Великая арктическая. Россия не готова к широкомасштабной войне за полярным кругом

«…У России сегодня нет реальных сил, чтобы воевать в Арктике. Места дислокации Сухопутных войск находятся на большом удалении от полярного круга, а состояние Военно-морского флота сегодня ниже всякой критики. Заявление о создании арктических войск и вовсе похоже на миф, к тому же ещё никто не посчитал, во сколько эта затея обойдётся российскому бюджету.»

В конце сентября посол по особым поручениям МИД, представитель РФ в Арктическом совете Антон Васильев заявил, что Россия не планирует создавать «специальные арктические войска» и вообще заниматься милитаризацией Арктики. Между тем Арктика с её пока ничейными природными богатствами становится ареной международного соперничества. По самым приблизительным оценкам, под арктическими льдами сосредоточено до трети мировых запасов газа, 29 млрд баррелей нефти и порядка 5 млрд газоконденсата.

Помимо пяти прибрежных государств – США, Канады, Дании, Норвегии и России – на доступ к богатствам Арктики претендуют ещё свыше 20 стран, в том числе Китай. Эксперты прогнозируют новую «холодную войну» из-за Арктики и склоняются к тому, что сложные межгосударственные споры могут привести к силовому противостоянию. Есть ли у России в арктических широтах военные аргументы и кто здесь сегодня может соперничать с Российской армией, разбирался корреспондент «Нашей Версии».

Напомним, что Россия первой решила на межгосударственном уровне оформить свои права на морское дно в северных широтах, объявив о претензиях на 18% территории Арктики с протяжённостью границы в 20 тыс. километров. В 2001 году в ООН Москвой была подана заявка на подводный хребет Ломоносова. Однако из Вашингтона потребовали убедительных геологических доказательств с морского дна. В 2007 году нашими учёными были проведены дополнительные исследования шельфа с помощью глубоководных батискафов. Тогда же, как американский флаг на Луне, в глубинах океана был установлен титановый российский триколор. Это немедленно вызвало резкую негативную реакцию Запада.

Речь также идёт о контроле над морскими путями, так как Арктика, возможно, через несколько десятилетий освободится ото льда, что неизбежно облегчит навигацию по Северному морскому пути, который на 40% сократит время доставки грузов из Европы в Азию.
Дальше под миролюбивые речи дипломатов на спорных территориях по обе стороны Северного Ледовитого океана началась демонстрация силы. Дания решила модернизировать и расширить свою военную базу в Гренландии, а также сформировала силы быстрого реагирования для защиты своих интересов в арктических широтах.

Канада разместила в арктическом посёлке Йеллоунайф специальное подразделение из сотни солдат и офицеров и приступила к строительству по соседству базы для подводных лодок. Канадцы к тому же решили обозначить права на арктическую зону и начали патрулирование «своих» территорий.

В довесок провели в этом регионе военные учения по защите своих интересов. В них принимали участие подразделения сухопутных войск, ВВС и ВМС, в состав которых впервые за последнее время введены несколько подводных лодок. Дальше в борьбу за арктический шельф включились даже те, кому об Арктике в силу географического положения и думать, казалось бы, смешно. В частности, Китай уже заключил договоры с Норвегией по освоению арктической зоны и вынашивает планы создания своего ледокольного флота.

Как рассказал «Нашей Версии» руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа Анатолий Цыганок, нельзя не учитывать и тот факт, что американцы ни на день не прекращали выходы своих атомных подводных крейсеров под полярные льды и шесть-восемь их самолётов ежедневно патрулируют арктические территории.

В ответ российский Совет безопасности в начале 2009 года представил документ «Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». В нём среди прочего поставлена задача «создать группировку войск (сил) общего назначения ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов в арктической зоне РФ, способных обеспечить военную безопасность в различных условиях военно-политической обстановки».

Нужно заметить, что это не первый эпизод противостояния ведущих мировых держав в борьбе за Арктику, ещё во времена «холодной войны» её заснеженные территории представляли стратегический интерес. Маршрут через Северный полюс был самым коротким путём от США до Советского Союза, поэтому идеальным для полёта стратегических бомбардировщиков и крылатых ракет. Арктика стала интересна для подводных лодок, которые под покровом льда могли незамеченными пробираться к берегу вероятного противника. В советские времена атомные подводные лодки Северного и Тихоокеанского флотов ежегодно проводили до 10 походов, неся боевую службу в арктических районах, и регулярно осуществляли пуски баллистических ракет. Только суровая природа мешала массовому размещению здесь крупных военных баз.

Однако нынешние экономические мотивы нового противостояния могут стать куда более вескими. Если учёные не ошибаются в своих оценках изменения климата, то из-за глобального потепления и таяния ледников, а также высоких цен на нефть разработка арктических месторождений может оказаться рентабельной уже в обозримом будущем. А это огромные богатства, за которые в современном мире принято воевать.

