Бислан-2. На Кавказе продолжается отстрел сторонников Москвы

9 января в Грозном ранен Бислан Элимханов — преемник Саида-Магомеда Какиева, второй командир знаменитого чеченского национального батальона «Запад». Произошедшее смахивает на покушение. Но не исключено, что это была очередная тщательно спланированная акция партизан. Впрочем, пулю данный подполковник ГРУ получает не в первый раз.

Стрельба началась в Ханкале, возле трассы, ведущей на Аргун. Недалеко от КПП остановилась легковушка. Люди, находившиеся внутри салона и позади соседней автомойки, открыли шквальный огонь по кортежу из трёх машин, в одной из которых ехал Элимханов. Ответили охранявшие подполковника чеченские бойцы, сидевшие в затормозивших перед шлагбаумом автомобилях. В результате скоротечного боя пострадали шестеро военных, милиционер и двое гражданских. Полегли случайный прохожий, водитель офицера и нападавший. Сам Бислан получил семь ранений.

Россия вступила в ХХI век, находясь в состоянии войны, о которой сама предпочитала и до сих пор предпочитает ничего не знать. Спустя 10 лет ситуация на Кавказе практически не изменилась. Зато Москва стала свидетельницей нацистского бунта. Его участники были «храбры». На словах. Никто из них никогда не отправится за Терек рисковать жизнью.

Элимханов личность для Чечни одиозная. Свою борьбу с боевиками он начал ещё вместе с Какиевым. Когда тот в 2007-м ушёл на должность заместителя военкома республики, Бислан возглавил детище Саида-Магомеда — батальон «Запад». Сражаясь против моджахедов, подполковник заработал два ордена Мужества и приобрёл массу личных врагов. Кто-то из них сейчас числится в подполье, другие служат в кадыровской милиции. Со вторыми он сталкивался ещё летом того же 2007-го. А 9 сентября 2008-го в Старопромысловском районе Грозного на него совершили первое покушение. Тогда Элимханов спасся буквально чудом, выжив после множественных увечий.

Кстати, главой ЧР Рамзаном Кадыровым «Запад» никогда не контролировался. Официально батальон был приписан к 42-й мотострелковой дивизии, курировало его ГРУ. Так что ни о каком «послушании» Грозному говорить не приходится. Конечно, командование «бата» общалось с республиканским руководством, в отличие от братьев Ямадаевых, представлявших не менее известный батальон «Восток», несколько иначе. Но по большому счёту неподчинение Кадырову уже означало наличие определённых проблем. Естественно, тёрки Элимханова с местными правоохранителями (по сути — амнистированными подпольщиками) усугубили положение дел.

Хотя «Запад» являлся уникальным соединением. Подразделение зародилось ещё на заре 1990-х. В то время Какиев присоединился к антидудаевской оппозиции. В ноябре 1994-го его соратники принимали активное участие в провалившемся танковом штурме Грозного. Восемьдесят из них погибли. 31 декабря того же года отряд Байсангура, как прозвали Саида, снова вступил в чеченскую столицу с федеральными войсками.

Позже он действовал в тылу моджахедов, маскируясь под партизанскую боёвку, используя тактику, отлично зарекомендовавшую себя ещё в годы Второй мировой. Но в августе 1996-го в Грозном душманы истребили костяк формирования — 30 ветеранов были расстреляны и закатаны в бетон. Саид бежал в Москву.

Потом его группа действовала на границе с независимой Ичкерией. А осенью 1999-го их перебросили вглубь Чечни для партизанской работы в горах и в Грозном. Затем чеченцев Байсангура объединили с казаками-добровольцами в рамках 305-го отряда ГРУ. Через некоторое время возникла рота спецназначения 42-й мотострелковой дивизии. В 2003-м роту преобразовали в батальон «Запад».

