Спорт, деньги, криминал. Скандалы со взятками в ФИФА не помешали Блаттеру сохранить пост

75-летний швейцарец Зепп Блаттер остается президентом ФИФА на очередной срок, до 2015 года. Блаттер руководит мировым футболм с 1998 года. И всегда ФИФА была символом спортивного величия и благополучия. Однако с недавних пор все изменилось. И чтобы не потерять власть, ему надо срочно начать борьбу с коррупцией в собственной организации.

 

Первый скандал спровоцировал лорд Трисмен, руководивший заявочной кампанией англичан за право проведения чемпионатов мира 2018-го и 2022 года. Трисмен разоткровенничался в беседе с молодой подругой, распустил перья, наговорил с три короба, в том числе заявив, что русские и испанцы сговорились и что Россия купит судей на чемпионате мира, чтобы обеспечить Испании золото, а Испания обеспечит России победу в гонке за мировым первенством.

фото: East news/AFP
фото: East news/AFP

Испания действительно стала чемпионом мира, а Россия действительно получила ЧМ-2018, но никакой связи между этим событиями не обнаружено. Трисмен никаких доказательств не представил. Более того, с позором ушел в отставку. Но маховик скандала был запущен.

Предвыборная борьба за два чемпионата мира сразу стала самой грязной в истории. Испания, Россия, Англия — да почти все претенденты на разных этапах подозревались в нечестной игре. Апофеозом стала провокация английских журналистов, которые под видом американских бизнесменов предложили двум членам исполкома ФИФА, Рейнальду Темарии и Амосу Адаму, в обмен на фактическую взятку поддержать кандидатуру Штатов. Взорвалась настоящая бомба.

В какой-то момент стоял вопрос просто об отмене выборов, но ограничились отстранением подозреваемых от работы. В результате голосования Англия, больше всех нагнетавшая страсти, потерпела полный провал, а чемпионаты получили Россия (что было отчасти сюрпризом) и Катар (что было абсолютной сенсацией). Уже тогда пошли разговоры, что катарцы не могли выиграть иным способом, кроме «подмазывания» выборщиков.

Накал, который должен был снизиться после выборов, наоборот, возрастал. Потому что теперь предстояли выборы президента самой ФИФА. И у Блаттера нашелся неожиданный соперник… из Катара. Мохаммед Бин Хаммам возглавлял Азиатскую конфедерацию футбола и откровенно заявил, что Блаттеру пора на пенсию. После обмена любезностями и изъявлений преданности Блаттеру со стороны почти всех основных футбольных сил на арене неожиданно вновь возник подзабытый лорд Трисмен.

Он заявил, что четыре влиятельнейших члена исполкома ФИФА (Рикарду Тейшейру, Джек Уорнер, Николас Леоса и Ворави Макуди) сами выражали готовность проголосовать за Англию как хозяйку ЧМ-2018, но, разумеется, не просто так. Никаких документальных доказательств, а также свидетелей у Трисмена не было и на этот раз. Но зерна упали уже на очень благодатную почву, потому что заявлению экстравагантного лорда предшествовало заявление английской футбольной ассоциации о возможности выхода из ФИФА, если та не проведет расследования фактов возможной коррупции и не очистит ряды.

Трисмен выступил 10 мая — за три недели до выборов президента ФИФА. А еще через 10 дней The Times выступила с разоблачениями очередных членов исполкома из Африки, Иссы Айяту и Жака Анума, тоже далеко не последних людей в иерархии. Они якобы за полтора миллиона долларов каждый продали свои голоса Катару, чтобы тот получил ЧМ-2022 года. Блаттер тут же отреагировал, выразив готовность провести повторный конкурс на ЧМ-2022, если изложенные факты подтвердятся.

Следующий этап — обнародование переписки Джека Уорнера с генсеком ФИФА Жеромом Вальке. Вальке писал Уорнеру: «Я никогда не понимал, зачем Бин Хаммам участвует в президентской гонке. Неужели он действительно думал, что у него есть шансы, или просто хотел таким способом показать, что он больше не любит Блаттера?

Или полагал, что может купить ФИФА так же, как купил чемпионат мира?» А кроме того, Уорнер готов поклясться, что на конгрессе Североамериканской конфедерации 3 мая этого года Блаттер раздаривал компьютеры делегатам и выделил для их нужд миллионн долларов — на карманные расходы.

Среди этой фантасмагории, когда за полгода под следствием оказались 12 из 24 членов исполкома ФИФА и ее генсек, английская футбольная ассоциация выступила с разумным предложением перенести выборы и элементарно разобраться в том, что вообще происходит. Но выборы отменять не стали. Вот только кандидат остался один. Бин Хаммам снял свою кандидатуру, а кроме того, был отстранен комитетом по этике, вместе с Уорнером, Мингуэллом и Сильвестром. А все, кого обвинял лорд Трисмен, признаны невиновными.

Блаттер остается на своем посту до 2015 года. Но очевидно, что ФИФА сейчас в жесточайшем кризисе. Организация ведет непрозрачную финансовую деятельность. Члены ее исполкома заседают в нем десятилетиями, в массе своей представляют, скажем так, среднеразвитые футбольные страны, зато имеют право вершить судьбы мира. Принципы, по которым ФИФА выбирает места проведения крупнейших турниров, также неопределенны.

В похожей ситуации в свое время оказался МОК — после скандала с подкупом выборщиков перед Играми в Солт-Лейк Сити. Тогда попытка замять дело и ограничиться косметическими мерами едва не кончилась развалом олимпийского движения, и Хуану-Антонио Самаранчу пришлось пойти на радикальные реформы. Вероятно, у Блаттера теперь тоже не будет другого пути, если он хочет доработать свой срок до конца.

Автор: Антон Орех; Forbes 

 

You may also like...