Румыния атакует Украину; «дунайская война» и ее последствия

«Пиратство» в устье Дуная при странном попустительстве румынских властей – отличный способ снизить грузопоток с украинской стороны. Теперь многие грузы, идущие в Европу, пойдут через порты румынские. Еще это – отличный способ давления на Украину с целью «прессинга» на развитие ее ГСХ «Дунай-Черное море». Таким образом, «культивацией» пиратства Бухарест убивает сразу двух зайцев: наносит удар в торговой (точнее, транзитной) войне и одновременно прикрывает свои «территориальные шалости» в отношении Украины.

В конце января на украинско-румынском дипломатическом фронте произошло событие, которое осталось пока без продолжения. И по каким-то непонятным причинам не получило должного резонанса в Украине. Хотя должно было сразу насторожить украинскую общественность и рассматриваться через призму давних «приятельских» отношений Киева и Бухареста.

А именно: Министерство иностранных дел Украины передало послу Румынии ноту с требованием проведения расследования нападений на украинские суда в румынской части реки Дунай. «26 января мы пригласили в МИД представителя посольства Румынии в Украине и передали ему соответствующую ноту, где высказали обеспокоенность фактами нападений бандитов на украинские суда. Мы требуем проведения всестороннего расследования этих инцидентов и просим проинформировать украинскую сторону насчет расследования», – сообщили в МИДе.

Таким образом МИД отреагировал на инциденты, которые произошли 4 и 7 января. «МИДу известны факты нападения на украинские суда, баржи, которые проходили по Дунаю, со стороны преступников, которые нападали именно с румынской территории», – сообщил пресс-секретарь МИД Александр Дикусаров. Он назвал напавших на украинские суда «преступниками и бандитами». «Они имели при себе холодное оружие, угрожали членам экипажа оружием, они украли несколько сот метров буксировочных тросов», – сказал он. МИД также поручил посольству Украины в Румынии обратиться к румынским правоохранительным органам с целью оперативного обмена информацией о ходе расследования.

Заметим, что подобные случаи нападений румынскими «правонарушителями» на украинские суда на Дунае – вовсе не редкость, они отмечаются как минимум с 2010 года. Но по какой-то причине они не получают должного резонанса, хотя явно должны. Как сообщает Украинское Дунайское пароходство, особенно достается несамоходным судам. Наиболее опасен район от 240 до 350 километра Дуная, где корабельные составы переформируются для прохождения рукавом Борча-Бала. Этот участок является альтернативным судоходным путем для речных судов в период мелководья.

Особенно стоит обратить внимание на то, что, как отмечают в Украинском Дунайском пароходстве, пиратские нападения происходят «при полном попустительстве со стороны румынских властей». К тому же украинское пароходство несет большие финансовые потери, а груз не доставляется по месту назначения, – соответственно, к судоходной компании предъявляются коммерческие претензии и штрафные санкции.

Вроде бы ничего особо удивительного не происходит. Казалось бы, если в уже перманентно кризисной Европе вспыхивают настоящие бунты, отчего бы не появиться на ее просторах и пиратам? Тем более в далекой от благоденствия и процветания Румынии. Отметим для себя и ключевую фразу о том, что все случаи пиратства происходят «при полном попустительстве со стороны румынских властей».

Не помешает вспомнить и события, происходившие в приграничных с Румынией районах Украины осенью-зимой прошлого, 2011, года. Местные СМИ тогда рассказывали о фактах появления на Буковине и в Бессарабии (украинская Черновицкая и Одесская области) листовок с надписями на румынском языке: «Здесь Румыния» и «Бессарабия – это Румыния». Они не содержали никакой информации о том, кто их распространил, был указан только адрес интернет-сайта распространенного в Румынии движения «Акция-2012». Это движение до последнего времени проявляло серьезную активность в соседней Молдове, но, как видим, зона ответственности румынских «активистов» шагнула ближе к Днепру.

Собственно, «война на Дунае» между Украиной и Румынией началась еще в начале 2000-х годов, когда украинская сторона начала строительство судоходного канала «Дунай – Черное море». Официальное открытие его первой очереди состоялось 26 августа 2004 года. Как известно, Румыния на тот момент уже имела подобные судоходные каналы в дельте Дуная, потому украинский проект являлся прямым конкурентом и был для румын крайне нежелательным.

Бухарест избрал обходную тактику – он принялся заявлять, что Киев нарушает экосистему и своим проектом создает «экологическую опасность» в регионе, в связи с чем Румыния обращалась в международные инстанции, в том числе и в международный Комитет Эспоо (Конвенция Эспоо 1991 г, названная по названию финского города, где находится Комитет, декларирует обязательство государств не наносить вреда окружающей среде на территории соседних стран во время осуществления трансграничных проектов, причем это должно предусматриваться на ранних стадиях их планирования).

В 2005 году, когда Румыния обратилась в комитет Эспоо с жалобой на Украину, она аргументировала свои претензии тем, что строительство канала оказывает значительное негативное трансграничное влияние и Украине следует указать на несоблюдение ею норм конвенции. По утверждению Бухареста, Украина грубо нарушила процедуры уведомления о деятельности по восстановлению навигационных глубин и возобновлению судоходства. В свою очередь, украинская сторона утверждала, что румынские претензии не обоснованы, поскольку Киев поставил в известность румынскую сторону относительно работ еще 18 декабря 2002 года, то есть за два года до начала реализации проекта «Дунай — Черное море». Причем общее число уведомлений составило более двух десятков.

