Россия: кражи госномеров с авто – и воры, и ГАИ работают хорошо. С прибылью…

Сотни автовладельцев в Москве и Подмосковье становятся жертвами негодяев, ворующих с машин номера. Полиция бездействует, законотворцы – безмолвствуют, а тем временем номерокрады до отказа продолжают набивать легкими деньгами свои карманы. Суть и подноготная криминального «бизнеса».

Десятки, а то и сотни автовладельцев по всей Москве и ближайшему Подмосковью становятся жертвами негодяев, ворующих с машин номера. Полиция бездействует (и хотя в сентябре прошлого года отечественные «жандармы» вроде как повязали бандочку, причастную к исчезновению «жестянок», даже раструбили об успешном задержании по всем СМИ, да вот «закрыть» злодеев не очень-то получилось), законотворцы – безмолвствуют (поправка в УК РФ о привлечении к ответственности за кражу номеров больше похожа на чью-то фантазию, нежели скорая реальность), а тем временем номерокрады до отказа продолжают набивать легкими деньгами свои карманы. И выхода из этого порочного круга, похоже, нет.

Чаще всего номера тырят (извиняюсь, за жаргон, но иначе и не скажешь) с больших грузовиков и «полуторок». Легковушки тоже попадают под раздачу, но обычно воруют либо с новых иномарок, либо с авто, чьи бампера украшают «красивые» номера (с тремя одинаковыми буквами или цифрами) или иностранные.

Интерес криминальных элементов именно к вышеописанному контингенту вполне объясним: большегруз в среднем приносит его владельцу от 20 до 70 тысяч рублей в сутки, без номеров машина превращается в недвижимость (ибо за эксплуатацию авто без «жестянок» светит ни много, ни мало, а лишение «прав»), да и за срыв заказа хозяину фуры придется заплатить солидную неустойку. Потому и просят похитители номеров с владельцев грузовиков минимум червонец. В отдельных случаях, когда звонящий говорит, мол, мне ехать срочно надо (слово «срочно» здесь для бандюков ключевое), ставки возрастают до 50 000 «рэ».

С «Газелями» все немного скромнее. Здесь обычно ценник за возврат номеров – хотя корректнее сказать «за информацию о месте, где они спрятаны» – заметно скромнее: от трех до семи тысяч рублей. «Вилка» в несколько тысяч зависит от принадлежности к региону. Скажем, со столичного владельца минигрузовичка попросят трешку. Ну а если авто приехало в Белокаменную из Липецка или Тамбова, то меньше, чем за пятачок ну никак не разойтись.

С владельцев «блатных» номеров денег просят безбожно. Разговор начинается минимум от 50 000 рублей, ну а потолок, говорят, составляет 150 000 «деревянных». С владельцев машин с иностранными номерами взаиморасчеты проходят в «коридоре» от 15 000 до 50 000 рублей. Причем, иностранцы (как правило «жестянки» крадут у белорусов, украинцев и молдаван) находятся в особо повышенной зоне риска. Ведь они как рыба, взятая за жабры: без номеров не только по России им передвигаться проблематично. Самое главное нет возможности вернуться на машине на родину. Потому исправно платят жуликам.

Государство на стороне жулья?

Наученные горьким опытом автомобилисты, чтобы вновь не оказаться у воров на крючке, приклепывают намертво номера (если захочешь отодрать, так только вместе с бампером), либо, перед тем, как оставить машину без присмотра, снимают с нее номера. Но в таких мерах защиты есть свои подводные камни.

Служивые от ДПС, наделенные полномочиями за некоторые водительские провинности скручивать с машины нарушителя номера, чертовски не любят всякого рода болты-секретки и заклепки. И хотя формально привлечь шофера к ответственности не за что, повзрывать мозг на тему, что, дескать, пригвоздив номер на заклепки, вы тем самым препятствуете осуществлению инспектором его должностных обязанностей, вполне могут.

Со снятыми для большей сохранности номерами дела обстоят еще суровее. С тех пор как в Москве стали работать «Парконы» (авто, оснащенные приборами фотофиксации правил парковки), многие моторизованные москвичи стали заклеивать номерные знаки бумажками, листиками, а то и вовсе снимать с бамперов. И в этой связи в головы писателей отечественных норм права закралась мысля о том, чтобы штрафовать тех, кто проводит подобные манипуляции с госномерами.

Кроме того, известны случаи, когда за скручиванием номеров проезжающий полицейский партруль «застукивал» владельца машины. Это уже потом становилось понятно, что «жестянки» снимал не вор, а хозяин машины, ну а до кульминации событий автовладелец испытал все прелести общения с блюстителями порядка.

