Анатомия цен: что, когда и насколько подорожает в 2011 году

2011 год станет для украинцев годом не только тарифных стрессов. Минимум на 10% подорожают подсолнечное масло, хлебопродукты, мясопродукты, лекарства. Рост цен на нефтепродукты и пассажирский автотранспорт окажется еще более ощутимым.

Жилищно-коммунальные услуги

В среднем семья из трех киевлян в декабре прошлого года платила за коммунальные услуги 450 грн. Прогноз роста цен в 2011 году +45–50%.

По самым скромным расчетам (только исходя из уже анонсированных планов по повышению коммунальных тарифов), услуги ЖКХ подорожают на 50%. При этом на качестве и количестве услуг это никак не отразится.

Подорожание, которое коснется всех без исключения украинцев, в основном следствие роста цен на газ и электричество. Уже с 1 апреля стоимость электроэнергии может вырасти вдвое. Следующее повышение (еще на 39%) — в августе. Тогда же на 50% подорожает и газ: это один из пунктов меморандума, который украинское правительство подписало с Международным валютным фондом.

Впрочем, отдельные категории пользователей заплатят больше уже в марте: в начале 2011-го НКРЭ приняла решение повысить с 1 февраля тарифы на электроэнергию для населения, потребляющего ежемесячно свыше 150 кВт/ч, на 30% (для пользующихся электроплитами порог потребления, с которого начинается рост тарифа, составит 250 кВт/ч). Тепло, квартплата, холодная и горячая вода будут дорожать по всей Украине неравномерно (25–75%). В Киеве, например, ожидается рост на уровне 30–35%.

Тарифная проблема в Украине отчасти имеет политический характер. Мораторий на повышение коммунальных платежей был ключевым пунктом предвыборной программы большинства кандидатов в президенты в 2010 году, включая Виктора Януковича. Неудивительно, что весной прошлого года правительство запретило местным советам повышать тарифы на ЖКХ. Неизменными остались тарифы и осенью, уже после того как правительство согласилось с требованием МВФ поднять на 50% расценки на газ для населения. Тогда же премьер-министр Украины Николай Азаров назвал слухи о возможном повышении тарифов спекулятивными.

Тарифное ралли в Украине только начинается и рост цен на 50% — далеко не предел. Стратегия экономических реформ на 2010–2014 годы, представленная президентом Украины Виктором Януковичем в июне 2010 года, предусматривает приведение тарифов на коммунальные услуги для населения к экономически обоснованному уровню к концу 2012 года.

Для справки: действующие тарифы, по подсчетам коммунальщиков, покрывают менее 50% стоимости предоставленных услуг. Далее стоимость коммунальных услуг будет зависеть от цен на газ: в тарифах на тепло и горячую воду на долю голубого топлива приходится от 53% до 65%. Неизбежный рост цен на газ (стоимость которого для Украины привязана к стоимости нефтепродуктов в Европе) обязательно отразится в платежных квитанциях соотечественников.

Подсолнечное масло

Средняя розничная цена на 10 января 2011 года по данным Государственной ценовой инспекции 12,64 грн/л. Прогноз роста цен в первом полугодии +10–25%.

Украинские компании не только полностью обеспечивают отечественных потребителей, но и поставляют на мировой рынок более 50% объема мирового производства семечек подсолнечника и подсолнечного масла, в значительной мере влияя на мировые цены. Теоретически это означает, что стоимость подсолнечного масла в Украине и мире должна быть примерно одинаковой.

Однако сегодня масло на полках в украинских магазинах стоит в полтора раза дешевле, чем за рубежом. Внутренний рынок жестко регулируется государством с помощью квот на экспорт сырья и готового продукта. «Мы потребляем 200–250 тыс. т масла, а сырья выращиваем на 1 млн т. На масло нет экспортной пошлины, но существуют квоты», — рассказывает аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь.

Три основных украинских поставщика подсолнечного масла: «ДП с ИИ «Сантрейд», ООО «Кернел-Трейд» и ЗАО «Пологовский маслоэкстракционный завод» — являются частью вертикаль­но интегрированных аграрных холдингов. Эти компании получают возможность экспортировать масло взамен на обещание продать определенное его количество на внутреннем рынке с минимальной наценкой. Возникающие при таком ручном регулировании «трения» с государством хорошо видны по тому, как АМКУ регулярно возбуждает против них дела о злоупотреблении монопольным положением.

Хлеб и хлебопродукты

Средняя розничная цена хлеба из муки первого сорта на 10 января 2011 года по данным Государственной ценовой инспекции 3,65 грн/кг. Прогноз роста цен в 2011 году при условии административного регулирования +10%.

