Отряды самообороны имени товарища Линча

Давайте мы прекратим внимать льстивым речам о том, какой мы мудрый народ и как много может сделать громада. А вместо этого объединимся (как и просят нас любители мечтаний о громадах), вооружимся (не голыми же руками с преступностью бороться) – и реально покажем, на что способны, разогнав за ненадобностью неэффективную власть.

Почему в одних странах люди могут наслаждаться благополучием и порядком, а в других – никак не могут избавиться от бардака, коррупции и повсеместного нарушения законов? Думаю, многих из нас занимал этот вопрос. И ответ на него не так очевиден, как может показаться на первый взгляд. Чтобы нащупать его, для начала предлагаю несколько коротких зарисовок из жизни в США.

***
Возвращаемся из Сиэтла, из офиса домой – в очаровательный пригород под названием Mill Creek. Подъезжаем. Из дома, стоящего неподалеку от нашего, доносится оглушительная музыка – упражняются на электрогитаре. Мой спутник замечает: «Представляешь, как жить непосредственно по соседству с этим гитарАстом?» Помолчав: «Одно радует – ровно в 10 вечера и ни минутой позже он заткнется». «Почему?» – спрашиваю. – «Порядок у них такой. А не замолчит, такой штраф впаяют, что всю жизнь помнить будет».

Нью-Хэмпшир. Едем из школы по домам в школьном автобусе. Автобус останавливается в строго обусловленных местах высадки детей. Одних встречает кто-то из старших членов семьи, других провожает взглядом водитель автобуса. Если ребенку надо перейти на другую сторону улицы, водитель выходит, берет его за руку и провожает – он в ответе за каждого маленького пассажира. Ни одна машина не объезжает автобус, пока тот стоит: притормаживают за ним и спокойно ждут, когда автобус тронется. Спрашиваю водителя: «А если кто-то вас объедет?» Он смотрит на меня с удивлением: «Лучше бы ему этого не делать».

Опять Сиэтл. Ужин в ресторане. Возвращаемся домой. Мой друг по русской традиции выпил, теперь едем по какой-то незнакомой мне малозагруженной дороге, скорость непривычно низкая. Спрашиваю: «Что так плетемся?». Оказывается, чтобы не остановила полиция. А то откроется и алкоголь за рулем, и тогда уж несдобровать – можно лишиться прав.

Нарушил мой друг? Да. Плохо это? Еще как. К тому же, пытается уйти от ответственности – по нышпоркам домой возвращается. Но закон выстроен таким образом, что человек, с одной стороны, подстраховывает себя, а с другой – окружающих. Путь себе удлинил, едет медленней. Потому что остановить его полицейский может, только имея на это основание. Значит, надо не дать ему этого основания, не превысить скорость и, таким образом, не создать риска ни для себя, ни для окружающих. Иными словами – ничего не нарушить. Разве не это главное для безопасности на дорогах? Разве не это – главная забота стражей правопорядка?

Я вспоминаю эти как бы незначительные эпизоды, и мне тепло от ощущения надежности и безопасности, испытанного мною в чужой для меня стране. Мельчайшая деталь твоей жизни предусмотрена и охраняется законом, и ты чувствуешь себя защищенным от любого произвола. Я говорю о США, поскольку провела там больше времени, чем в других странах, но так построена жизнь в любой нормальной стране.

Очень уютно жить в обществе, где нет мелочей, которые не были бы законодательно регламентированы, в обществе, где все предсказуемо. И если за нарушение закон предусматривает какое-то наказание, то его в одинаковой степени неотвратимо будут нести миллионерша Пэрис Хилтон и безработная, живущая на пособие. В этом обществе нет социальных льгот перед законом, и никакие деньги не помогут избежать наказания. Каждый несет ответственность за свои поступки, и каждый защищен государством, законом от посягательств на свое человеческое достоинство.

А причина, несомненно, в том, что там законы разрабатываются людьми, знакомыми с законодательством не понаслышке. Разрабатываются тщательно, а не «за скороченою процедурою», когда никто из «законодателей» знать не знает и не понимает, о чем идет речь, законопроекта не видел в глаза, а если видел, то не читал – нет ни надлежащих знаний, ни желания работать. К чему утруждаться, тратить время, если есть другие планы – на носу каникулы, заморские острова, дорогие отели, роскошный шопинг. Да и не за тем они шли в парламент, чтобы одолевать все эти скучные формулировки. Им бы не забыть материальную помощь получить…

У меня осталась на память простенькая брошюра – повестка дня британской Палаты Общин на 12 апреля 2002 года. На 14 страницах подробно излагается, какие вопросы будут рассматривать, их краткое содержание, в какое время, кто докладчики. Только не подумайте, что я получила это сокровище от какого-нибудь депутата Великобритании. Нет, я сама там была! Лично присутствовала на заседании английского парламента!

А дело было так: я двигалась мимо Парламента к Вестминстерскому Аббатству, не удержалась и сфотографировалась с полицейским, охранявшим здание Парламента – рослым, красивым, улыбчивым. И тут я заметила возле боковой двери нескольких человек, стоявших как бы в очереди. Я заинтересовалась. Оказалось, это люди, желающие попасть на заседание Палаты Общин.

