Третий мир: общие могилы и бордели

Острейшим вопросом остается одна из глав последней мировой войны, которая даже не упоминается в большинстве учебников истории – третий мир во время Второй мировой войны.

 В наши дни демонстрации в Китае, акции рыбаков из Тайваня, а также дипломатические ноты Кореи по поводу нескольких скалистых островов осложняют отношения с Японией, и во многом это является результатом оккупационной политики в Азии во время Второй мировой войны.

Мемориальный комплекс в Дранси (Drancy), открытый недавно во Франции и напоминающий о пересылочном лагере, в который режим Виши сгонял евреев перед их депортацией в Аушвиц, вызывает вопрос о том, какими средствами принуждения на самом деле пользовался маршал Петен. В Италии недавно возникли споры относительно сооружения памятника Родольфо Грациани (Rodolfo Graziani), и речь шла не только о деятельности командующего республикой Муссолини с прозвищем Сало, но также и о его методах ведения войны в Эфиопии в 1936-1937 годах, жертвами которой стали сотни тысяч людей.

Три современных примера показывают, насколько острым вопросом остается одна из глав Второй мировой войны, которая даже не упоминается в большинстве учебников истории – третий мир во время Второй мировой войны. Таково было название охватившего весь мир проекта, в рамках которого в середине 90-х годов объединились некоторые журналисты, чтобы найти свидетелей тех событий и записать их истории. И их оказалось неимоверно много.

«Наши жертвы не принимаются в расчет»

Достаточно вспомнить названные в начале статьи примеры: согласно существующим оценкам, жертвами японской «восточноазиатской сферы взаимного процветания» в Китае стали более 20 миллионов человек. Один миллион чернокожих африканцев и большое количество сырья из колоний использовались по обе стороны фронта во Франции – режимом Виши и Французскими свободными силами (Forces francaises libre) под руководством де Голля. С 1935 года по 1941 год Италия вела жестокую захватническую войну на уничтожение в Эфиопии, в которой Великобритания использовала сотни тысяч солдат, рекрутированных в Африке и в Индии.

Результаты проведенных исследований в рамках проекта «Наши жертвы не в счет. Третий мир во Второй мировой войне» (Ассоциация А, Берлин-Гамбург) (‘Unsere Opfer zaehlen nicht’. Die Dritte Welt im Zweiten Weltkrieg» (Assoziation A, Berlin/Hamburg) были опубликованы в 2005 году, и в настоящее время вышло уже четвертое издание этой книги. Кроме того, с 2009 года работает регулярно обновляемая передвижная выставка, которая в настоящее время сделала остановку в Историческом музее во Франкфурте. Она наглядно демонстрирует, какие прорехи еще зияют в наших знаниях о Второй мировой войне, о которой говорится, что это наилучшим образом задокументированная эпоха в истории в целом.

Колонии в связи с Второй мировой войной, как правило, всплывают тогда, когда речь заходит о военных планах Гитлера и их реализации на востоке Европы. Эти попытки создания колониальной империи не играют на открытой во Франкфурте выставке никакой роли. Ее внимание сосредоточено на других полях сражений: императорская Япония захватила колониальные владения голландцев, американцев и французов в Восточной Азии и угрожала Британской империи. Италия вела военные действия в Эфиопии и в Ливии, тогда как режим Виши контролировал Алжир и Марокко, а также пытался распространить свое влияние на другие регионы Западной Африки.

Южноафриканцы против Роммеля

В гражданской войне в Испании, в которой Германия, Италия и Советский Союз испытывали свою военную технику, принимали участие также марокканские солдаты из Иностранного легиона. Когда Эрвин Роммель (Erwin Rommel) пытался завоевать оккупированный британцами Египет, ему противостояли южноафриканские войска. В британской Бирме несли большие потери индийские дивизии. На Соломоновых островах в южной части Тихого океана американских морских пехотинцев поддерживали местные жители.

На выставке все эти события представлены на больших стендах. При этом используется также один характерный прием. В залах выставки постоянно воспроизводятся отрывки из интервью со свидетелями тех событий и их потомками.

«Здесь похоронены те, кто погиб во время устроенной французами жестокой резни в той казарме, – рассказал в 1997 году сенегальский кинодокументалист Малик Ндиайе (Malick Ndiaye). – Здесь, судя по всему, больше 250 могил, так как в каждом ряду их примерно 25». В 1944 году в Дакаре взбунтовались чернокожие африканские «стрелки» (tirailleurs), так как французские офицеры не выплатили им вознаграждение и обещанную премию при увольнении. После этого их лагерь окружили танки, и был открыт огонь по бунтовщикам. На этих материалах раньше стоял гриф «Секретно».

