Шок номер два: Европу ждет острейший кризис банковского сектора

Пока все внимание политиков, регуляторов, инвесторов сконцентрировано на «долговом кризисе», Европу может ждать еще один неожиданный удар, причем со стороны известного своей стабильностью банковского сектора региона. Первыми бить в тревогу стали рейтинговые агентства, S&P запустило процесс массового пересмотра рейтингов целого ряда банков Австрии, Испании, Люксембурга, Нидерландов, Бельгии.

В их числе такие финансовые гиганты, как австрийский банковский холдинг Raiffeisen Bank International, который работает в 17 странах Европы и также представлен в России. На пересмотр ушел и рейтинг второго по величине банка Восточной Европы Erste Group Bank. Франко-бельгийская группа Dexia, в последнее время более известная своими финансовыми проблемами, связанными с долговым кризисом в еврозоне, также не избежала внимания S&P.

Кроме того, агентство переместило в «тревожный» список сразу 15 банков Испании, не пощадив крупнейшую финансовую компанию страны Santander. Компанию ей составил и старейший Banco Bilbao Vizcaya Argentaria. Однако подобные действия вызывают лишь раздражение у европейских чиновников, которые обвиняют руководство агентства в излишней ангажированности и желании использовать свою возможность манипулировать рынками.

Так, глава Еврогруппы Жан-Клод Юнкер заявил, что подобные инсинуации со стороны S&P открыто демонстрируют прямое давление, которое оказывается на европейское содружество со стороны рейтинговых агентств. Глава Федерального объединения европейских центров защиты прав потребителей Герд Биллен назвал действия агентства безответственными и потребовал ускорить создание альтернативного рейтингового ведомства. Член управляющего совета Европейского центрального банка Кристиан Нуайе заявил, что решения S&Р крайне несвоевременны и носят политический характер. А Европейское управление по ценным бумагам и рынкам напомнило, что продолжает вести пристальное наблюдение за действиями крупнейших рейтинговых агентств Standard & Poor’s, Moody’s и Fitch Ratings.

Стоит напомнить, что ранее в список на пересмотр Standard & Poor’s отправило и рейтинги крупнейших финансовых холдингов зоны евро: Deutsche Bank, Societe Generale, BNP Paribas, BPCE, Natixis, Credit Agricole, Commerzbank, Rabobank, Intesa Sanpaolo и Unicredit.

Причиной столь жестких действий стала банальная нехватка капитала у европейских банков, вызванная соглашением ряда лидирующих стран мира и всех стран Еврозоны относительно стандарта необходимого уровня капитала, который обеспечит высокую надежность глобальной банковской системы. Третий стандарт Базельского комитета по банковскому надзору при Банке международных расчетов был принят как обязательный, несмотря на то, что европейские банки, в среднем, менее капитализированы, чем американские или японские.

На конец 2009 г. многие крупные банки не укладывались в норматив достаточности, среди них — Deutsche Postbank и Credit Agricole. Эксперты аудиторской компании Pricewaterhouse Coopers предупреждали, что Basel III не учитывает особенности национальных бизнес-моделей, и это ставит банки некоторых стран в тяжелое положение. Базельский стандарт, в первую очередь, бил по так называемым «общественным банкам» Германии, таким как Sparkasse или Volksbank, так как они не являются банковскими организациями в классическом понимании. Германия пыталась повлиять на Базельский комитет, однако в итоге «третий стандарт» был принят как один из «столпов» по предотвращению очередного банковского кризиса.

Одним из ключевых отличий нового Базельского документа является то, что он больше не носит только рекомендательный характер, но принят как обязательное требование, за невыполнение которого предусмотрена ответственность. Банки, которые не смогут привести свою деятельность в соответствие с указанными требованиями, будут вынуждены снижать размеры бонусных выплат и сокращать выплаты дивидендов по акциям.

Однако ряд экспертов предупреждал о возможных проблемах, с которыми столкнется не только банковская система, но и вся региональная экономика. Бытует мнение, что введение стандарта Basel III станет фактором, сдерживающим увеличение объемов кредитования и, следовательно, темпов экономического роста в Европе.

Теоретически внедрение нового стандарта должно сделать глобальную банковскую систему более устойчивой. Однако никто не учитывал, что в посткризисный период жесткие стандарты просто не дадут экономике восстановиться. Банки должны будут увеличить уровень капитала, а кредитование, очевидно, снизится по сравнению с текущими уровнями. А поскольку малый и средний бизнес в случае кризиса ликвидности будет испытывать особенно острую нехватку средств, на фоне отсутствия доступа к кредитным ресурсам, именно этот сектор пострадает больше всех, притом, что основная масса рабочих мест сконцентрирована в этом сегменте.

В случае развития подобного сценария уровень безработицы будет крайним высоким, что поставит крест на перспективах восстановления экономики. Фактически Basel III увеличивает риски коллапса глобальной экономики, ввиду того, что этот стандарт не учитывает посткризисное состояние современной финансовой системы.

