Зачем вербовать талибов. Тюрьма в Гуантанамо стала кузницей кадров для революций и террора

WikiLeaks опубликовал новую порцию секретных документов. На сей раз это досье на заключенных тюрьмы Гуантанамо. «РР» получил полные версии документов, касающихся граждан России и СНГ, попавших в руки американских военных в начале операции в Афганистане. Большинство из них продолжили свою боевую биографию после освобождения. Или продолжат.

«На территории Европы спрятан атомный боезаряд, который позволит в случае захвата Усамы бен Ладена обрушить на головы неверных ядерный шторм», — хвастался следователям в Гуантанамо один из главарей «Аль-Каиды» Халид Шейх Мохаммед. Скорее всего, это ложь, сказанная либо от бравады, либо под пытками. Вообще, большинство досье заканчивается выводом о том, что заключенный сотрудничал со следствием, но никакой ценной информации дать не смог.

Небогатый улов следователей объясняется тем, как попали в руки американцев большинство заключенных. Так, Асам Закирян, родившийся в Саратове в 1974 году, оказался в Гуантанамо, потому что ему не хватило времени, чтобы найти $300 для взятки военным из Северного альянса.

Он попал в Афганистан вместе с другими членами экстремистского «Исламского движения Узбекистана», прилетев на вертолете Красного Креста из Таджикистана, скрывался где-то в горах, очень боялся, как бы наступающий Северный альянс не передал его России, попытался выйти из окружения без оружия, но был пойман. И тут же отпущен, чтобы найти деньги. Но денег не нашел, снова был пойман и попал к американцам. Командиры Северного альянса просто продавали американцам любых встреченных иностранцев.

Понятно, что и Закирян, и другие восемь «русских» узников Гуантанамо были в Афганистане не туристами. Все они, даже с поправкой на предвзятость информации следователей, «полученной под пытками», как раз за разом утверждали американские суды, исламисты и в большинстве случаев — боевики.

Про Руслана Одижева, уроженца Кабардино-Балкарии, боевика, воевавшего в Чечне, уехавшего за «религиозной свободой» в Афганистан в 2000 году, следователь тоже пишет, что он «хорошо сотрудничал со следствием», но никакой важной информации не сообщил. Более того, его причастность к «Аль-Каиде» или связь с лидерами «Талибана» не доказана. А интерес был понятен: следователям нужна была «информация о чеченцах в Афганистане» и почему-то о «связях с российской армией».

То ли пытки оказались не эффективны, то ли благодаря очень уж хорошему сотрудничеству со следствием, но Одижев, как и семеро других россиян, был передан в 2002 году в руки российского правосудия, вышел на свободу за отсутствием улик, вернулся к «своим», возглавил в октябре 2005-го рейд боевиков на Нальчик и был убит в 2007 году в результате спецоперации. Еще трое из семи освобожденных из Гуантанамо ныне сидят за терроризм уже на территории России.

Не исключено, что пребывание в Гуантанамо само по себе укрепляет в исламистах веру в свое дело. Но в ряде случаев почти очевидна перевербовка или по крайней мере двойная игра.

Так, например, ливиец Абу Суфьян Ибрагим Ахмед Хамуда бин Куму считался следователями связанным с «Аль-Каидой» боевиком, представляющим опасность для США и союзников. А сейчас, по данным газеты The Telegraph, он очень удачно оказался в Ливии и учит повстанцев воевать.

Самое большое и интересное «русское досье» — на Равиля Мингазова, 1967 года рождения, татарина с Камчатки, который служил в советской, а потом в российской армии в Читинской области. (Правозащитники его называли «танцором» — он действительно немного учился танцам для выступлений в армейской самодеятельности.)

В 1999 году он вдруг стал ревностным мусульманином, переехал в Таджикистан, вступил в то же «Исламское движение Узбекистана», был доставлен на вертолете в Афганистан, после начала войны скрывался в Пакистане и был пойман тамошней полицией. При нем были найдены рукописные инструкции по производству взрывчатки.

Другие свидетели утверждают (неизвестно, под пытками или нет), что видели, как в лагерях подготовки он испытывал отравляющий газ на собаках. Следователи уверены, что его советский военный опыт оказался очень полезен талибам. Сам он очень складно рассказывал свою биографию, но так, чтобы пропустить лагеря подготовки, взрывную и отравляющую тематики.

Он утверждал, что вступил в ряды исламистов, только чтобы «насладиться религиозной свободой» в Афганистане, которой не мог найти в России. Жаловался, что ему там не очень доверяли, подозревая, что он агент КГБ. Вообще он, видимо, играл со следователями, намекая на связи с российскими спецслужбами, но американцы на это не повелись, хотя очень им заинтересовались.

И не отдали его в руки российского правосудия, несмотря на все просьбы. Он-то как раз этого не хотел и упрекал на допросах американцев в том, что они не отомстили России за «геноцид» в Чечне и поддерживают убийство мирного населения в Афганистане.

Только в прошлом году американский суд постановил выпустить его на свободу, заявив, что улики против него были получены под пытками. Мингазов планирует поселиться в одной из европейских стран. Интересно, чем он там будет заниматься?

Автор: Виталий Лейбин, Русский репортер

You may also like...