Костры на атомных подлодках

В марте 2010 года в Северодвинске (Архангельская область, Россия) в Центре судоремонта «Звездочка» более 15 часов тушили пожар на атомной подлодке «Ак Барс» (субмарину по специальной программе разделывают на «иголки»). Это происшествие заставило пристальнее посмотреть на то, в каких условиях госкорпорация «Росатом» утилизирует многочисленные АПЛ, доставшиеся еще от Советского Союза. Интерес не праздный – пожар этот был далеко не первым.

У последнего причала

Ядерного добра у нас хватает. Оборонка долгое время работала именно на атомного монстра.

– За годы «холодной войны» в СССР было построено огромное количество судов с ядерными энергетическими установками: почти 250 АПЛ, пять надводных кораблей – среди них несколько тяжелых ракетных атомных крейсеров класса «Адмирал Ушаков», восемь ледоколов и лихтеровоз «Севморпуть», – рассказывает «АН» вице-президент московского клуба независимых ученых, ядерщик Валерий Волков. – Но не было создано никакой инфраструктуры для разделки этих «пароходов» после их старения.

Таким образом, России досталась в наследство сильная головная боль: как утилизировать эти суда, очистить территориальные воды и землю от радиоактивных отходов?

– К осени 1996 года насчитывалось около 150 АПЛ, выведенных из боевого состава и отправленных на базы отстоя ВМФ, – рассказывал «АН» ныне покойный адмирал, бывший командующий Черноморским флотом Эдуард Балтин. – Из них 90 находились на Северном флоте, а около 60 – на Тихоокеанском. Позднее количество таких АПЛ увеличилось до 198.

В таких реакторах имеется «начинка» – облученное ядерное топливо (ОЯТ).

Сегодня реакторы на списанных АПЛ заглушены. Но не везде они вырезаны из корпусов. Эти реакторы, по мнению атомщиков, таят в себе опасность. Хотя вероятность самопроизвольной цепной реакции ничтожно мала, но специалисты не исключают возможности выбросов или утечки радиоактивности из реакторов в результате стихийных бедствий или халатности.

Программа Нанна-Лугара

Общий вес металла атомных субмарин (который нужно утилизировать) – 1,5 млн. тонн. Для вывоза оставшегося после них облученного ядерного топлива на предприятие «Маяк» (Челябинская область) – с Северного и Тихоокеанского флотов необходимо совершить 100 рейсов специальному «ядерному» поезду. Всего же на утилизацию и реабилитацию загрязненных территорий нужно 120 млрд. рублей.

О том, как именно нужно утилизировать отечественные атомные подлодки, ломали головы давно.

В 2002 г. в Госдуме состоялись парламентские слушания. Депутаты признали: это одна из самых острых экологических проблем.

До середины 1990-х годов производственные мощности и скудное финансирование позволяли отправлять на утилизацию только три АПЛ в год. У Минатома (ныне – ГК «Росатом») был только один эшелон из четырех вагонов для транспортировки ОЯТ. Он в год совершал всего 10 рейсов.

Вскоре проблема приобрела масштабы отчетливо надвигающейся катастрофы: в отстое «ржавели» уже 125 подводных атомоходов. Из них 105 – с ядерной «начинкой».

Тогда о проблеме утилизации старых атомных лодок в России с тревогой заговорили на Западе. И России начали помогать, что называется, всем миром. Нашлись деньги и у Правительства РФ: работы были регламентированы специальным постановлением. Утилизация атомных подлодок пошла в рамках Федеральной целевой программы «Промышленная утилизация вооружения и военной техники».

До 2002 г. Россия получала финансовую помощь только от США по программе «Совместное уменьшение угрозы». Она известна также как «Программа Нанна-Лугара».

Но потом руку помощи протянули Норвегия, Канада, Италия. Понять правительства этих стран можно.

– Ядерный и радиационный риск при утилизации АПЛ значительно выше, чем при их строительстве и эксплуатации. Количество опасных операций увеличивается в 2-2,5 раза, объем радиоактивных отходов возрастает в 4-5 раз, – рассказывает «АН» доктор технических наук, профессор Игорь Острецов. – Стоимость разделки одной лодки – около 6 миллионов долларов. Эта сумма возрастет во много раз, если Россия будет приближаться к западным требованиям по безопасности хранения компонентов АПЛ.

Как же проходит утилизация АПЛ? Посмотрим на примере ФГУП Центр судоремонта «Звездочка». Ее «ножи» кромсают за год до шести атомных лодок.

Что уже сделано?

Из 31 АПЛ удалили ракетные отсеки. Утилизировали 22 стратегических АПЛ класса «Янки», «Дельта-1,2,3», восемь многогоцелевых АПЛ класса «Виктор-1,2,3», два АПЛ класса «Оскар-1», пять многоцелевых АПЛ класса «Виктор-1,3».

Кто поджарился в «Осином гнезде»

Атомные субмарины, как действующие, так и утилизируемые, – объекты повышенной опасности. Казалось бы, от них мух должны отгонять. Однако полыхают они с завидной регулярностью, как колхозные коровники. Посмотрим ЧП последних семи лет.

Ноябрь 2002 года. Пожар на АПЛ Тихоокеанского флота в заливе Стрелок. Имя субмарины в СМИ не просочилось.

Ноябрь 2004 года. На Камчатке во время проведения плановых работ произошел взрыв на атомной подводной лодке «К-233».Погиб матрос Дмитрий Коваль.

Август 2005 года. Северодвинск, «Звездочка». На утилизируемой АПЛ проекта 671 «Щука» произошел пожар. Погиб один человек.

Апрель 2006 года. Пожар на АПЛ в плавучем доке г. Вилючинск (имя субмарины неизвестно. На Камчатке «прописаны» АПЛ «Омск», «Петропавловск – Камчатский», «Вилючинск», «Иркутск», «Челябинск», «Красноярск». в справочниках НАТО эта база атомных подводных ракетных крейсеров проходит под кодовым названием «Осиное гнездо». Кто из них горел?).

Ноябрь 2008 года. ЧП на АПЛ «Нерпа». 20 жертв. Комиссия после завершения работы присвоила итоговому акту гриф «Совершенно секретно».

Октябрь 2009 года. В Северодвинске загорелась АПЛ «Казань». Погибли два человека.

19 февраля 2010 года. Пожар на АПЛ «Ак Барс». Обошлось без жертв.

Если внимательно посмотреть на это досье, то станет понятно, что горят атомные лодки каждый год. Причем чаще всего «на приколе», во время разделки. Это, так сказать, одна проблема, связанная с человеческим фактором. Но есть и другая.

Площадка в бухте Разбойник

– Из-за высокого уровня остаточной радиации реакторную установку атомной подлодки невозможно утилизировать в течение 50-70 лет, – продолжает профессор И. Острецов. – Поэтому реакторные отсеки вырезаются из корпуса лодки и устанавливаются на специальные площадки для хранения. Однако площадок не хватает. И часть этих отсеков приходится хранить в воде. К примеру, в губе Сайда (Кольский залив, Мурманская область).

Именно эти плавающие «атомные гробы» более всего волнуют наших западных соседей. Но ситуация все же меняется: на побережье губы Сайда строится Пункт долговременного хранения реакторных отсеков. Уже сдана первая очередь. Второй такой Пункт долговременного хранения реакторных отсеков возводится в Бухте Разбойник (Приморский край). Он будет сдан летом 2010 года. Так что все «атомные гробы» будут храниться под строгим контролем.

Автор: Надежда Попова, «Аргументы Недели» 

You may also like...