Проклятое место. У крымских мэров лихорадка – уголовная

Прокуратура трясет крымских мэров, как тропическая лихорадка. Градоначальников отстраняют от работы, заводят на них и их родственников уголовные дела, а некоторые предпочитают ретироваться сами. От греха подальше.

Автор: ГЛЕБ СЕРГЕЕВ, Первая Крымская

Привет семье!

Как-то с самого начала этот год не заладился для городских голов полуострова. Напомним, январь начался с сообщения о возбуждении уголовного дела в отношении первого вице-мэра Керчи Олега Каторгина и директора департамента по правовой работе Натальи Мочаевой. Их действия квалифицировали по ч. 1 ст. 364 УК Украины как злоупотребление служебным положением. За решение вопроса об оформлении права собственности на садовые дома чиновники заставили человека заплатить 10 тыс. грн., которые тот перевел на счет сторонней коммерческой структуры.

В начале марта суд вернул уголовное дело Каторгина и Мочаевой на доработку в прокуратуру, указав на технические ошибки. К этому времени оба чиновника уже уволились из горисколкома. С чего бы это? Не от того ли, что, по данным журналистов местной телекомпании «Бриз», следствие первоначально разрабатывало версию о деятельности в исполкоме Керчи организованной преступной группировки. По данным источника в правоохранительных органах, в отношении керченских чиновников расследовались два уголовных дела по ст. 364 и 368 УК Украины.

Согласно этой версии, вступив в сговор, несколько чиновников исполкома горсовета Керчи наладили схему вымогательства денежных средств за оформление права собственности на жилье, узаконивание самовольного строительства, перепланировку квартир, расширение балконов, оформление аренды земельных участков и т.д. Однако перед судом предстали только эти двое и уже как безработные, хотя и действовавшие по предварительному сговору.

Интересно, что, когда новость о задержании Каторгина и его подельницы попала в прессу, сам керченский градоначальник Олег Осадчий отреагировал на это очень спокойно, мол, чиновники ничего крамольного не совершали, все в порядке вещей.

Но уже в начале февраля Керченский горсовет приостановил решение о выделении сыну мэра Олега Осадчего Руслану 0,6 га в центре города под строительство торгового центра. А еще спустя месяц уже сам Руслан без объяснения причин отказался от этого участка. Не стоит ломать голову, размышляя о том, связан ли наезд на чиновников мэрии с неприятностями семьи градоначальника.

Один пропущенный звонок

Но это далеко не вся история. По соседству с Керчью, в знаменитом Коктебеле, правоохранители предъявили обвинение в халатности, а теперь и отстранили от должности другого дуайена мэрского корпуса — поселкового голову Алексея Булыгу. Поводов для пристального внимания к этому уголку полуострова у надзорного ведомства могло быть сколь угодно много, но показательно, что основанием для возбуждения уголовного дела послужила история чуть ли не 20-летней давности.

В начале марта республиканская прокуратура подтвердила уголовное производство по факту незаконной аренды коммунального имущества в Коктебеле. По данным «Нового региона», речь идет о расследовании передачи в аренду складов местной овощебазы еще в 1994 (!) году. «Следственные действия проводились в здании Коктебельского поссовета и у поселкового головы по факту выявленных нарушений, — уточнила пресс-служба прокуратуры.

— В процессе следствия будет установлена степень причастности Алексея Булыги к выявленным нарушениям». Уже на этой неделе стало известно, что по требованию прокуратуры мэр Коктебеля на два месяца отстранен от исполнения обязанностей. Якобы причина в том, что он, состоя в должности, может повлиять на результаты следствия. Тем не менее и после этого Булыга появлялся в поссовете и своем кабинете.

Заметим, первый раз Булыга был избран председателем Планерского (с 1992 г. Коктебельского) поссовета, страшно сказать, еще в январе 1991 г. И все это время Алексей Николаевич держал нос по ветру. Множество известных и влиятельных людей и их родственники, например, бывший прокурор Крыма, а ныне губернатор Львовской области Виктор Шемчук, имели или имеют дачи в поселке.