В 2011 году значительно подорожают все составляющие, которые формируют цену на хлеб: энергоресурсы, мука, производственные затраты. Чтобы сохранить суммарную маржу пекарей и посредников на уровне 10–15% (50–60 коп. на 1 кг), стоимость хлеба должна была бы увеличиться на 15–20% и составить 4–4,5 грн за кг. Такой шаг экономически обоснован, тем более что хлебозаводы давно не модернизировались, да и качество социального хлеба не мешало бы улучшить. Однако такой рост цен маловероятен.

Во-первых, по данным Укрхлебпрома, розничная стоимость 80% всего потребляемого в стране хлеба регулируется государством. «Рентабельность производства и продажи социальных сортов хлеба жестко ограничены местными администрациями и часто составляют лишь 5–10%», — говорит руководитель аналитического департамента Консалтингового агентства «ААА» Мария Колесник. Во-вторых, социальный хлеб — традиционно дотируемый продукт.

«Цены на хлеб напрямую зависят от местных бюджетов — сколько денег выделяют власти на субсидирование его производства в регионе. Это традиционный способ сделать хлеб дешевым», — отмечает аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. Дотирование хлебопекарей заложено во всех без исключения местных бюджетах — соответственно рост розничной стоимости, скорее всего, не превысит 5–10%.

Мясо и мясопродукты

Средняя розничная цена говядины на 10 января 2011 года по данным Государственной ценовой инспекции 38,59 грн/кг. Прогноз роста цен в 2011 году +10–20%.

Основными причинами роста цен на мясо в 2011 году станет подорожание кормов, ГСМ и энергоресурсов. А вот такой фактор, как превышение спроса над предложением, который в предыдущие годы нередко приводил к ажиотажному росту цен, в 2011 году влияния на стоимость мяса и мясных продуктов оказывать не будет.

«За последние годы рынок был полностью насыщен свининой внутреннего производства и куриным мясом, — объясняет директор аналитического департамента компании Pro-Consulting Александр Соколов. — Дефицита импортного сырья, используемого при производстве мясных изделий, тоже не предвидится».

Единственным исключением из этого правила в нынешнем году может стать дефицит говядины, вызванный уменьшением поголовья КРС. Однако после налаживания производства мяса птицы — а украинские птицеводы уже производят больше, чем нужно для внутреннего рынка, — это перестало тянуть цены вверх.

«Когда значительно дорожает свинина или говядина, люди переходят на мясо птицы», — объясняет руководитель аналитического департамента Консалтингового агентства «ААА» Мария Колесник. По ее наблюдению, сегодня охлажденное мясо дешевле, чем сыр или колбаса. И это не последняя причина стабильного спроса на него. «Производители постараются как можно дольше не повышать отпускные цены. Сегодня цена, как никогда ранее, представляет собой важное конкурентное преимущество», — отмечает Мария Колесник.

Лекарства

Средняя розничная цена на начало 2011 года одной упаковки лекарственных средств отечественного производства 6,5 грн. Прогноз роста цен в 2011 году +10–30%.

На фоне роста цен на еду подорожание лекарств будет почти незаметно. Отечественные препараты прибавят в цене около 10% розничной стоимости. Цены на импортные лекарства — при условии стабильности курса гривни — останутся неизменными. «Средневзвешенная стоимость одной упаковки лекарственных средств отечественного производства на начало 2011 года составила 6,5 грн, импортных препаратов — 35 грн.

В нынешнем году мы не ожидаем значительных колебаний спроса или скачков цен», — говорит директор аналитического департамента компании Pro-Consulting Александр Соколов. По словам эксперта, некоторые отечественные компании будут повышать цены на продукцию на 25–30%, чтобы затем больше реинвестировать в собственное производство. На социально значимые лекарства цены вырастут не более чем на 10% — их контролирует государство.

А вот импортные могут даже подешеветь. «Наценка на импортные лекарства часто превышает 50%. С одной стороны, есть возможность для снижения цен. С другой — реальные доходы украинцев уменьшаются, импортные лекарства становятся не по карману. Не исключено, что в нынешнем году снижение цен будет единственным способом сохранить объем продаж для многих поставщиков», — рассуждает Александр Соколов.

Нефтепродукты

Средняя розничная стоимость бензина А-95 на 10 января 2011 года по данным Государственной ценовой инспекции 8,24 грн/л. Прогноз роста цен в первом полугодии +17%.

Подорожание нефтепродуктов провоцируют сразу несколько факторов. Главный — увеличение налоговой нагрузки. Из-за январского повышения акциза на бензин с 132 до 182 EUR/т он уже подорожал в рознице примерно на 1 грн за литр. Ожидается, что правительство, которому нужно наполнять бюджет и защищать украинские НПЗ от демпинга со стороны импортеров, введет также пошлины на импорт нефтепродуктов.