Нашему человеку нелегко в ТАКОЕ поверить, и тем не менее – у них это можно! Любой человек из огромной и многоликой толпы туристов может войти в здание Парламента и поприсутствовать на его заседании. Процедура проще, чем в аэропорту. Показываешь паспорт, проходишь рамку, затем берешь повестку дня на английском языке и бесплатный путеводитель по Палате Общин. Буклеты представлены на добром десятке языков, в том числе на русском. Покинуть заседание тоже можешь, когда пожелаешь. Единственное условие пребывания – не шуметь.

Ощущение, я вам скажу, непередаваемое. Во-первых, сам факт не просто присутствия, а информированного присутствия: можно сверить точность процедуры с повесткой. Во-вторых, какой английский! И никто не сопит, не сморкается, не хрюкает, с шариками не бегает – без шариков, впрочем, тоже. Если нужно, встают, подходят к коллегам, тихонько сверяют что-то по бумагам. Все работают, и поэтому им не надо ни от кого отгораживаться. Им нечего скрывать от людей – ни от англичан, ни от иностранцев, и отчетность перед народом их не пугает. В присутствии публики, сидящей на специальном гостевом балконе, парламентарии спокойно продолжали работать – по всей видимости, к гостям они давно привыкли.

Тем временем наши власти надежно прячутся и от излишнего внимания, и от ответственности. В последнее время людям взялись активно навязывать мнение: дескать, не нужно ждать, пока для вас что-нибудь власти сделают. Объединяйтесь, мол, граждане, в громады – вы сами способны решить многие вопросы.

А не кажется ли вам, что все-таки каждый должен заниматься своим делом? А если он не справляется, то его нужно увольнять, а не подменять громадой. Нас уговаривают, что именно громада способна повлиять на разного рода нарушителей. Если кто сорит или сквернословит в общественных местах – не стоит отвлекать наших очень занятых правоохранителей. Пусть к нарушителю идет громада и, доверительно хлопая по плечу и заглядывая в глаза, уговаривает, чтобы он больше так не делал. Разовьем эту мысль: почему бы тогда не попробовать таким же «эффективным» методом, голыми руками, вразумлять грабителей и убийц?

Допустим, где-то в кустах в полночь бузят пьяные подростки. Получается, что я – поскольку все равно свободна, а заснуть от их галдежа не получается – должна встать и посреди ночи выйти из своей квартиры. Затем отыскать в кустах подростков и доступно объяснить им, что такое хорошо и что такое плохо.

Потом – если я, конечно, уцелею – мне стоило бы заодно обойти поквартирно хозяев машин, которыми двор утыкан так, что ступить некуда. Ведь кому, как не мне, рассказывать им о законе, запрещающем парковку во дворах? Следует убедить их, что мне очень не нравится, когда они с пяти утра начинают греть под моими окнами свои моторы, и с ревом и вонью разъезжаться. А потом – с такими же ревом и вонью – добрую половину ночи возвращаться опять во дворы, под окна ни в чем не повинных людей. Наверное, я должна также попросить, чтобы они реагировали на сигнализацию своих авто до того, как проснутся все жители близлежащих (и не только) домов.

И совсем уж под утро, на обратном пути, «воспитав» всех невоспитанных, в темноте я споткнусь о десятилетиями торчащий из-под асфальта кусок арматуры. Горе-строители оставили его здесь еще в махарнадцатом году прошлого тысячелетия – но именно я должна поднатужиться и вытащить эту железяку, чтобы больше никто не упал и не расшибся.

А чтобы после всего этого не затосковать от безделья, по ночам можно устраивать обход частного сектора. Чтобы отыскать, кто же это в рамках экономии на вывозе мусора по ночам устраивает из него костры, обильно задымляя при этом окрестности.

Едва ли после этих трудов мне выпадет отдохнуть: наверняка найдется общественно-полезная деятельность на благо страны, которая вменяется мне в обязанности. Тем временем, в окрестностях стайки милиционеров будут вытряхивать душу из страшных преступников – бабушек-огородниц, продающих собственноручно выращенный урожай. Но пока милиция занята столь важным делом – не многовато ли обязанностей ляжет на плечи нашей громады? И что будет делать “негромада”, за содержание которой мы платим налоги? Получается, что мы им платим зарплаты за то, что – как они надеются – будем делать мы сами. А смысл?!

Может быть, правильней будет убрать из власти не умеющих и не желающих работать? А на освободившиеся места привести грамотных и ответственных людей, которые создадут законодательную базу для безопасного и комфортного проживания граждан. Может, правильней объяснить, например, милиционерам, что патрульная машина не для того, чтобы на базар или в аптеку ездить, а чтобы патрулировать свой участок? И в процессе следить за тем, чтобы не нарушался правопорядок, чтобы подростки не шастали по ночам, чтобы соблюдалось право людей на спокойную жизнь, на возможность отдохнуть перед рабочим днем… Что задача патруля – предотвращать детские (и недетские) правонарушения. А виновных подвергать административным наказаниям – то есть, штрафам, которые не только весьма убедительны в качестве прививки от последующих нарушений, но и, заодно, пополняют казну.

Мне могут возразить, что всем этим некому заниматься. Что ж, в таком случае давайте мы прекратим внимать льстивым речам о том, какой мы мудрый народ и как много может сделать громада. А вместо этого объединимся (как и просят нас любители мечтаний о громадах), вооружимся (не голыми же руками с преступностью бороться) – и реально покажем, на что способны, разогнав за ненадобностью неэффективную власть.

Автор: Ярослава Михайлова, Инфопорн

You may also like...