Тела чернокожих были эксгумированы

И в британской колониальной империи люди с цветной кожей считались людьми второго сорта. Это относилось даже к умершим. После наступления Роммеля в 1942 году белые и черные солдаты южноафриканской армии были похоронены в общей могиле, однако после победы британцев захороненные тела были эксгумированы и после этого погребены раздельно в соответствии с цветом кожи. Великобритания мобилизовала во время войны более 5 миллионов человек в своей колониальной империи.

Многие африканцы и азиаты были насильно поставлены под ружье или завлечены обещаниями, который затем не выполнялись. Это относится и к тем людям, которые не участвовали в военных действиях. Их заставляли работать на заводах, в рудниках или на ткацких фабриках. Особенно драматичной были ситуация в колониях, расположенных в Юго-Восточной Азии, поскольку японцы бесцеремонно эксплуатировали природные ресурсы этих территорий. Например, на Филиппинах возникло партизанское движение, с участниками которого оккупационные власти вели жестокую борьбу. В результате были убиты сотни тысяч людей.

Около 200 000 женщин, прежде всего – из Кореи, но также из Малайи, Филиппин и Китая были насильно направлены в бордели, обслуживавшие солдат и офицеров японской армии. Отказ от официальных извинений, а также нежелание выплатить компенсации является одной из причин той резкой реакции, которую провоцируют действия японцев в споре за упомянутые острова.

Глубочайшее презрение с обеих сторон

Выставка во Франкфурте демонстрирует свою солидарность с миллионами жертв, истории которых были раньше скрыты. Однако при этом не каждая интерпретация здесь является истиной в последней инстанции, о чем свидетельствует представленная в упрощенном виде глава, посвященная китайско-японскому театру военных действий.

Там пролегает кровавый след японских военных преступлений – в 1937 году в Нанкине была организована жестокая расправа, в ходе которой специальные части применяли в том числе биологические боевые вещества. Вместе с тем, впоследствии националистические и коммунистические части отплатили японцам той же монетой. Глубочайшее презрение к врагу было характерно не для одной, а для двух сторон в этом конфликте.

В 2009 году после открытия выставки в Берлине произошел скандал. Берлинский центр «Мастерская культур» (Werkstatt der Kulturen) лишил экспозицию своей поддержки, поскольку жертвы, по мнению его представителей, были релятивированы. Основанием для такого решения стали те стенды, на которых было представлено сотрудничество стран третьего мира с национал-социализмом.

«Арабам в особенности и мусульманам в целом вменяется в обязанность поставить себе обязательную цель, добиваться которой они должны всеми своими силами. Речь идет об изгнании евреев со всех арабских и мусульманских земель», – заявил в 1943 году в Берлине верховный представитель палестинцев Амин аль-Хусейни. Открыто демонстрируя свое восхищение Гитлером, он добавил: «Национал-социалистическая Германия знала, как избавить себя от несчастья, связанного с евреями».

50 000 индийцев в Ваффен-СС

После провалившейся попытки путча аль-Хусейни уже из Берлина призвал арабов к проведению священной войны против союзников по антигитлеровской коалиции и против евреев. Этот пример показывает, что не так легко провести границу между добром и злом, как это часто представляют себе современные сторонники мультикультурализма.

Случай с лидером палестинцев не является единственным. Индийский борец за свободу Субхас Чандра Бос (Subhas Chandra Bose) восхищался Гитлером как «высокочтимым лидером», пропагандировал некий «синтез фашизма и национал-социализма», а также в составе 50 000 корпуса участвовал в военном вторжении японцев в Индию в 1944 году. Кроме того, Бос мобилизовал 3500 индийцев в состав Индийского легиона Ваффен-СС, которые были задействованы во Франции.

Вермахт со своей стороны проявлял мало сочувствия по отношению к чернокожим африканским колониальным войскам, которые в 1940 году оказались у него в руках в ходе Французской кампании. К ним относились хуже, чем к их белым товарищам, а в некоторых случаях их просто расстреливали.

Право на собственную историю

В своем предисловии к сопроводительной брошюре историк камерунского университета в Яунде Кум’а Ндумбе III (Kum’a Ndumbe III.) упрекает своих западных коллег в том, что они «умышленно или непроизвольно проводят политику тихого расизма», поскольку при изучении Второй мировой войны они основное внимание уделяют событиям в «центрах благосостояния».

Однако вывод о том, что «право на собственную историю» включает в себе монополию на ее изучение, не является обоснованным. Вторая мировая война была глобальной катастрофой, и именно поэтому ее изучение не позволяет возводить национальные или культурные границы. Сама выставка во Франкфурте является великолепным тому подтверждением.

Бертольд Зеевальд (Berthold Seewald) ("Die Welt", Германия)

Оригинал публикации: Die Dritte Welt in Bordellen und Massengräbern / перевод ИноСМИ

You may also like...