В свое время Булыга играл не последнюю роль в войне тогда еще спикера автономии Анатолия Гриценко и мэра Феодосии Владимира Шайдерова за Тихую бухту.

В декабре 2009 г. мэр Коктебеля на своем авто насмерть сбил 72-летнего местного жителя в селе Насыпном, и все ему сошло с рук. Как член Партии регионов, на последних выборах он вновь стал поселковым головой. Непонятно только, как такой многоопытный человек мог пропустить самый важный для него последний звонок.

А прозвенел он в конце января, когда Булыга добровольно сложил с себя полномочия главы местной парторганизации «регионалов». «Алексей Булыга не в полной мере справился с задачами, поставленными перед первичной организацией и перед ним как ее руководителем в ходе кампании по выборам народных депутатов Украины в 2012 г. Как опытный руководитель, он самостоятельно проанализировал свою работу и принял решение оставить занимаемый пост», — пояснила причины его отставки пресс-служба КРО Партии регионов. По одной из версий, пристальное внимание к персоне Булыги объясняется тем, что он стал не нужен функционерам партии власти. Чем-то перед ними провинился.

Агеев наш — мужик?

Но, похоже, охота на мэров в Крыму становится популярнее охоты на лис и распространяется, как степной пожар. На западе полуострова Сакская межрайонная прокуратура еще в феврале начала уголовное производство по факту незаконной приватизации комплекса городской бани. «Установлено, что помещения были выкуплены депутатом по цене в 50 раз ниже ее реальной стоимости. По предварительным расчетам, ущерб от этой сделки составляет более 1 млн. грн.», — сообщила пресс-служба надзорного ведомства. Дальше интереснее.

Была установлена незаконная передача в собственность нежилого помещения в центре Сак, которое в нарушение процедуры было передано близкому родственнику городского головы. «Досудебное расследование ведется по факту противоправного предоставления в пользование родственнику городского головы земельного участка площадью 3 га», — сообщает прокуратура. По ее информации, данные правонарушения квалифицированы по ч. 1 ст. 364 УК Украины как злоупотребление служебным положением. Также прокуратура отрабатывает другие факты противоправного отчуждения недвижимости в городе в пользу должностных лиц горсовета.

Это что, вообще, такое? Олег Васильевич Клюй — уважаемый человек, член той самой партии, избран мэром на второй срок. Он-то кому перешел дорогу? Так, глядишь, каждый кому не лень сможет замахнуться на мэра. Очевидно, так решил нардеп Лев Миримский и поднял руку на городского голову Симферополя Виктора Агеева. И не просто поднял, а написал заявление в Генпрокуратуру. «Вот мэр Симферополя наш — м…к, иначе не назовешь, для меня умер, потому что мэр, который ничего не видит и не слышит, или глухонемой, или мертвый.

Например, улица Горького, на реконструкцию которой было потрачено 14 миллионов, — это все очень хорошо, наверно. Но по закону на все, что свыше 300 тысяч, надо проводить тендеры. А они взяли и разбили эти миллионы на 300 тысяч, раздали кому надо и, таким образом, обманули закон. Он сам в этом сейчас признался, поэтому я буду писать в Генпрокуратуру. Самому мэру я пишу по запросу в день», — сказал Лев Юльевич «Главкому». И уже написал.

Как отреагирует прокуратура на наезд Миримского, это еще бабушка надвое сказала. В конце концов, он не из этого лагеря. А вот охота правоохранителей на мэров уже породила самые разные версии: от наказания за итоги выборов, как это было с мэром Ялты Боярчуком, до зачистки старых кадров, приросших к своим местам, что очень похоже на историю с Булыгой и Осадчим.

И меньше всего, как ни досадно, почему-то приходит на ум банальная борьба с коррупцией, крестовый поход против которой официально объявила Украина. Так, может, прав был мэр Лучистого (подножие горы Демерджи) Юрий Мамчин, который в середине февраля ни с того ни с сего взял да и сложил с себя полномочия поселкового головы. А потом вообще уехал в США. От греха подальше.

You may also like...