Это добавит к розничной цене литра А-95 еще 1,1–1,2 грн, стоимость дизельного топлива увеличится примерно на 80 коп. К второстепенным факторам подорожания можно отнести рост цен на нефть. К декабрю 2010 года стоимость черного золота вплотную приблизилась к отметке в $100. Несмотря на текущее падение цен до уровня $90 за баррель, к лету эксперты ожидают роста цен как минимум на 20%. Есть эмпирическая формула, которая связывает цены на мировом и внутреннем рынке: при увеличении рыночной стоимости нефти на 10% цена нефтепродуктов в Украине повышается на 4–5%.

Пассажирский автотранспорт

Средняя стоимость поездки в маршрутном такси по Киеву составляла на начало 2011 года 2 грн. Прогноз роста цен в первом полугодии +25%.

Стоимость проезда в маршрутках повысится на 25–30%. Одна поездка в большинстве случаев будет обходиться дороже на 50 коп. Если в конце 2010-го билет в маршрутном такси стоил 1,5 грн — этой весной он вырастет в цене до 2 грн, если стоил 2 грн — подорожает до 2,5 грн. Объективных причин для столь существенного повышения цен нет. Экономически обоснованным был бы рост цен на 10–15%, то есть с 1,5 грн до 1,75 грн, с 2 грн до 2,25 грн.

«Городские пассажирские автоперевозки были и остаются очень выгодным бизнесом. Стороннему предпринимателю крайне сложно попасть в пул компаний-перевозчиков, формируемый городскими администрациями. Прибыль в сфере городских перевозок составляет сегодня 30–40% от выручки», — говорит аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь.

Надавить на перевозчиков могли бы местные власти, с которыми они по закону должны согласовывать граничный уровень цен. Однако, судя по отсутствию гневных заявлений чиновников КГГА, похоже, что грядущий рост цен устраивает всех. Кроме пассажиров.

Андрей Бережанский, Виктория Руденко, «Контракты»

*****

P.S. Хватай и беги. Какие товары являются дефицитом в Украине

От авто и кондиционеров до мебели IKEA и кофе Starbucks. Особенности дефицита по-украински.

Киевлянке Катерине Золотухиной регулярно приходится выслушивать шутливые замечания знакомых о том, что обувь для неё продаётся исключительно в детских магазинах. У Кати – 35-й размер, купить модельные туфли в обычных обувных – из области фантастики. Ищет на рынках, заказывает через интернет, пробовала даже шить на заказ.

«Я не могу приобретать обувь в детских магазинах – если вы увидите 32-летнюю женщину в розовых туфлях с бантиками, на липучках, то наверняка покрутите пальцем у виска. Поэтому когда кто-нибудь из моих друзей видит в продаже приличные туфли маленького размера на каблуках, то тут же сообщает мне, – рассказывает Катя, страдающая от дефицита вещей, без которых невозможно обойтись. Дефицит, кстати, «с бородой» – во времена плановой советской экономики проблема с обувью небольших размеров была так же актуальна, как и сегодня.

Потребители, экономисты и маркетологи в один голос уверяют: тема дефицита по-прежнему на повестке дня. Не думает о материальном лишь Google: если забить в поисковик слово «дефицит», может сложиться впечатление, что украинцам не хватает лишь времени и любви.

Перед ним все равны

Специалист по ритейлу и создатель первого в Украине портала о трендвотчинге Роман Геращенко считает себя человеком небедным, но понимает, что даже наличие денег не помогает избежать проблемы дефицита. С одинаковой вероятностью и в любой момент исчезнуть может всё что угодно – от спичек до автомобилей.

Для Романа одним из неприятных моментов в последние годы стало отсутствие в продаже журналов формата cityguide. «На украинском рынке наблюдается затянутый и нерасторопный заказ товаров, отсутствие налаженной дистрибуции, плохая работа с остатками и нежелание заниматься товарами, имеющими низкий спрос», – говорит о причинах отечественного дефицита Роман.

Одесситка Юлия Охримова решила, что имеет смысл запасаться товарами, после того как из магазинов города исчезла краска для волос «яркий блондин». Не трагедия, конечно, но где искать, непонятно.

Также неожиданно с прилавков в момент могут исчезнуть продукты питания, причём те, которые для большей части неизбалованного населения являются предметами первой необходимости. Например, гречка. В августе 2010 г. Антимонопольный комитет Украины заявил, что, судя по урожаю, гречневая крупа окажется в дефиците. Так и случилось. Даже те, кто ел кашу из гречки раз в полгода, купили пакет-другой – «на всякий случай». В результате полки стали зиять пустотами, а цены на крупу резко возросли.

Президент Центра экономического развития Александр Пасхавер объясняет несоответствие между спросом и предложением и тенденцию к исчезновению с прилавков определённых товаров двумя причинами. Первая – развивать своё дело в нашей стране сложно и дорого: давление бюрократии на бизнес сильнейшее. А раз нет достаточного количества производителей, то бесполезно ожидать изобилия качественного товара по конкурентным ценам. Вторая причина – украинский рынок не понаслышке знает, что такое монополия. В таких условиях повышать цены или создавать дефициты можно как по взмаху волшебной палочки.