В 2005 году Украине не удалось убедить комитет по реализации Конвенции Эспоо в своей правоте, и судоходство по гирлу Быстрое было прекращено, а украинская власть фактически пустила дело на самотек. Румыния продолжала атаковать Комитет Эспоо в надежде, что Украине полностью запретят строительство, но тут она перегнула палку: в июне 2007 года комитет Эспоо отклонил очередную жалобу Румынии и предложил решать проблему в двустороннем порядке. Киев тогда почему-то и пальцем не пошевелил, чтобы решить вопрос в свою пользу. Как результат, в мае 2008 года на заседании комитета Эспоо в Бухаресте от Украины потребовали прекратить работы по проекту строительства глубоководного судового хода «Дунай — Черное море», а также отменить решение Кабинета министров Украины от 28 декабря 2007 года о начале второго этапа проекта, предусматривавшего доведение проходных глубин до 7,2 метров.

Такое решение было принято даже несмотря на то, что Румыния так и не смогла представить подтверждающие материалы негативного трансграничного влияния судового хода в гирле Быстрое с момента его открытия в августе 2004 года.

На сегодняшний день вопрос так и не решен. Весной 2011 года стало известно о том, что Комитет Эспоо может вынести предупреждение правительству Украины о несоблюдении норм Конвенции в части реализации проекта «Создание глубоководного судового хода (ГСХ) р. Дунай-Черное море» на украинском участке (через устье Быстрое). Украинские эксперты считают, что в случае вынесения Украине такого предупреждения, Румыния может использовать это решение для создания международного юридического прецедента, заблокировать любую хозяйственную деятельность Украины в дельте Дуная и практически лишить Украину торгового выхода к морю.

Кроме того, что украинский ГСХ «Дунай-Черное море» серьезно снижает грузопоток по румынским каналам, есть еще один очень важный момент для Бухареста в «войне на Дунае». А именно: постоянно обвиняя Украину в «неправильных» работах на Дунае, Румыния сама усиленно реализует проекты по углублению дна своей части реки. При этом выбросы значительного количества ила и песка в Килийский рукав Дуная, которые практикует Румыния в ходе дноуглубительных работ на своей территории, заметно уменьшает территорию Украины.

В частности, значительная часть выбросов ила с румынской стороны оседает за струенаправляющей дамбой на мысе Измаильский Чатал на румынском берегу, образовывая мель в Килийском рукаве Дуная, которая постепенно увеличивается. Результаты украинской космической съемки показывают: если в начале 2003 года этой мели еще не было, то в марте 2006-го ее площадь составляла уже 4,3 тысячи кв.м, а в августе 2008 года — почти 20 тысяч кв.м.

Дальнейшее увеличение мели с румынской стороны приведет к сдвигу фарватера реки, по которому проходит государственная граница, в украинскую сторону. А здесь уже возникает и вопрос принадлежности островов на Дунае (еще одна больная в украинско-румынских отношениях тема), и вопрос дальнейших работ на реке с украинской стороны.

Заметим также, что «пиратство» при странном попустительстве румынских властей – отличный способ снизить грузопоток с украинской стороны. А это значит, что эти грузы, идущие в Европу, пойдут через иные порты – понятно, румынские. В то же время это и отличный способ давления на Украину с целью «прессинга» на развитие ее ГСХ «Дунай-Черное море». Таким образом, «культивацией» пиратства Бухарест убивает сразу двух зайцев: наносит удар в торговой (точнее, транзитной) войне и одновременно прикрывает свои «территориальные шалости» в отношении Украины.

Если связать вместе эти факты, включая «дунайских пиратов» и листовки на Буковине, получается не самая красивая история. В ноябре прошлого года теперь уже бывший министр иностранных дел Румынии Теодор Баконски заявил, что у Румынии нет никаких территориальных претензий к Украине. «Я хочу однозначно ответить на этот вопрос: Румыния – сторонник неприкосновенности границ государств. У нас нет никаких претензий по отношению к территориальной целостности других стран», – сказал он во время визита в Киев. Украинские политики тогда обрадовались этому заявлению – но, видимо, рано радовались.

Не менее интересно поведение Украины в складывающейся ситуации. Последние случаи нападения на украинские суда, как мы отметили выше, произошли 4 и 7 января. Украинское Дунайское пароходство сразу же разместило об этом информацию в средствах массовой информации. И только через три недели(!), 26 января, МИД Украины соизволил отреагировать на ситуацию маловразумительным заявлением. Это промедление трудно понять.

Когда в конце прошлого года глава МИД Румынии рассказывал об отсутствии территориальных претензий к Украине, его ход был понятен – тогда в Украине наблюдался серьезный резонанс в связи с размещением в Румынии элементов европейской ПРО США/НАТО. И задачей румынской стороны было успокоить соседей, сняв излишние проблемы на этом направлении. Но отчего в самой Украине поверили в румынские сказки – понять трудно.

Ведь от своей давней идеи «Великой Румынии» Бухарест не отказывался. Как свидетельствует мировой опыт, во время подобных «тихих противостояний» сторона, которая становится жертвой территориальных претензий, должна жестко реагировать на любой выпад против себя. А именно этого Киев, увы, сегодня и не демонстрирует.

Автор: Дмитрий Тымчук,  odnarodyna.com.ua 

You may also like...