Речь также идёт о контроле над морскими путями, так как Арктика, возможно, через несколько десятилетий освободится ото льда, что неизбежно облегчит навигацию по Северному морскому пути, который на 40% сократит время доставки грузов из Европы в Азию. Как отмечает Александр Цыганок, в связи с начавшимися природными изменениями Северный морской путь – кратчайший морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком – в скором времени будет открыт для навигации целый год. Поэтому, утверждает эксперт, уже сегодня нуждается в надёжной охране, а для этого целесообразно было бы разместить в устье одной из крупных рек Сибири флотилию военных кораблей.

Ещё в 80-х годах прошлого века у России в вопросах военного присутствия на арктических территориях было неоспоримое преимущество. Самым северным военным аэродромом в мире был советский Грэм-Белл на архипелаге Земля Франца-Иосифа. А разбросанные от Чукотки до Кольского полуострова зенитно-ракетные дивизионы Архангельской армии ПВО плотно прикрывали воздушное пространство советской Арктики. Сейчас от этих боевых возможностей практически ничего не осталось. Для эффективного решения проблемы освоения Севера, считают эксперты, необходимо возвращаться туда, где наши военные стояли и откуда необдуманно ушли.

До нынешнего года в течение последних 20 лет с Кольского полуострова только выводили воинские части. Сегодня ситуация меняется: недавно член Комитета Госдумы по обороне депутат Михаил Ненашев сообщил, что в Мурманской области, в посёлке Алакуртти (120 километров от Кандалакши), будет размещена бригада армейской авиации Сухопутных войск. Обустройство бригады начнётся уже в этом году, здесь будут базироваться несколько десятков вертолётов.

Тем не менее многие эксперты сомневаются, что Россия сумеет восстановить военную мощь на Севере. Ведь для масштабного военного возвращения в Арктику нужны огромные ресурсы, которых у России нет и в ближайшие годы не предвидится. При этом недостаточно заново отстроить заброшенные в 90-е годы заполярные гарнизоны. Потребуются огромные деньги на их содержание. Ведь на арктическом побережье практически отсутствует транспортная инфраструктура. Доставка туда продовольствия, материальных средств для войск обойдётся слишком дорого.

Сегодня ближайший к Арктике военный округ – Ленинградский, который недавно вошёл в состав Западного военного округа. Это самый малочисленный из всех военных округов России, поскольку он был демилитаризирован после подписания СССР в ноябре 1990 года Договора об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ), которым были введены ограничения на размещение воинских соединений и частей на северо-западе СССР. На его территории и до реформирования не дислоцировалось ни одной общевойсковой армии.

Сегодня, после ещё одного масштабного сокращения, Сухопутные войска в этом регионе представлены лишь двумя отдельными мотострелковыми бригадами – самая северная расположена в Печенге Мурманской области. Правда, начиная с 2007 года, когда Россия практически заморозила участие в ДОВСЕ, неоднократно звучали заявления, что военное присутствие на северо-западе будет усилено. Так, летом этого года военные заявили, что современный оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер», который имеет дальность стрельбы до 280 километров, а ракета может оснащаться разными боеголовками, первым поступил на вооружение именно Ленинградского военного округа.

Кроме того, ещё в 2008 году генерал Владимир Шаманов, находясь в должности начальника Главного управления боевой подготовки и службы войск ВС РФ, сообщил, что Вооружённые силы готовы обеспечить интересы государства в Арктике, на часть шельфа которой претендует Россия. Генерал сообщил, что есть целый ряд частей и соединений, подготовка которых ведётся в том числе и для выполнения задач в северных и арктических регионах, это части Ленинградского, Сибирского и Дальневосточного военных округов. Позже, уже будучи командующим ВДВ, генерал в продолжение арктической темы хотел произвести высадку своих десантников на Северный полюс.

По мнению экспертов, главным аргументом в отстаивании арктических интересов у России будет Северный флот, в первую очередь его атомные подводные лодки, способные действовать подо льдом.

Если произойдёт значительное таяние арктических льдов, то в борьбе за Арктику в качестве веских аргументов можно рассматривать и надводные корабли. Это и тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» с корабельными истребителями Су-33 и вертолётами на борту, тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», ракетный крейсер «Маршал Устинов», большие противолодочные корабли, эскадренные миноносцы, десантные и другие корабли, морская авиация, береговые войска флота. В Минобороны сообщают, что продолжится наращивание атомного подводного флота – в год планируется строить по одной-две АПЛ. Идут активные разработки и по созданию дизельных подлодок, оснащённых современными видами вооружений. В разработке и новые виды авианосцев. Всего из оборонного бюджета на ВМФ выделяется 23%.