Еще один способ защиты от номерокрадов – изготовление дубликатов. Речь, конечно, идет о копиях номеров, изготавливаемых на пластике с помощью специального принтера. Издали «дублер» похож на оригинал, но при ближайшем рассмотрении замечаешь, что цифры не выдавлены, а напечатаны, что нет голограмм, что белый фон без функции световозврата…

Казалось бы, за такой знак водителя нельзя привлечь к ответственности по статье «Использование заведомо подложных номеров», ведь формально буквенно-цифровой набор на дубликате соответствует тому, что на оригинале, да и сами «жестянки» красуются под лобовым стеклом (поэтому владелец авто если и нарушает, то лишь правила расположения номеров), однако милицейская кара будет гораздо серьезнее допущенного правонарушения.

Дело в том, что для приборов фото и видеофиксации нарушений сигналом к распознаванию номера является голограмма, нанесенная на жестянку (по этой же причине и на транзитные номера стали клеить переливающийся всеми цветами радуги стикер). На дубликате голограмм нет, а значит, автомобиль становится невидимым для «беспристрастного гаишного ока». Отсюда и причина столь пристального внимания инспекторов к тому, что именно висит на бамперах.

Всеми правдами и неправдами они, выявив машину с не соответствующими ГОСТу номерными знаками, привлекают водилу по статьям КоАП РФ «Установка на транспортном средстве заведомо подложных государственных регистрационных знаков» и «Управление транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками». А это попахивает лишением «прав» на срок от 6 месяцев до года.

Согласитесь, довольно дикая ситуация: с одной стороны государство никак не защищает нас, водителей, от беспредела криминальных элементов, и с другой стороны не дает правовых возможностей нам самим защищаться от этих упырей. Ей богу, складывается такое впечатление, что органы всех ветвей власти находятся в преступном сговоре с похитителями номеров, получая от их деятельности стабильные барыши.

Сажать не по закону, а по понятиям

А иначе как объяснить, полнейшее бездействие и законодателей, и милиционеров и судей? У автора сих строк летом прошлого года с машины украли номер, за возврат которого злоумышленники запросили 3 000 «деревянных». Не кормить этих паразитов – дело принципа. Решил действовать по закону. Обратился в милицию с заявлением, убив на написание, объяснений, показаний и демонстрацию автомобиля дознавателям, без преувеличения, целый божий день.

И все ради того, чтобы мне дали Талон уведомления, который не дает ни права ездить на машине без номеров хотя бы пару дней, ни возможности получить в ГАИ новые номера (для этого нужна бумага посерьезнее). Три недели машина стояла на «якоре», поскольку именно столько сочинялся и шел по почте документ под названием «Отказ в возбуждении уголовного дела», на основании которого в Госавтоинспекции могут выдать на автомобиль новые номера.

Когда участковому был задан вопрос, мол, а почему отказ-то, ведь факт преступления на лицо? Ответ был неожиданным: по понятиям – на лицо. По закону – нет вообще никакого преступления. Расклад таков: автовладелец не является собственником номерных знаков, поэтому материальный ущерб ему не нанесен (стало быть, статьи «Кража» нет).

То что неизвестные просят деньги за информацию об их месте нахождения – так это отсутствие альтруизма, дескать, я случайно видел, что некто их спрятал в сугроб, но за спасибо рассказывать в какой именно – не хочу (стало быть, статью «Вымогательство» здесь тоже не «пришить», ибо тот, кто просит деньги не угрожает ни вашей жизни, ни здоровью, ни имуществу). Мошенничество? Тоже нет. В данном случае вашим доверием никто не злоупотребляет – вам же не продают аскорбинку из аптеки под видом новейшего лекарства от всех болезней.

Та банда воров номеров, о задержании которой было громогласно заявлено в прошлом году, так, видимо, и осталась на свободе. Потому что с точки зрения закона никакого преступления они не совершали. Единственное, что им можно «впаять» – это уклонение от уплаты налогов. Не более того. Ведь с точки зрения закона, других преступлений они не совершали.

И чтобы полиция смогла переломить ситуацию, этих негодяев нужно сажать в тюрьму не по закону, а по понятиям.

А если попроще…

 

Ну а если серьезно, то свести на нет этот криминальный промысел только лишь путем ужесточения закона не реально. Ну будет статья «Кража номеров», но доказать это будет уж слишком проблематично. Здесь, по мнению многих экспертов, надо бить сразу по двум болевым точкам: то есть и закон ужесточать (вернее, внести в УК РФ статью за похищение номеров) и упрощать процедуру получения новых номеров.

Скажем, украли номер, пишешь заявление в полицию, тебе в ответ дают бумагу, по которой без номеров можно ездить, скажем, до двух недель (или чтоб в каждом отделе полиции были транзитные номера для подобных случаев). Если украли номера у иностранца – предоставить ему в пользование специальные госзнаки, по которым можно было бы как ездить по России, так и пересекать границу. Еще одно условие – госуслуга по выдаче новых номеров, взамен украденных должна быть бесплатной.