Вдруг на всех не хватит

Как и миллионы украинцев, прошлым летом киевлянка Елена Корниевич мечтала о кондиционере. Однако в июле-августе их в продаже не было, а если и удавалось найти, то по неадекватным ценам. В этом году девушка решила готовить сани летом, точнее – кондиционер зимой, и на днях отправилась за ним. Но не тут-то было. «Продавцы объяснили отсутствие кондиционеров вполне логичной, по их мнению, причиной: не сезон. Сказали приходить ближе к лету», – возмущается Елена, предвидя повторение ажиотажа прошлого года.

С тем же азартом, с которым летом 2010-го скупали кондиционеры, осенью 2009-го из аптек выгребали антигриппозные маски, марлю, оксолиновую мазь и амиксин. Хотя Советский Союз принято ругать за тотальный дефицит и сопутствующий ему ажиотаж, по словам психолога Владимира Селиванова, специализирующегося на лечении фобий, гораздо больше вреда нанёс постсоветский период. Тоталитарный советский гигант не давал реализовывать потребительские нужды, но создавал иллюзию плеча поддержки.

В 90-х не было ни товаров, ни плеча – именно тогда поколение украинцев, которым сейчас под 40 и больше, приучилось паниковать из-за дефицита.

«Человек – существо социальное, всё, что происходит в социуме, отражается на нём. Кризис, наводнения, террористы, дефицит являются теми факторами, которые могут привести к стрессу, особенно если человек склонен к неврозам», – говорит Владимир, который старается не принимать близко к сердцу дефицит, но многонедельную историю о поиске запчастей для своего автомобиля помнит хорошо.

Ажиотажные настроения нередко провоцируют и маркетологи. «Стоит различать дефицит, вызванный объективными причинами, и дефицит, созданный искусственно. Искусственный – это маркетинговый приём, – объясняет представитель Международной ассоциации маркетинговых инициатив Дарья Мельник. – Его всегда использовали бренды класса люкс, поддерживая имидж эксклюзивности. Сегодня к нему прибегают и марки, выпускающие товары повседневного спроса».

Например, торговая сеть предлагает всего 500 телевизоров по 1500 гривен или сеть супермаркетов «выбрасывает» лишь 5000 бутылок пива, в дополнение к которым идёт свисток. «Спешите, количество товаров ограничено» – ключевая фраза подобных акций. Такие ходы применяются не только в Украине, но в нашей стране, где ещё свежо воспоминание о тотальном дефиците, эти рекламные приёмы особо действенны.

Ноги их здесь не будет

«Хочу Starbucks в Украине! Если мне не всё равно, то, наверное, найдутся и другие, кто думает так же. Миллион украинцев должен захотеть Starbucks, и он у нас появится», – говорит киевлянин Виктор, получивший образование в США. К вопросу появления сети кофеен в Украине он подошёл кардинально: оставил аналогичные послание на многих украинских форумах, создал группы поддержки «Вконтакте» и на других ресурсах, сообщил о своём непреодолимом желании на сайте Starbucks. Однако представители сети не прониклись проблемой. «В настоящее время мы не планируем открывать кофейню в вашей стране», – ответили они.

Как и Starbucks, выходить на украинский рынок не желают и другие гиганты. Компания Apple, так и не довёзшая до Украины iPhone и iPad, оставляет этот вопрос без комментариев. В результате появилась ещё одна особенность отечественного дефицита – у нас в официальной продаже до сих пор нет многих товаров, ставших для потребителей во всём мире символами оптимального сочетания цены и качества.

Причина в том, что отечественный рынок слишком специфический. Что подразумевается под специфичностью, можно понять, вспомнив скандал лета 2010 года в России, когда представители IKEA заявили: они мол, устали раздавать взятки направо и налево и решили покинуть загадочный российский рынок. В Украине шведской мебельной компании, обеспечивающей интерьерами даже избалованных выбором китайских потребителей, пришлось ещё труднее. Пять лет длилось выбивание земли под строительство торгового центра, но даже тот участок, который был приобретён с таким трудом, использовать не удалось.

Киевлянка Ольга Падерина лелеяла мечту о появлении IKEA в Украине не один год. Но то, что «дела не будет», поняла ещё до официального заявления об этом IKEA. Заказывает мебель и декор через интернет-каталоги. «Жду товар всего пару недель. Или месяц. Тоже немного», – не расстраивается Ольга. Она даже довольна такой ситуацией: из-за отсутствия на рынке эти вещи остаются для нас эксклюзивом, заполучить который – настоящая потребительская радость для счастливчиков и предмет зависти для остальных.

Анна Устенко, «Фокус»

You may also like...