ВУЗы Украины плодят «слюсарчуков». Почему

Диплом о высшем образовании в стране всё чаще получают для галочки, а не ради знаний, и эту привычку государство поддерживает на самом высоком уровне. Что проку от такого «образования»?

 «Твоя поступать собралась?» — «Зачем? Заплатим — и будет ходить в университет». — «Какой?» — «Экономический какой-то, мы с мужем в названиях запутались». — «Так она у тебя в математике ни черта не смыслит». — «А в чём она у меня смыслит? Не всем быть умными. Но высшее образование не помешает. Диплом у каждого нормального человека есть, так легче в жизни». Этот незамысловатый разговор в очереди у кабинета врача отражает реальную ситуацию с высшим образованием в стране.

И вроде всё верно: с корочкой об окончании вуза «легче в жизни». Но так ли нужно высшее образование и такое ли оно высшее, как указано в аккредитации? Например, в стране функционирует около 200 заведений, которые выпускают юристов. При этом на рынке котируются выпускники максимум семи из них. Для чего существуют остальные?

«Она — ужасный человек, — рассказывает о своей преподавательнице Инна, студентка-заочница одного из столичных вузов. — С ней невозможно договориться! Оценки ставит за знания, ещё и издевается». Оказывается, такие преподаватели сейчас редкость. Со всеми остальными вопросы по сдаче зачётов или экзаменов решаются быстрее и проще. К кому-то, конечно, приходится присматриваться и принюхиваться, остальные чётко и заблаговременно сообщают о своих расценках и приоритетах.

Знакомый преподаватель рассудил так: «Кому нужно, тот выучится и без меня. Или подойдёт, спросит совета». При этом негодует: мол, сколько дебилов поступило в их вуз и совершенно непонятно зачем. «Я бы их и в ПТУ не пустил, будь моя воля. Не моя миссия их учить, они сами не хотят учиться, но платят, а значит, диплом всё равно получат, буду я брать при этом взятки или нет», — сетует он.

Слушая откровения обеих сторон, порой складывается впечатление, что и те и другие запутались. В крайнем случае, просто устали от сложившейся ситуации, но менять, судя по всему, ничего не собираются.

Так, некоторые студенты возмущаются, дескать, чему нас могут научить те, кто тупо читает тексты чужих конспектов времён СССР. «Академический секонд-хенд, —

комментирует знакомая второкурсница. — А физика, например, тем временем развивается. Стоит хотя бы британские журналы читать. Но куда им. Только русский знают и украинский — с горем пополам».

Парад нелестных отзывов учащихся можно продолжать. «Я хочу разбираться в финансах. Но финансист лишний раз ничего не объяснит. Если не понимаешь, ты автоматически — тупой, а кинешь ему в зачётку баблосы, становишься умным». Или же: «Как я могу заинтересоваться предметом, если нам сразу сказали: без денег ни зачёт, ни экзамен не сдашь. После такого сообщения хочется что-то учить? Нет. Мне проще заплатить и пойти что-то почитать самому, чем слышать противный голос препода. Зачем я поступал, непонятно».

Преподавателям, в свою очередь, тоже есть что предъявить. «Смотрю на них — стадо какое-то. Гогочут, толкаются, тупят. Сразу выбираю для себя человек пять, в лучшем случае. С ними и работаю, — рассказывает знакомый педагог. — Все остальные — пародия на студентов. Там пять классов на лбу написано, и всё — стоп, пропасть». Другой ему вторит, мол, многие и вовсе не настроены учиться: заплатили и рады. А преподаватели нужны лишь для того, чтобы о них ноги вытирать. «Она фотографирует свой сапог и подружке MMS отправляет. Я ей говорю: выйди, если тебе неинтересно. А она мне: я вам за это плачу, а не вы мне».

Искреннее удивление вызывает, например, тот факт, что национальной безопасностью в Украине в своё время ведал врач-гинеколог. И это далеко не единичный случай как на государственном уровне, так и среди обычных людей. В моём радостном детстве была некая Андромеда Натановна, которая всю жизнь работала дворником, потом стала управдомом, затем перешла работать в паспортный стол, получила звание капитана милиции, захотела работать в Интерполе и погорела на проверке документов, которые выявили её швейно-мотористический фундамент. Стать капитаном ей это не помешало, женщину подвели амбиции.

Весь прошлый год в стране прошёл под знаком Доктора Пи. С Андреем Слюсарчуком, который приписал себе феноменальные способности и диплом врача, до сих пор разбираются журналисты и психологи. Сейчас за него взялся суд. Мог ли обычный пэтэушник стать нейрохирургом? Вполне.

У нас чего только не бывает.

Господин Слюсарчук — пример человека с невыясненным образованием и мутным прошлым. В других подобных случаях — это люди с купленными образованием и степенями. Ещё страшнее, когда в профессию приходят те, кто официально получил якобы нормальное высшее образование, но при этом как был, так и остался невеждой. Врачи с купленными знаниями по анатомии. Юристы с купленными знаниями по правам человека. Экономисты с выменянными на «Шанель» представлениями о макроэкономике. Учителя со встроенными купи-продай подходами к обучению других.

Автор: Лариса Денисенко, писатель, преподаватель, ФОКУС

You may also like...