Сдавшихся боевиков туда не брали принципиально. За годы своего существования «Запад» стал одной из самых эффективных российских частей, оперировавших на Кавказе. Батальон проводил акции в Западной Чечне, в Итум-Калинском и Шатойском районах, в Ингушетии, в Дагестане. Отдельные небольшие группы переправлялись даже в Грузию для поиска и ликвидации моджахедов, скрывавшихся там. К сожалению, в 2009-м «Запад» расформировали. Опять превратили в спецроту.

Вообще в связи с покушением на Элимханова вспоминается ряд похожих инцидентов. 18 ноября 2006-го в Москве, на Ленинском проспекте, чеченские силовики расстреляли Мовлади Байсарова, командира отряда «Горец». 24 сентября 2008-го на столичной Смоленской набережной убили Героя России Руслана Ямадаева.

А 29 марта 2009-го в Объединённых Арабских Эмиратах смертельное ранение получил его брат Сулим, командир батальона «Восток». Все эти люди были врагами Рамзана Кадырова. При нынешнем раскладе Элимханов не вписывается в компанию покойников только благодаря поразительному везению.

За Тереком убит самый влиятельный полевой командир Западного Дагестана — Ахмед Шатун Абдулкеримов. Партизан с 11-летним стажем, знаменитый своими засадами на милиционеров и подрывами сотрудников ФСБ. 6 декабря 2010-го многочисленная, вооружённая до зубов родня не смогла уберечь его от пули.

Ещё в 2009-м в беседе с автором, рассуждая о выживших ветеранах «Запада» и «Востока», политолог Сергей Маркедонов сказал: «Каждый для себя сам решает, куда идти, на чём остановить выбор. Но в принципе ситуация рискованная. Особенно когда в республике сложные социально-экономические условия и альтернатив не предложено. Батальон «Восток» попал в немилость, его расформировали. А дальше что?

Не страшно, что люди уйдут в противоположном направлении, отнюдь не в пророссийском? Ведь они не станут руководствоваться абстракциями, пропагандистскими терминами». Но Элимханов, которого попытались изрешетить, всё-таки исключение.

После расформирования «Запада» его устроили в управление группировки федеральных сил в Ханкале. А остальные где? Те, кто не попал в состав спецроты? Не знаю. Кто-то постарался сразу поступить на службу в местное МВД. Их не приняли. Да и как работать с теми, против кого они в недавнем прошлом воевали? Наверное, кто-то свалил за границу. Кто-то уехал в Россию. Основная масса осталась в Чечне. Не дай бог, если их примутся постепенно резать и отстреливать моджахеды и кадыровцы. Тогда им вновь придётся взяться за оружие.

А война с кадыровцами — это мятеж. Мятеж против РФ. И его будут давить при молчаливом согласии Москвы или, ещё хуже, при помощи федеральных подразделений, артиллерии и авиации. Загнанные в угол бывшие наши союзники уйдут в леса и горы. Они не присоединятся к боевикам, но они, как и боевики, начнут против федералов партизанскую войну. Сейчас, правда, идёт процесс устранения бывшего командного состава батальонов. Но ведь никто не даст гарантии, что в какой-то «прекрасный» момент не возьмутся за простых участников.

Ситуация с Элимхановым и подобными ему демонстрирует, что наша власть сегодня собственноручно закладывает очередную «часовую бомбу». Вряд ли Москве вновь поверят в Чечне те, кто рисковал за Россию. Им не нужна страна, которая их кинула. Не нужна им Чечня, посадившая себе на шею авторитарный режим.

Умаров с его «эмиратом Кавказ» им тоже ни к чему. Значит, либо уходить прочь из республики, либо становиться «непримиримыми», сражаясь сразу на два фронта — с боевиками и с МВД Кадырова. Ежели первым удастся переманить некоторых из них к себе, то чеченской милиции (а возможно, не только чеченской и не только милиции) придётся серьёзно напрячься. Придётся основательно подёргаться. По полной программе. Ведь Кавказ всё запоминает. Особенно предательство. Особенно повлёкшее кровь.

Денис Колчин, Частный корреспондент

You may also like...