну и ценность, было зарегистрированы те решения, которыми уже не один десяток лет без проблем пользуются все пользователи подобных сайтов (информационных ресурсов, работающих по принципу Интернет-магазинов). Регистрировать подобные «новинки» в качестве изобретений и предоставлять им патентную защиту – все равно, что регистрировать в качестве изобретений, скажем, водосточные трубы. Но это предмет отдельного разговора, к которому мы еще вернемся.

Однако сама идея – стара, как то же воровство: если не можешь выиграть в честной, конкурентной борьбе – создай «под себя» правила отбора участника «состязаний». Что и было достаточно успешно реализовано на законодательном уровне.

Но подобные «тендерные» законотворческие «искания» не остались без внимания со стороны правоохранительных органов, что по нынешним временам приятная редкость. Уже 4 апреля нынешнего года Служба безопасности Украины официально уведомила Министерство экономики Украины о том, что мнение Тендерной палаты Украины о монопольном и исключительном положении ООО «Европейское консалтинговое агентство» на рынке объявлений о тендерах не соответствует законности.

Однако, Тендерная палата настолько осмелела (о причинах этого – ниже), что уже 13 апреля выступила с весьма жестким (на наш взгляд, даже по нынешним либеральным временам) открытым письмом, обвинив СБУ в некомпетентности и заангажированности. А также в том, что сотрудники СБУ «подставили» свое высшее руководство, которое и подписало это письмо (зампред СБУ И.В. Коновалов) без понимания сути написанного. Только ООО «Европейское консалтинговое агентство» является неприкасаемым и единственно достойным субъектом на рынке – такова официальная позиция Тендерной палаты.

Отметим, что ООО «Европейское консалтинговое агентство», в одночасье попытавшись стать неконтролируемым и абсолютным монополистом на рынке размещения тендерных предложений (по злой иронии – не участвуя ни в каких торгах и тендерах), весьма ретиво принялось за работу. Например, разместить на сайте (информационном ресурсе) «Государственные закупки Украины» объявление о проведении тендеров практически невозможно без предварительного заключения договора о предоставлении юридических услуг с ООО «Европейское консалтинговое агентство» на круглую сумму.

При монопольном положении этого предприятия оно действительно может диктовать любые условия «сотрудничества» – начиная от проплаченных договоров на оказание неких юридических услуг и заканчивая беспредельными поборами за саму публикацию. Клиентам деваться-то некуда, и все будут платить… Рискните связаться с ООО «Европейское консалтинговое агентство» по указанным выше реквизитам. И убедитесь сами в правдивости вышеизложенного.

Объемы подобной монополизированной, сверхдоходной деятельности – сотни миллионов гривен. В чей карман они идут – мы рассмотрим ниже. Эти средства – будем называть вещи своими именами – украдены у государства. И это помимо тех денег, которые ежедневно воруются самими организаторами тендеров и любителями «откатов» – ведь проблема воровства через «откаты» осталась так и не решенной.

А теперь – о «детях лейтенанта Шмидта». Ознакомимся с руководством Тендерной палаты . Весьма достойные лица: Почетный президент Тендерной палаты Украины – народный депутат Украины Одайник Николай Николаевич (НСНУ). Вице-президент – народный депутат Украины Лукашук О. Г. (БЮТ). И целых два первых Вице-президента – народный депутат Украины Ляпина Ксения Михайловна (НСНУ), и некто Яценко Антон Владимирович.

Гражданин Яценко– весьма интересная фигура, занимаемая должность и пройденный путь которого многое объясняет. Гражданин Яценко А.В. с 2000 года был один из пяти учредителей … ООО «Европейское консалтинговое агентство». Да-да, того самого!..

Сегодня место Яценко Антона Владимировича в качестве учредителя ООО «Европейское консалтинговое агентство» занимает некто Яценко Владимир Порфирьевич, проживающий по тому же адресу, что и Антон Владимирович. Несложно догадаться, что это – отец Антона Владимировича…

Вот такой весьма прибыльный семейный бизнес Яценко & Ко «под крышей» нескольких далеко не последних в списках своих партий народных депутатов Украины…

Владимир Порфирьевич – как учредитель – открыто получает прибыль от деятельности упомянутого ООО. А Антон Владимирович – как должностное лицо Тендерной палаты Украины – оперативно защищает и лоббирует семейный бизнес от нападок, к примеру, «обнаглевших» СБУшников, посмевших ставить под сомнение деятельность ООО и его исключительное, «божественное» положение…

Чем же закончится противостояние СБУ и новоявленных Остапов Бендеров – покажет время. Однако отметим, что СБУ имеет неплохие шансы восстановить свой имидж борца с коррупцией и организованной преступностью.

Того же мы ожидаем и от профильных комитетов Верховной Рады, допустивших принятие соответствующего закона, Генеральной прокуратуры, МВД и Антимонопольного комитета Украины.

И еще. Описанные выше «тендерные» перипетии – еще полбеды. В Украине вследствие нехитрых законотворческих «инициатив» (конечно же, пролоббированных заинтересованными лицами) существуют «исключительные» страховые компании, банки, поставщики определенного оборудования, юридические фирмы, которые являются «пожизненными монополистами», пребывающими на Олимпе того или иного рынка, куда путь остальным заказан.

И эти случаи «УК» намерена пристрастно исследовать. Потому что монопольное положение таких монстров – прямой путь не только к сверхприбылям, но и к уничтожению того или иного рынка, деградации взаимоотношений участников рыночных отношений, что является явлением общественно опасным, а потому – недопустимым.

Алексей Святогор, адвокат, специально для «УК»

You may also like...