Unitad States of Ukraine: что будет, если гривню заменить на доллар

Далеко не каждая нация способна преодолеть трудности, выпадающие на ее долю. Намного легче узаконить проблему, чем тратиться на ее решение.

Например, власти Нидерландов не смогли отбить у населения желание периодически расставаться с действительностью и капитулировали. Теперь каждый турист знает, в какой стране можно обнаружить десять пальцев на одной руке и купить очищенный препарат тетрогидроканнабинола прямо в аптеке. Слабые немцы тоже предпочитают избегать трудностей, легализовав походы «налево» трудолюбивых бюргеров. Этим же путем идут и другие европейские страны.

А Украина, в отличие от слабаков, мужественно борется с пороками. Даже несмотря на то, что в аптеках абсолютно свободно продаются препараты, обладающие несравнимо большим эффектом, чем каннабис, а некоторые южные города стали Меккой для европейских туристов, лишенных женского внимания.

Борьба в Украине идет практически по всем направлениям. Много чего можно было бы легализовать в политике (хотя могло бы получиться как-то нетрадиционно), но еще больше в экономике. Здесь вообще непаханое поле. Даже национальная валюта, которая уже давно стала долларом США, изо всех сил просится на легализацию. Но власти скрепя зубами настаивают на расчетах в чуждой многим согражданам гривне. А что если хотя бы здесь дать слабину?

Давайте признаем, что гривня давно превратилась в некий математический коэффициент, с помощью которого украинцы вычисляют «реальные деньги». Вот есть некая сумма, которую нужно поделить на число, указанное в обменнике, и получить искомый результат. Согласитесь, мы уже почти 20 лет учим таблицу умножения!

Сначала был коэффициент 1, потом 2. Постепенно добрались до 8. Что будет дальше, тоже всем известно. По оценкам независимых экономистов, долларизация Украины находится на уровне 65%. Почти все крупные покупки проводятся в дензнаках США. Попробуйте купить квартиру или машину на авторынке за гривню. Львиная доля сбережений, как и долгов украинцев, тоже номинирована в американской валюте. Почти вся теневая экономика отдает предпочтение вечнозеленым.

Все кризисы, через которые с таким трудом даже не проходила, а проползала страна, связаны со слабостью гривни

Тогда как от гривни одни проблемы. Все кризисы, через которые с таким трудом даже не проходила, а проползала страна, связаны со слабостью так называемой национальной денежной единицы. И хотя значение валютного курса — следствие, а не причина, тем не менее возможность спекулянтов с подачи властей поиграть с гривней на межбанке в экономически сложные времена дорого обошлась украинцам.

Страна не может дешево занимать деньги на внешних рынках. Все инвесторы просто обязаны включать в стоимость долга вероятность девальвации национальной валюты. Украинцы лишены возможности взять ипотеку под 3–4%, как американцы или европейцы. Большая удача, если удалось занять под 15%, на десятилетия попадая в кредитное рабство.

Гривня — отличное средство для улучшения жизни сегодня, чтобы тебя выбрали завтра. Национальная валюта вовсю используется для политических махинаций. Каждый предвыборный год печатный станок включается на полную катушку, провоцируя рост цен и усиливая давление на валютный курс. Помните, как два года подряд до президентских выборов денежная масса увеличивалась каждый раз на 30%?

С помощью национальной денежной единицы так легко объяснять провалы экономической политики властей. Вместо развития предпринимательства можно стимулировать только крупных экспортеров, периодически ослабляя курс, чтобы им было легче конкурировать на внешних рынках, используя убогое оборудование и варварские условия труда. А потом украинцам популярно объясняется, что они слишком много покупают зарубежных товаров, ухудшая платежный баланс, и пора бы немного спустить жирок.

Бесспорно, согласие на полную долларизацию никогда не решит всех экономических проблем государства. Например, Эквадор, перешедший на доллар, в 2008-м все равно объявил дефолт из-за падения цен на нефть. Не смогли добиться высоких темпов экономического развития и другие страны — Панама, Сальвадор, Восточный Тимор и др. Но это совершенно не означает, что используй они свои национальные валюты, сейчас процветали бы. В еврозоне тоже есть свои лидеры и аутсайдеры: сравните Германию и Грецию.

Всегда можно возразить, что отказ страны от своей валюты и потеря контроля над монетарной политикой могут сыграть злую шутку во время кризисов. Мол, Нацбанк не сможет в случае необходимости снизить или повысить курс, насытить деньгами экономику, нуждающуюся в дешевых кредитах, резко ограничить денежную массу для сдерживания инфляционных процессов и т. д. Все это верно.

Но какая разница, если за все годы независимости эти инструменты все равно полноценно не работали. Ответ, очевидно, либо в коррупции, либо в глупости отечественных экономистов и чиновников. А если это так, то, может, лучше быть пассажиром на Boeing, чем пилотом на неуправляемом кукурузнике?

Автор: Дмитрий Гонгальский, КОНТРАКТЫ

You may also like...