«Обмани ближнего» как национальный вид спорта

В Украине появился новый, национальный вид спорта: «обмани ближнего». Играют в него всегда и везде. Сначала одни убеждают нас в ремонте дорог на 98%, потом другие – в необходимости революций. Но речь сегодня пойдёт о бытовых обманах.

Учитывая повальную неудовлетворённость своим бытом, этот вид обмана становится наиболее массовым и популярным. То под видом «бешеной» скидки для пенсионеров бабушке продадут фильтр для воды по трёхкратной стоимости, то под видом несуществующей денежной реформы предложат обменять деньги на фантики, то обещают устроить на работу с зарплатой, как у голливудских звёзд, а героиню нашего рассказа уговорили установить металлопластиковые окна. Вернее, она так думала…

Героиня нашего рассказа (назовём её Еленой) окна менять не собиралась до тех пор, пока к ней в квартиру не позвонили обходительные представители одной известной в Украине фирмы по изготовлению окон из города на Днепре. «Они предложили мне поставить новые окна с уникальной скидкой – 20 процентов. Дескать, акция такая. А цена – невообразимо низкая из-за того, что поставка идёт прямо с завода, минуя посредников, да ещё и не поднялась, хотя очень скоро вырастет почти вдвое.

В общем, уговорили. Да ещё и предоставляют рассрочку. Почти даром. Провели замеры и сообщили, что для «гарантии заказа» необходимо заплатить задаток в размере 50 гривен. Да ещё и за замеры каждого окна по 50. Я отдала требуемую сумму. А взамен получила соглашение с печатью о задатке на установку пластиковых окон, которое и подписала. В документе говорилось, в частности, что в случае отказа заказчика от заказа сумма задатка не возвращается. О сроках выполнения заказа, сказали менеджеры, мне сообщат в офисе».

На следующий день в предвкушении обещанного металлопластикового чуда Елена отправилась на фирму подписывать договор. Правда, ждать свободного менеджера пришлось почти три часа, но это являлось косвенным подтверждением популярности фирмы. «Очень много заказов, извините нас», – кающимися голосами вещали сотрудники. Когда подошла «очередь» (не удивляйтесь – сама задержка, судя по всему, была чётко спланирована, дабы утомить клиента, зацепившегося «за крючок»), Елена уже была согласна на всё, даже на договор с самим Сатаной.

Как планировалось, так и случилось: договор был подписан фактически нечитанным. А кроме самого договора, в купе разнообразнейших бумажек оказалась и такая, где наша героиня (читай: жертва) согласилась, поставив подпись, с тем, что претензий к фирме-поставщику услуги не имеет и ИМЕТЬ НЕ МОЖЕТ!!!

Всей оговоренной суммы у Елены не было, потому она хотела поехать в свой банк, где у неё была открыта кредитная линия, чтобы взять кредит на недостающую сумму. Этому «оконщики» воспротивились: прямо здесь есть представители «своего» банка, где кредит можно оформить быстро и просто. Разница в условиях кредитования была невелика, и Лена согласилась. И действительно, в соседней комнатушке ютилась барышня из кредитного отдела банка, которая быстренько всё оформила и поблагодарила за сотрудничество. И только придя домой, Елена начала листать договор о вожделенном бытовом счастье. И тут оказалось, что всё не совсем так, как казалось!

Договор был о ДОСТАВКЕ окон заказчику от производителя в тридцатидневный срок! А вот монтажно-демонтажные работы выполняются некими неизвестными «подрядными организациями по своим срокам, нормам и расценкам». Хотя в разговоре с менеджерами всё выглядело несколько иначе. Насторожившись (лучше поздно, чем никогда), Лена начала обзванивать знакомых, выясняя подробности своего заказа (оно и понятно, откуда учителю сельской школы знать особенности «оконного бизнеса», хотя делать это надо было раньше).

Вот тогда-то и начали проявляться нестыковки: сначала оказалось, что предусмотренный договором стеклопакет не предполагает установку в жилых помещениях, потом – что предусмотренный договором профиль известной фирмы Winbau … не производится данной фирмой! Вера в порядочность и искреннее нежелание считать себя «крайне глупым человеком» заставили Елену в тот же день обратиться в фирму-исполнитель с просьбой показать сертификаты, договор с заводом, увидеть готовые окна. В ответ она получила только оскорбления, угрозы и была выставлена за дверь.

Договор подписан. Прав нет. Иной бы опустил руки и, кляня себя за неосторожность, постарался бы поскорее забыть об этом, оправдывая себя старой поговоркой «за ошибки надо платить». Но не такой оказалась наша героиня. Да и сумма в более чем четыре тысячи гривен (за два окна!) для сельского учителя весьма значительна. Пошла она в милицию, где получила справедливый ответ: «Вы подписывали сами, без давления? Нет состава преступления!»

Обратилась Елена в областную организацию защиты прав потребителей (само название обязывает!), по совету сотрудников этой организации отправилась в оконную фирму с письмом о прекращении действия договора. И, к своему вящему удивлению, обнаружила, что не одинока в своих претензиях! Возле дверей плутоватой фирмы повстречала она женщину, которой привезли металлопластиковые окна, бывшие в употреблении (естественно, под видом новых!), и таких же горемык, позарившихся на «уникальную скидку».

Увидев всё это, Лена поверила в свои права и начала действовать: заставила зарегистрировать заявление о расторжении договора в оконной фирме. Написала письмо на завод-изготовитель оконного профиля, на завод-изготовитель окон отослала телеграмму с требованием остановить изготовление заказа, отправилась в банк-кредитор с письмом об отказе от кредита. Даже Президенту Януковичу письмо написала.

Как оказалось, никакого отношения Winbau (указанный как производитель профиля) к данному заказу не имеет, поскольку никогда не сотрудничал с днепропетровской фирмой, местные представители которой подписали договор с Еленой. Далее – веселее! Днепропетровская фирма… не имеет своего постоянного представителя в нашем регионе! А о фирме, с которой общалась наша героиня, слышит в первый раз! Замкнутый круг? Нет, решила Лена и села за компьютер. Благо, Всемирная паутина позволяет находить контакты фактически с любой организацией в мире.

И пошли письма во все перечисленные выше организации, на форумы таких же обиженных некачественными исполнителями. Например, на Winbau написала письма во все представительства, рассказав о том, как порочат честное имя уважаемой фирмы. «Я решила, – говорит Лена, – что если фирма вложила большие деньги в производство, то ей невыгодно будет, если кто-то опорочит её имя. Со мной из Winbau связались очень быстро, хотели узнать, какой именно профиль мне обещали установить. И оказалось, что нет такого профиля в их продукции! Я не знаю, что подействовало больше всего, но мне позвонили из злополучной фирмы и предложили вернуть деньги. Полностью!»

Вот такой счастливый конец у этой истории. А возможен он стал только благодаря активной борьбе пострадавшей с произволом местных «дельцов» от оконного бизнеса. Хотя и эта борьба могла не понадобиться, если бы просто вовремя и внимательно был прочитан договор. А самым примечательным во всей этой истории можно считать слова представителя банка-кредитора, сказанные конфиденциально Лене после погашения кредита на злополучные окна: «Мы вам, конечно, сочувствуем, не вы одна отказались от кредита для этой фирмы. Но, если мы уйдём от них, наше место займут конкуренты. А они нам много заёмщиков поставляют»…

Автор: Алексей Гора, «УЦ».

You may also like...