Ливия после убийства Каддафи: война племен или демократия?

Если запад банально не подкупит вождей многочисленных племен, из которых около 30 влияют на «расклады» в Ливии, быть гражданской войне и дикой резне. А если подкупит – быть демократии. В арабском ее понимании…

Даже мертвый, Муаммар Каддафи представляет опасность для своих врагов. Тело бывшего ливийского руководителя, убитого днем 20 октября при попытке выйти из окружения в городе Сирт, находится в неизвестном месте в городе Мисурата. Но вот детали его гибели до сих пор не прояснены.

Вполне вероятно, что скончался 69-летний политик не от потери крови, вызванной серьезными ранениями ног, а был добит прицельным выстрелом, да еще получил прикладом по голове. Поводом для подобных предположений стали видеокадры последних мгновений жизни полковника. Недаром верховный комиссар ООН по правам человека требует провести расследование обстоятельств смерти Муаммара Каддафи.

Как бы то ни было, суда над Муаммаром Каддафи не состоится. Такого не было даже во времена итальянской колонизации, когда ливийского героя сопротивления Омара аль-Мухтара после пленения в бою и уже раненого все-таки судили. Военный трибунал был заранее настроен на смертный приговор, тем не менее итальянцы соблюли формальности. Партизана повесили 16 сентября 1931 года в маленьком городке Солук, что к югу от Бенгази.

Его могила была всем хорошо известна, а сам он всегда был кумиром для большинства ливийцев, причем как для самого Муаммара Каддафи, так и для его врагов. В этом их объединяло одно — ненависть к иностранному военному присутствию, против которого сражался Омар аль-Мухтар.

Где будет захоронен Муаммар Каддафи — неизвестно. Руководители правящего сейчас в Ливии Переходного национального совета (ПНС) уже сообщили, что место захоронения Каддафи будет держаться в секрете. Даже холодное тело поверженного вождя, правившего страной 42 года, все еще представляет опасность для победителей.

Сторонники прежнего режима не так многочисленны, но таковые есть. Как заявил главнокомандующий ПНС Абдель-Хаким Бельхадж, в молодости воевавший на стороне моджахедов с советскими войсками в Афганистане, «наибольшую опасность представляют спящие ячейки». Он имел в виду разрозненные вооруженные группы, залегшие на дно, но способные в любой момент активизироваться, как это произошло на минувшей неделе в Триполи, где в пятницу, 14 октября, верные Каддафи люди, услышав распространенный им призыв подняться на восстание, устроили стрельбу на улицах и ранили нескольких своих противников. Нападавшие скрылись.

Такие акции могут повториться, но при отсутствии лидеров будут носить плохо организованный и в большей степени деструктивный характер, нежели преследующий определенные цели. А ведь вместе с Муаммаром Каддафи погиб его сын Муттасим, считавшийся неплохим командиром, а ранее, предположительно, был убит еще один сын, Хамис, профессиональный военный по образованию (подготовку он в том числе проходил и в Москве). Наконец, во вчерашней бомбежке Сирта самолетами НАТО был убит и самый важный для воюющих на стороне Каддафи человек — министр обороны Абу-Бакр Юнис Джабер. Судьба еще одного сына вождя — Сейф-уль-Ислама Каддафи — уже не повлияет на ход событий. Так что противоречивые сообщения о том, что он убит, задержан или все еще в бегах, имеют теперь уже больше отношения к личной драме семьи Каддафи, нежели к прогнозу о будущем Ливии.

С уничтожением лидеров гражданская война потеряет прежний накал, хотя прекратится не сразу. Для страны же теперь важно, смогут ли населяющие ее многочисленные племена договориться между собой или нет. Вражда между людьми в этой части Африки нередко носит межплеменной, кровный характер. За Муаммара Каддафи, к примеру, воевали представители его племени «каддафа». Это племя при прежнем режиме было обласкано и допущено к власти. И как ни старался революционный полковник распределять блага справедливо, сам характер жизни племен на подвластных ему территориях не позволял добиться желаемого. А раз были обласканные, значит, были и обиженные.

Так, восточные племена, имевшие влияние до устроенной Каддафи антимонархической революции 1969 года, а затем утратившие его, наоборот, сегодня опять имеют больше шансов получить в свои руки управление страной. Противники убитого лидера в основном родом из восточной провинции Киренаика, а их поверженные враги — из Триполитании.

На этом этапе новые власти Ливии и их западные союзники, явно не желающие допустить распада страны, должны как можно чаще встречаться с вождями племен, чтобы уговорить их не бороться друг с другом. Деньги и обещание привилегий — это будет лучшим аргументом. Ливийцы говорят, что расположенный в горах город Бани-Валид, к примеру, сопротивлялся силам ПНС не так ожесточенно, по сравнению с вотчиной Каддафи Сиртом, как раз потому, что был найден правильный подход к вождям населяющего его племени «варфалла».

Бани-Валид — единственный город в Ливии, где живет только одно, а не несколько племен. Вообще же в этой стране более 130 племен, из них 30 — влиятельные. Часть, опасаясь преследований, двинулась сейчас к родственникам в Нигер и Чад, которые граничат с Ливией на юге. Не исключено, что в приграничных зонах теперь тоже будут возникать беспорядки, связанные с присутствием там этих вооруженных людей.

Еще одна проблема, которая не уйдет в Ливии с уничтожением Каддафи, а только обострится, — это отношения между светски настроенными новыми лидерами и их радикальными оппонентами из числа исламистов. С одной стороны, это претендующий на пост премьера в будущем правительстве Махмуд Джибриль, который многим не нравится только за то, что он — учившийся в США либерал. Ему противостоит тот же Абдель-Хаким Бельхадж, который еще недавно считался опасным боевиком и близким к «Аль-Каиде» исламистом.

Ранее говорилось, что сформировать новое временное правительство в течение обещанных 30 дней Махмуду Джибрилю мешает операция по поимке Каддафи. Что ж, посмотрим теперь, как ему удастся преодолеть более серьезные препятствия в виде начавшихся уже распрей и борьбы за власть.

Наконец, еще один момент будет связан с тем, насколько мудро поведут себя западные союзники ливийских повстанцев. Потому что, с одной стороны, без поддержки извне местным политикам тяжело будет справиться с задачей налаживания нормальной жизни. В то же время даже среди противников свергнутого режима найдется немало таких, кто готов будет воевать и против новых властей в том случае, если они слишком уж явно продемонстрируют свою зависимость от Запада. Руководство НАТО уже объявило, что после убийства Каддафи операция Альянса в Ливии скоро закончится…

Автор: Елена Супонина, востоковед; Россия, FORBES

You may also like...