Между тем уже сегодня неядерный потенциал флотов только трёх приарктических стран НАТО – Канады, Дании и Норвегии – сопоставим с нашим Северным флотом. Американский флот и вовсе вне конкуренции, как самый мощный флот в мире.

В то же время, несмотря ни на что, Россия и сегодня нарочито обозначает своё присутствие в северных широтах. В конце июля 2010-го в Канаде вызвал переполох пролёт вблизи воздушного пространства этой страны российских стратегических бомбардировщиков Ту-95. Российские самолёты находились над Атлантикой в пределах буферной зоны Канады. На перехват двух «русских медведей» были по тревоге подняты с базы Бэготвилль в канадской провинции Квебек истребители CF-18 ВВС этой страны, которые сопровождали российские самолёты до тех пор, пока те не изменили курс.

В октябре 2010 года главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Владимир Высоцкий сообщил, что в соответствии с планом по стратегическому сдерживанию Вооружённые силы продолжают демонстрацию военного присутствия в Арктике. По его словам, в 2010 году силами Северного флота выполнено более 10 походов боевых кораблей на боевую службу в Арктический океанский район.

Кроме того, ВВС выполнили 16 полётов самолётами командования Дальней авиации Ту-95МС и Ту-160 на воздушное патрулирование в акваториях северной части Атлантического и Северного Ледовитого океанов. Адмирал рассказал, что атомные подводные лодки Военно-морского флота РФ не намерены прекращать подлёдное плавание в арктических широтах. Планируются регулярные подлёдные походы стратегических атомных подводных лодок с целью исключения каких-либо угроз безопасности государства, в том числе и в приполюсных районах Арктики.

По мнению адмирала, накопленный в советские времена большой опыт подлёдного плавания обеспечивает сегодня своевременное реагирование на возможные угрозы извне. После кризиса 90-х годов, который негативно отразился на характере действий подводных сил в Арктике, сейчас оперативный режим несения боевой службы подводными лодками в этом регионе полностью восстановлен.

Кроме того, из Главного штаба ВМФ России сообщили, что в начале сентября в Баренцевом море прошли масштабные командно-штабные учения Северного флота с привлечением подводных лодок, надводных кораблей, авиации и более чем 4 тыс. военнослужащих. В учениях были задействованы надводные корабли различных классов, в том числе ракетный крейсер «Маршал Устинов», эсминец «Адмирал Ушаков», большие противолодочные корабли «Адмирал Чабаненко» и «Североморск», подводные лодки, противолодочная и Дальняя авиация, а также подразделения морской пехоты. Кроме того, применялись зенитные ракетные комплексы С-300. В ходе учения были выполнены торпедные, ракетные и артиллерийские стрельбы, элементы поиска и уничтожения подводных лодок, отражения атак средств воздушного нападения.

И ещё одно характерное обстоятельство: в октябре в Арктику вышел атомный ледокол «Россия». В мурманском порту экипаж и полярников провожал не кто-нибудь, а вице-премьер правительства страны Сергей Иванов, отвечающий за создание российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС. Официально главной целью нынешнего рейса судна в арктические широты является высадка на льдину дрейфующей станции «Северный полюс-38». Но специалисты полагают, что на самом деле основными заказчиками исследований являются военные.

На острове Визе в северной части Карского моря уже проведено тестирование российской системы глобальной спутниковой навигации. В прошлом месяце была высажена на остров Андрея в море Лаптевых первая контрольно-корректирующая станция системы ГЛОНАСС. По мнению экспертов, станция позволит повысить точность определения координат в том районе в 100 раз – с 200 до 2 метров. Понятно, что такая точность в арктических льдах в первую очередь необходима экипажам российских воздушных и подводных ракетоносцев, приступившим к патрулированию арктических районов.

Жуть, да и только, но, к счастью, далеко не все эксперты считают, что такая игра мускулами может привести к серьёзному вооружённому конфликту. Как рассказал «Нашей Версии» руководитель аналитического отдела Института политического и военного анализа Александр Храмчихин, в ближайшее время никакого вооружённого конфликта в Арктике быть просто не может. Все выпады в отношении друг друга и заявления о наращивании военной составляющей за полярным кругом есть не что иное, как своеобразные элементы торга за арктические территории.

Здесь у стран накопилось слишком много территориальных претензий друг к другу. «Никогда США и Россия воевать за такую мелочь, как природные ресурсы и морские пути в таком труднодоступном регионе, не будут, а у остальных приарктических стран для этого не хватит военного потенциала. По большому счёту и у России сегодня нет реальных сил, чтобы воевать в Арктике. Места дислокации Сухопутных войск находятся на большом удалении от полярного круга, а состояние Военно-морского флота сегодня ниже всякой критики. Заявление о создании арктических войск и вовсе похоже на миф, к тому же ещё никто не посчитал, во сколько эта затея обойдётся российскому бюджету».

Автор: Александр Степанов, Наша версия

You may also like...