Чтобы у автовладельца не было раздумий типа, отдать ли ворам 3 000 «рэ» или же государству ручку позолотить на 2 000 да плюс и в очередях уйму времени убить… То есть, чем проще будет «разрулить» ситуацию с пропажей знаков с помощью государства, тем менее привлекательным будет выглядеть предложение бандитов «закинуть денег на их электронный кошелек».

Кстати, одну из попыток упростить процедуру получения номеров уже предприняла столичная Госавтоинспекция. На улице Перерва, дом 21 есть регистрационное подразделение, работающее круглосуточно и без выходных. Причем, работа отлажена до такой степени, что от момента подачи заявления, до момента выхода из ГАИ с номерами уходит 40-50 минут. И в этом лично убедился корреспондент «Автовзгляда», во второй раз став жертвой номерокрадов.

На сей раз, обнаружив пропажу госзнаков, в милицию обращаться не стал – три недели ждать Отказа в возбуждении уголовного дела и не иметь возможности эксплуатировать авто – это выше человеческого понимания. Поэтому сразу поехал в ГАИ, где списал исчезновение номеров на собственное разгильдяйство. В этом случае, не требуются справки из милиции и все регистрационные действия выполняются безотлагательно. Но вернемся к теме.

Номера у меня украли ночь с пятницы на субботу. Казалось бы, выходной день и получить «железяки» не реально. Но приехав на Перерву, 21 стало понятно, что не все так плохо. В подразделении установлена система «Электронная очередь». Когда брал талончик на прием, на часах было около 20.00. Время «свидания» с инспектором компьютер назначил на полчетвертого утра. Ну и на том спасибо!

К назначенному времени вернулся в ГИБДД. Как только время на часах совпало с тем, что указано в талончике, меня пригласили к окошку. И на этом, собственно говоря, все. Меньше, чем через 40 минут с новыми номерами я вышел из ГАИ. Сказать по правде, я был в шоке от такого сервиса. Реально быстрее, чем даже по блату.

К слову сказать, автомобилистов, оказавшихся в столь поздний субботний час с просьбой выдать новые номера, взамен украденных, было немало. И именно в очереди в ГАИ понимаешь истинный масштаб бедствия. Официальная статистика по кражам номеров, это вершинка айсберга, ибо в милицию с соответствующим заявлением обращаются единицы. 98 процентов автомобилистов, у кого «свистнули» знаки, либо раскошеливаются, либо признаются гаишникам, что сами маши-растеряши.

И пока ждал оформления документов, братья по несчастью рассказали свои истории пропаж номеров. Геннадий, владелец «Газели», перевел мошенникам 7 000 рублей на электронный кошелек за информацию о тайнике со своими номерами. Но оказался обманут. На крыше «ракушки» он нашел чужие номера, а когда стал звонить, чтобы разобраться в ситуации, абонент был уже как говорится, «не абонент».

Виктор, у которого накануне тоже умыкнули номера, сказал что в подобную ситуацию он вляпывается уже в третий раз. Первый раз заплатил 3 000 рублей, номера оказались неподалеку от машины. Во второй раз знаки получилось найти самостоятельно – они так же были близь места совершения преступления. В третий раз «жестянки» не нашлись, а кормить этих аферистов можно бесконечно. Правда, если позвонить по телефону, указанному в оставленной жуликами записке, и спросить, где гарантия, что на следующую ночь рецедив не повторится, на том конце провода заявляют:

– Мы работаем честно, у нас есть база, мы в нее заносим ваш номер и больше его никогда не тронем.

Свежо придание, да верится с трудом. Ведь сегодня одна преступная группа сняла номера, а завтра уже совсем другая, у которой своя база… Еще из последних тенденций – номера перестали прятать рядом с местом кражи. Нынче знаки уносят за два-три квартала, что делает поиск «жестянок» без подсказок мероприятием провальным.

Как мы видим, воры работают хорошо. ГИБДД Москвы, к счастью, тоже пошло на встречу трудящимся. Но трудами одной лишь Госавтоинспекции гангстеров не свести на нет. Здесь нужно оружие помощнее. Но будет ли власть что-то в этом отношении предпринимать – есть большие сомнения. Ведь глобально ситуация устраивает всех: в казну идут госпошлины за выдачу новых номеров; отсутствие в Уголовном кодексе статьи за кражу номеров защищает полицию от роста криминальной статистики и «глухарей»; да и преступные сообщества, которые живут и процветают не без помощи властных покровителей, вполне хорошо себя чувствуют в нескончаемом денежном потоке.

Автор: Дмитрий Зленко. Автовзгляд 

You may also like...