Нет ничего удивительного, что сейчас мировые рынки сотрясает новость о том, что европейским банкам необходимы значительные суммы для докапитализации (банки должны увеличить свой капитал на 114,7 млрд. евро до июня 2012 г.). Это вынудит банки окончательно «сесть на диету», свернуть проекты и избавиться от активов на 1,6 трлн евро в ближайшие несколько лет, ограничив предоставление кредитных линий для потребителей и компаний примерно на 1,2 трлн евро, что составляет около 3-5% от общего объема выдаваемых в Европе кредитов.

Представители европейских банков пытаются донести до лидеров правительств стран свои опасения относительно увеличения уровня необходимого капитала, объясняя, что подобное повышение может спровоцировать нисходящую спираль снижения цен на долговом рынке и роста убытков частных кредиторов.

Столкнувшись с сокращением доходов и будучи не в состоянии задействовать рынки капиталов, чтобы провести дополнительный выпуск акций, банки могут обратиться за помощью к правительствам. Около 70% потребности в капитале приходится на кредиторов в Испании, Греции, Италии и Португалии.

«Если южные страны Европы будут вкладывать деньги в банки, их суверенный долг будет расти, что только усугубляет их проблемы. При этом потери банков будут увеличиваться, поскольку они сохраняют позиции по государственным долговым обязательствам. Это порочный круг. На данном этапе трудно понять, что следует стабилизировать в первую очередь — долговые рынки или банковский сектор», — отмечает Карел Лану, исполнительный директор брюссельского Центра по изучению европейской политики.

На этом фоне, по данным Европейского банковского управления (EBA), европейские банки вынуждены были сократить объем вложений в государственные облигации наиболее проблемных стран еврозоны — Греции, Ирландии, Италии, Испании и Португалии, уменьшив их на 65 млрд евро — до 513 млрд евро. Наиболее значительные сокращения в позициях по государственным облигациям стран еврозоны произвел крупнейший французский банк BNP Paribas SA, — на 7 млрд евро. Deutsche Bank сократил долю аналогичных активов на 66%, что составляет 6 млрд евро. Подобные списания напрямую связаны с результатом стресс-тестов EBA, которые провалили крупнейшие банки, в том числе Deutsche Bank, у которого обнаружили потребность в капитале на уровне в 3,2 млрд евро.

Наиболее значительная нехватка капитала зафиксирована у банков Испании и Италии, потребности которых в дополнительных средствах, по оценкам EBA, составляют соответственно 26,2 млрд евро и 15,4 млрд евро. На этом фоне, европейские банки в срочном порядке сворачивают или продают свои подразделения за рубежом, так как вынуждены в условиях ограниченных ресурсов сконцентрироваться на своих внутренних рынках.

Одним из наиболее ярких примеров является ситуация в Польше и Турции. Если ранее это были страны, за которые западные инвесторы готовы были вести ожесточенную конкурентную борьбу, то сейчас, по меньшей мере, 7 крупных европейских банков продали или выставили на продажу свой местный бизнес. Также стало известно, что KBC может распрощаться со своим бизнесом в Польше.

Как минимум, два крупнейших банка Европы — немецкий Commerzbank AG и итальянской UniCredit SpA — сообщают, что планируют свернуть или снизить масштабы кредитования в некоторых странах Восточной Европы, которые ранее были одними из наиболее приоритетных направлений. Оба банка вынуждены идти на такие меры из-за серьезного давления регуляторов.

Ситуация может даже принимать характер истерии: например, в минувшие выходные жители Латвии массово снимали свои средства из шведских банков. Причиной тому стали слухи о проблемах этих финансовых учреждений с финансированием. Пострадали Swedbank, Nordea и SEB. Причем из банкоматов Swedbank за минувший уикенд было выведено в 7 раз больше обычного. Однако официальные лица заявляют, что реальной угрозы нет, а появившиеся слухи не имеют под собой оснований.

В Болгарии, Хорватии, Македонии, Польши, Румынии и Сербии в общем объеме активов банковской системы около 20% принадлежат банкам со штаб-квартирами в Греции, Ирландии, Италии, Португалии или Испании, которые являются наиболее проблемными странами Европейского союза. Крупные австрийские банки, в том числе Erste Group Bank AG и Raiffeisen Bank International AG, фактически создали одну из крупнейших сетей филиалов в Хорватии, Чехии и Венгрии.

Банки Великобритании, такие как HSBC Holdings PLC и Lloyds Banking Group PLC, рассматривают возможность ухода из десятков стран мира для укрепления структуры и увеличения уровня базового капитала. Французские банки, такие как BNP Paribas SA и Societe Generale SA, выводят свои деньги из проектного финансирования и кредитования других видов деятельности, чтобы укрепить свои балансы.

Долговой кризис вынуждает регуляторов распутывать эту сеть проникновения банковских капиталов, что может привести к полной остановке трансграничного кредитования. Рано или поздно регуляторы будут вынуждены пересмотреть нормативы третьего стандарта или же национализировать банки.

Решение будет зависеть от того, что окажется меньшим злом: падение ряда крупных банков или же очередной провал в концепции создания новой устойчивой финансовой системы. От того, насколько быстро европейские политики придут к тому или иному решению, зависит сохранение единой банковской системы в Европе. Которая, кстати, до недавних пор обеспечивала конкурентное преимущество Европейского Союза перед другими регионами, претендующими на глобальное лидерство.

Автор: Алексей Пухаев , WIN.ru

You may also like...